Гоголевские торжества продолжаются…

Гоголевские торжества продолжаются…
Оперный обозреватель

Мариинский театр бесспорно продолжает оставаться абсолютным лидером российской оперы по всем параметрам. Но по одному – количеству премьер, фестивалей и прочих информационных поводов – равного ему трудно сыскать не только в нашей стране, но и в мире. Несмотря на естественные в таком режиме полууспехи, а иногда и откровенные неудачи, темп, однажды заданный Валерием Гергиевым прославленному питерскому коллективу, старательно выдерживается. Нынешний сезон – тому еще раз неоспоримое подтверждение. Никакой финансовый кризис не в состоянии помешать грандиозным планам театра. На основной сцене за текущий сезон уже сделано пять премьерных работ, и это еще не предел.

Примерно столько же – в Маринке-3, на новой концертной сцене театра, которую активно эксплуатируют и по-театральному: хотя ее возможности намного скромнее (отсутствие театральной машинерии, полноценных колосников и пр.) новые именно театральные, а не только концертные работы появляются здесь регулярно. Кульминация мариинского сезона – фестиваль «Звезды белых ночей» - обещает быть в этом году амбициозным и продолжительным по времени как никогда: и репертуар широчайший и самый разнообразный, и приглашенных звезд навалом. Остается только удивляться всему, что происходит в Мариинке. И невозможно не отметить еще раз, что, несмотря на справедливость критики избранной Гергиевым модели, все чаще звучащей в последнее время со страниц отечественных изданий, театр живет полной жизнью, тут постоянно что-то происходит, и в этом потоке событий нередки настоящие удачи.

В преддверии «Белых ночей», где-то в промежутке между «Золотой маской» и Пасхальным фестивалем Гергиев на широкую ногу празднует 200-летие со дня рождения Гоголя. «Гоголиада» царила в театре весь апрель, предлагая классику и новые произведения, театральные и концертные премьеры, спектакли текущего репертуара и новую продукцию. И если специально написанные к фестивалю три одноактные оперы (композиторы – Светлана Нестерова, Вячеслав Круглик, Анастасия Беспалова) вызывают естественное любопытство, то возобновленные в концертном варианте «Мёртвые души» Щедрина – прежде всего уважение к культуртрегерству «инициатора всех мариинских инициатив», ибо произведение стоящее, напрасно забытое отечественными театрами довольно-таки быстро после мировой премьеры в конце 1970-х.

Классическое наследие на гоголевском фестивале было представлено многочисленными операми Мусоргского, Римского-Корсакова и Шостаковича, имеющимися в бездонном репертуаре театра. Специально же к юбилейным торжествам была поставлена «Майская ночь» - некогда страшно популярное произведение, в последние десятилетия по непонятным причинам выпавшее из практики российских оперных театров. Помните знаменитую «Музыкальную историю» с Лемешевым в главной роли? Ведь помимо нещадно эксплуатируемого по сюжету фильма «Онегина» находится в нем место и шедевру Римского-Корсакова: именно в партии Левко Петя Говорков дебютирует на профессиональной оперной сцене. Яркие мелодические находки центральной теноровой партии делали оперу всегда желанной у отечественных премьеров. Похоже, что интерес к «Майской ночи» постепенно возвращается: в прошлом году она была поставлена в столичном Театре имени Станиславского и Немировича-Данченко (правда, достойного премьера так и не сыскали), в концертном исполнении в неосвоенном еще пока в России формате open-air прозвучала в подмосковной усадьбе Архангельское (нашумевший проект Михаила Плетнева, на премьерское место претендовал поп-кумир Николай Басков). Всегда чуткий к музыкальным тенденциям и моде Гергиев теперь своевременно включил ее в репертуар Мариинки.

Останавливаться на достоинствах «Майской ночи» мы не будем – они хорошо известны, ибо хотя эта всего лишь вторая по счету опера Римского-Корсакова, но написанная весьма мастерски, она давно заняла свое место в классическом наследии. Напомним лишь, что яркие мелодические находки, богатая инструментовка и колоритный гоголевский язык, сохраненный в либретто композитором, а также сочетание лирического, комического и фантастического делают произведение весьма оригинальным и в то же время весьма характерным для всего творчества Римского-Корсакова. Обратимся собственно к постановке.

