Коротко о разном

Коротко о разном
Оперный обозреватель

Большой рассказал о том, как собирается жить дальше

На днях состоялась пресс-конференция руководства Большого театра, посвященная открытию нового сезона. Музыкальным руководителем театра с этого дня и до конца 2011 г. будет известный петербургский композитор Леонид Десятников, три сочинения которого были представлены в Большом - балеты "Русские сезоны" и "Вываливающиеся старухи" в постановке А. Ратманского и опера "Дети Розенталя" (режиссер-постановщик Э. Някрошюс), созданная специально для Большого.

Сотрудничать с Большим театром дали согласие дирижеры Александр Лазарев, Василий Синайский, Кирилл Петренко, Владимир Юровский, Теодор Курентзис.

Причем, трое из них начнут свое сотрудничество уже в этом сезоне. Среди оперных названий, которые должны появиться в афише Большого театра в предстоящие три сезона, - "Воццек" А. Берга, "Дон Жуан" В.А. Моцарта, "Вишневый сад" Ф. Фенелона, "Кавалер розы" Р. Штрауса и др. В числе режиссеров, дебютирующих в Большом,- Анатолий Васильев, Кирилл Серебренников, Василий Бархатов.

Ожидаются масштабные гастроли на сцене лондонского театра Ковент-Гарден (конец сезона 2009/10), мадридского театра Реал и Люцернском фестивале (начало сезона 2010/11) и др.

Управляющая оперной труппой Маквала Касрашвили поздравила оперную труппу с возрождением внимания к начинающим певцам, подчеркнув преемственность между существовавшей некогда при оперной труппе стажерской группой и ныне вводимой Молодежной оперной программой. Отметила, что прошедший сезон оказался богат на удачные вводы (Лолитта Семенина, Светлана Шилова, Марина Лапина, Олег Кулько) и принес громкую победу на крупном международном конкурсе (Екатерина Щербаченко).

Открытие сезона в Метрополитен-опере: первый блин комом

С редким единодушием музыкальные критики Америки обругали первую же премьеру Метрополитен-оперы в новом сезоне: оперу «Тоска» в постановке шведского режиссера Люка Бонди, сделавшего ставку на звездный состав, что для этого театра не удивительно, и на акцентирование эротических аспектов, что совсем не в стиле и традициях Мета.

Пришедшая на открытие во фраках и вечерних платьях публика освистала Бонди, но горячо встретила главных героев спектакля: певцов Кариту Маттилу, Марселло Альвареса и дирижера Джеймса Ливайна.

Обозреватель агентства АП Майк Силверман пишет, что не припомнит столь скандального открытия сезона в старом добром театре: «Вполне оправданное негодование 3 800 любителей оперы, пришедших в театр 14 сентября, выразилось в самом продолжительном за историю театра дружном освистывании постановщика и его помощников». Бонди, для которого это спектакль стал дебютом на сцене Мета, бросил вызов роскошной, точной до деталей интерпретации «Тоски» великим Франко Дзеффирелли образца 1985 года. Достаточно упомянуть декорации первого акта, напоминающие не церковь, а скорее тюрьму, и странное поведение главной героини во втором действии: убив Скарпиа, она не уходит, как того требует либретто, а залезает на подоконник и как бы раздумывает, прыгнуть ли ей, но затем спускается обратно и без чувств падает на диван под финальные аккорды.

Смена творческого караула в Парижской опере

Николас Джоэл, сменивший в августе Жерара Мортье на посту музыкального руководителя Парижской оперы, уже успел представить свою работу – не часто исполняемую оперу Гуно «Мирей». Похоже, что эта постановка сигнализирует о разрыве с провокационным художественным методом его предшественника.

«Мир, кажется, перевернулся, - пишет Le Mond, - консервативная Метрополитен Опера открывает сезон храброй постановкой шведского режиссера, а Парижская опера предлагает вполне старомодный по режиссуре спектакль». Между прочим, Мортье, который продолжил свою карьеру в Мадриде, когда-то весьма пренебрежительно высказался о творчестве Гуно, чья музыка, по его словам, «слишком плоха для Зальцбургского фестиваля».

