Rossini Opera Festival: 30-летие музыкальной идиллии

Игорь Корябин
Специальный корреспондент

Колыбель и музыкальная Мекка Россини

Когда в 1980 году на родине Россини в небольшом курортном городке на побережье Адриатического моря прошел первый монографический смотр, программу которого составили постановки опер великого уроженца этих мест, мало кто тогда предполагал, что со временем он разрастется до масштабов одного из самых чопорных и элитарных летних итальянских фестивалей. Первая «проба пера» оказалась достаточно скромной: всего лишь по два раза были показаны оперы «Сорока-воровка» и «Счастливый обман», дополненные концертной программой. В своем нынешнем облике ежегодный фестиваль – это три оперные театральные постановки, каждая из которых повторяется по 4 –5 раз (причем, не блочно, а с циклическим чередованием).

1/2

Это очень удобно: для тех, кто не располагает большим количеством времени, всегда есть возможность, приехав сюда всего лишь на три дня, полностью охватить основную фестивальную программу. Кроме этого сей музыкальный смотр имеет достаточно обширную и разнообразную концертную составляющую, содержание которой варьируется год от года, однако в ней можно выделить основные тематические блоки. Это и вокальные вечера (concerti di belcanto). Это и, как правило, чередование в последние годы от сезона к сезону исполнения двух россиниевских шедевров духовной музыки, относящихся к крупной кантатно-ораториальной форме («Маленькой торжественной мессы» – противоречия здесь нет! – и «Stabat Mater»). Вспомним и о третьем духовном опусе Россини «Messa di Gloria», также появлявшемся в афише фестиваля. Это и представление произведений Россини светского («малого» кантатно-ораториального) жанра. Это и эксклюзивные внетеатральные проекты (возможно, концертные исполнения опер): как правило, они посвящены какой-нибудь избранной теме, либо юбилейной дате, либо обусловлены иными событиями в мире оперы.

С момента основания художественное руководство фестивалем осуществляет Альберто Дзедда, непререкаемый во всем мире музыкальный авторитет, признанный специалист по Россини, опытнейший текстолог и автор многих критических редакций россиниевских партитур. Следует особо подчеркнуть, что в Пезаро первозданность и полнота исполнения вдохновенных россиниевских творений возведена поистине в ранг абсолюта. Что же касается стилистики интерпретации репертуара композитора, то этому здесь уделяется самое пристальное и первостепенное внимание. Конечно же, за то достаточно продолжительное время, что я посещаю этот фестиваль (регулярно с 2001 года), мне как зрителю и слушателю приходилось испытывать не только эмоции, «расцвеченные самой превосходной степенью восторга»: как говорится, всякое бывало и в отношении режиссуры, и в отношении певцов. Вот только дирижерские интерпретации практически всегда оказывались на высоте! Заметим, иногда, в последнее время весьма нечасто, за фестивальный оркестровый пульт встает и сам маэстро Дзедда – и тогда за судьбу исполняемого произведения можно не беспокоиться вовсе! Однако важно подчеркнуть, что никогда, ни при каких обстоятельствах музыкальный уровень фестиваля не опускается ниже уровня вполне «уверенной надежной добротности». Несмотря ни на что, этот фестиваль, еще не обросший совсем уж длинной бородой истории, по общему музыкальному рейтингу, несомненно, занимает первое место среди всех итальянских фестивалей, проходящих в летнее межсезонье.

Пезаро – место благодатное как для наслаждения музыкой, так и для курортного отдыха. Главная достопримечательность города – дом, в котором 29 февраля 1792 года Россини появился на свет. Сейчас здесь музей, в который истинный меломан всегда входит с особым торжественным чувством, словно в храм. Маленький и уютный (в классическом стиле) Teatro Rossini на 850 мест и зал Conservatorio di musica «G. Rossini» (Auditorium Pedrotti на 500 мест) стали первыми фестивальными площадками. Значительно позже к ним присоединился спортивный комплекс Palafestival (1500 мест), переоборудованный под проведение оперных спектаклей и, что удивительно, обладавший превосходной акустикой. Итак, три оперы – на трех фестивальных площадках. В сезоне 2005 года Palafestival в последний раз принял своих зрителей. Начиная с 2006 года две (или одна, как в нынешнем сезоне) постановки даются далеко от исторической части города под крышей другого (на этот раз просто гигантского) спортивного комплекса с романтическим названием Adriatic Arena – и публика доставляется туда и обратно на бесплатных автобусах. Собственно на самой арене и сооружаются временные театры (один или два) со сценой, оркестровой ямой и местами для зрителей. В последние годы Teatro Rossini и Adriatic Arena являются основными театральными площадками, а на сцене Auditorium Pedrotti проходят сольные концерты.