В Мариинском театре она была отдана на откуп молодежи: под руководством Ларисы Гергиевой репетировали и пели премьеру сплошь вчерашние и сегодняшние студенты Академии молодых певцов театра. За дирижерский пульт встал представитель молодежной генерации мариинского дирижерского корпуса Туган Сохиев, а за сценическое решение ответственность нес молодой питерский актер, только пробующий свои силы в режиссуре, Александр Маскалин. Искать в работе Маскалина «чего-то эдакого» - абсолютно бесперспективное занятие. «Майская ночь» поставлена совершенно традиционно – по периметру сцены расставлены плетеные изгороди с глиняными горшками вверх дном, пара грубо сколоченных телег, буйной малороссийской растительностью убраны другие элементы сценического оформления, парубки разгуливают в шальварах всех цветов радуги, а дивчины – в венках с лентами в косах, словом, самая что ни на есть гоголевская Украина воспроизведена с дотошной аккуратностью. В третьем, фантастическом акте появляется деревянный помост над воображаемым заболоченным прудом, вокруг которого русалки в белых полупрозрачных хитонах и серебристых коронах разной конфигурации водят хороводы. Когда приходит черед кому-то петь – хору или солисту, или ансамблю певцов – исполнители выходят на авансцену и, не слишком озаботившись потребностями драматического положения, логикой спектакля, упоенно вокализируют. Все просто, однозначно, узнаваемо: традиционный оперный театр, призванный ублажить зрителя красивой картинкой и прекрасным пением.

Справедливости ради надо сказать, что пение в новой мариинской продукции очень приличное. Прежде всего стоит отметить достойный вокал и вполне естественную, ненатужную игру исполнителей второго плана: яркий, чудаковатый Голова получился у Михаила Колелишвили, разухабистый, зычный Каленик – у Николая Каменского, вечно юлящий, с превосходной дикцией Писарь – у Павла Шмулевича, задиристый, с пронзительным характерным звучанием Винокур – у Андрея Попова. Из лирической триады лидировала Евгения Муравьева (Панночка), порадовавшая публику красивым, звучным голосом, стабильным верхом, общей певческой культурой. Анна Кикнадзе (Ганна) «удивила» отсутствием полноценного меццового тембра – это скорее сопрано без верхов, которая вынужденно специализируется на низких партиях, но, увы, никакого обаяния в таком пении не находишь: от Ганны ждешь обволакивающего, теплого звука, в то же время наделенного волевыми, упрямыми интонациями, без этого трудно увидеть на сцене бойкую малороссийскую красавицу. Даниил Штода (Левко) поет красивым, культурным звуком, голос ровный, без дефектов, исполнение не равнодушное, эмоциональное. Однако оценить все указанные достоинства певца представляется возможным лишь сидючи не далее пятого ряда партера: камерный по природе голос Штоды по-прежнему плохо справляется с большими залами.

Если певческий уровень постановки не вызывает в общем-то больших нареканий, скорее напротив, слушать молодежь в большинстве случаев приятно, то оркестровая игра была значительно ниже того уровня, что слушатель вправе ожидать от прославленного коллектива Мариинского театра: и технический брак попадался (особенно грешили этим духовики), и откровенная несыгранность, но более всего поразило отсутствие всякой четко выраженной идеи у музыкального руководителя постановки: Туган Сохиев просто откровенно плелся за партитурой, едва успевая разрулить ее наиболее сложные моменты. Про такое исполнении принято говорить, что ноты были сыграны честно, но собственно музыки почти не наблюдалось. Это тем более удручает, что оркестровое письмо Римского-Корсакова как мало какое другое дает возможности самовыражения для дирижера, возможности колористических находок, игры с тембрами, нюансами. Все это, по-видимому, еще ждет своего воплощения с приходом в постановку другого дирижера, пусть не столь активно продвигаемого, но действительно мастеровитого – тогда и «Майская ночь» сможет заиграть яркими, подлинно весенними красками.

Фото с сайта Мариинского театра

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