Опера «Мирей», повествующая о сельской девушке, которая предпринимает большое путешествие к раненому возлюбленному и в конце умирает к его объятьях, не имела большого успеха у публики, начиная с премьеры 1864 года. Музыковеды считают это произведение слабым. Но в нем находят и сильные стороны. Это, прежде всего, чудесная мелодичность, компенсирующая драматургическую беспомощность. Заглавная партия представляет собой настоящее вокальное пиршество как в сольных фрагментах, так и в ансамблях. Музыка достигает апофеоза в заключительной сцене, когда умирающей героине мерещатся ангелы, призывающие ее к себе на небеса.

Исполнение этой партии стало поистине триумфом для албанской певицы Инвы Мулы (Inva Mula), которую режиссер неоднократно приглашал в свои спектакли, еще работая в Тулузе. Ее партнеры - американский тенор Чарльз Кастроново, французы Алан Верне, Сильвия Брюне. Дирижировал Марк Минковский, давно и успешно работающий в театре Шатле.

Надо отметить, что прохладный прием залом вышедшего на поклоны Джоэла не идет ни в какое сравнение с враждебностью, которую питает французская публика к его предшественнику.

Премьера «Трубадура» в Опере Сан-Франциско

Критики довольно скептически оценивали режиссерские деяния Дэвида Гоклея (David Gockley) на посту музыкального руководителя Оперы Сан-Франциско, но его последняя работа - «Трубадур», чья премьера прошла на днях, произвела на всех в высшей степени отличное впечатление. Прежде всего, подбором состава. Самой яркой звездой спектакля стала американская сопрано с русскими корнями Сондра Радвановски (выступавшая не так давно с сольным концертом в Большом зале Московской консерватории). Уже выходная ария ее героини до слез взволновала зрителей. Как пишет обозреватель Марк Рудио, «сверкающей красоты голос певицы заполнял весь зал, а затем переходил в тончайшее пиано, плетя ажурную паутинку чудных звуков». Если бы не Радвановски, то все лавры, возможно, достались бы Стефании Блайз (Stephanie Blythe), сумевшей создать страстный образ Азучены: ее ключевая ария “Stride la vampa” прозвучала как «клятва на крови». Не испортил обедни и популярный Марко Берти. «Он пел, как и подобает настоящему итальянскому тенору». Но все отметили, что Берти не решился на вставное верхнее "до" в конце знаменитой стретты Манрико.

В партии графа выступил Дмитрий Хворостовский. Когда он на сцене, то от него невозможно глаз отвести, отмечают критики. Все у него есть – стройная фигура, красивое благородной лицо, прекрасный голос. Прямо Джеймс Бонд! Но этот вечер был для него не лучшим. Голос не звучал столь мощно, как можно было ожидать, и вообще создать яркий образ ему в этот раз не удалось. Может быть, по причине, что его партнеры пели выше всех похвал, а возможно потому, что данный образ графа-злодея – не для его репертуара.

Нетребко и Виллазон в «Богеме»

В западных музыкальных магазинах в продаже появился фильм-опера с Анной Нетребко и Роландо Виллазоном в главных ролях. Режиссер Роберт Дорнхелм снял фильм еще до того, как Виллазон серьезно заболел, а Анна на время прервала выступления в связи с рождением ребенка.

Постановщик в целом достаточно строго следует либретто оперы, вводя некоторые новые детали, которые вполне уместны и допустимы для кинематографической версии. К примеру, в классической театральной постановке Мими стучится в дверь каморки, где обитает нищая богема, в поисках огня для загасшей свечи. А в фильме зрители впервые встречаются с ней в ее комнате этажом ниже, когда она просыпается, разбуженная громким голосом Рудольфа. Прислушиваясь к тому, что происходит над головой, Мими дожидается момента, когда друзья Рудольфа уходят и поэт остается один, гасит свечу и под предлогом поиска огня поднимается наверх.

Кстати, партию Мими Нетребко споет и на сцене Мета в новом сезоне.

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