Фестиваль имеет и свою кузницу вокальных и дирижерских кадров. Ею является летняя школа под названием Accademia Rossiniana, в работе которой самое деятельное участие принимают как Альберто Дзедда, так и интендант фестиваля Джанфранко Мариотти, разносторонне эрудированный человек, большой знаток итальянской оперы и, в частности, творчества Россини. Accademia Rossiniana начала свою работу в 1989 году, в котором впервые в состав фестивальной программы вошел заключительный концерт «выпускников» Академии. С тех пор это стало традицией, а в 2001 году «великий почин» претерпел фазу своего творческого развития. Начиная с упомянутого года, по результатам заключительного концерта формируется состав певцов для исполнения комической оперы Россини «Путешествие в Реймс» – и постановка прокатывается дважды в сезоне в форме сценической кантаты, весьма оригинального действа в эстетике «semi-stage» (режиссер – Эмилио Саги). Лишь в первый год опера звучала в сопровождении Молодежного фестивального оркестра, все последующие сезоны молодые певцы и дирижеры оттачивают полученные ими навыки в ансамбле с известными профессиональными коллективами.

В разные годы фестивальную афишу украшали имена таких первоклассных певцов как Лючия Валентини Террани и Монтсерат Кабалье, Чечилия Гасдиа и Мэрилин Хорн, Мариэлла Девиа и Мартина Дюпуи, Даниэла Десси и Микеле Пертузи, Джойс Ди Донато и Соня Ганасси, Дарина Такова и Даниэла Барчеллона, Джун Андерсон и Эва Подлесь, Грегори Кунде и Лучано Паваротти, Патриция Чиофи и Хуан Диего Флорес. Что касается последней персоналии, то международная оперная звезда перуанского тенора впервые взошла в 1996 году именно в Пезаро, когда певец экстренно заменил заболевшего исполнителя главной партии в опере Россини «Матильда ди Шабран». Единожды в 1988 году в «Шелковой лестнице» отметилась на фестивале и сама Чечилия Бартоли, но этот один раз так и грозит остаться единственным из-за того, что Бартоли и Дзедда, два больших художника и маститых интерпретатора Россини, никак не могут «договориться» как стилистически правильно исполнять музыку этого композитора.

Из дирижеров, кроме Альберто Дзедды, достаточно назвать такие известные имена, как Джанандреа Гаваццени (маэстро, проведший самый первый фестивальный спектакль «Сорока-воровка» в 1980 году), Клаудио Аббадо (дирижер, с которым связано возрождение в наши дни забытой россиниевской партитуры «Путешествие в Реймс» и первое ее фестивальное исполнение в 1984 году), Даниэле Гатти, Риккардо Шайи, Роберто Аббадо, Густав Кун, Карло Рицци, Ренато Палумбо, Клаудио Шимоне, Габриэле Ферро, Донато Ренцетти, Йезус Лопес Кобос и россиянин Владимир Юровский. Молодой и весьма перспективный музыкант Денис Власенко стал первым отечественным дирижером, приглашенным в прошлом сезоне на постановку «Путешествия в Реймс» под эгидой Accademia Rossiniana.

Из наиболее ярких открытий последнего времени я бы назвал троих итальянских певцов: это бас-баритон Марко Винко, бас Алекс Эспозито и меццо-сопрано Марианна Пиццолато. Особо следует отметить восхождение на мировой оперный Олимп новой яркой звезды – латвийского сопрано Марины Ребеки. Весьма впечатляет и российская делегация певцов, ангажировавшихся на фестиваль в Пезаро в разные годы: Ильдар Абдразаков, Максим Миронов, Дмитрий Корчак, Ольга Перетятько, Мария Горцевская, Марина Пруденская и Юлия Лежнева, исполнительница совсем еще юная, но невероятно талантливая, в прошлом году успевшая уже выступить на фестивале в концертном дуэте с Хуаном Диего Флоресом. В прошлом году в молодежном «Путешествии в Реймс» с огромным триумфом в партии графа Либенскофа выступил Алексей Кудря.

Юбилейную программу ХХХ Россиниевского фестиваля в Пезаро, претерпевшую утраты и замены, обусловленные трудными временами экономического кризиса, составили две новые постановки «Зельмира» и «Шелковая лестница», а также одно возобновление прошлых лет «Граф Ори». Одноактный фарс «Шелковая лестница» возник вместо двухактной оперы-сериа «Сигизмунд» («Sigismondo»), за которую фестиваль намеревался взяться впервые в своей истории. Попутно из афиши исчезло и концертное исполнение «Танкреда», но два молодежных «Путешествия в Реймс» «устояли». Комический оперный блок обосновался в Teatro Rossini, опера-сериа «Зельмира» – на сцене Адриатической арены. Заметим, еще задолго до «объявления кризиса» из программ фестиваля исчезла и одна из его замечательных страниц под названием «Il mondo delle farse» («Мир фарса»), на протяжении многих лет знакомившая публику с образцами одноактных фарсов современников Россини. Каждый год я надеялся, что эта эксклюзивная часть фестиваля возродится вновь, но в нынешних финансово-экономических условиях надежды на это весьма призрачные.

Расширением основной фестивальной программы нынешнего сезона стали «Маленькая торжественная месса», четыре вокальных вечера в сопровождении фортепиано (Мариола Кантареро, Хосе Мануэль Запата, Грегори Кунде и Ольга Перетятько) и симфонический концерт, посвященный 200-летию со дня смерти Гайдна. Главным хитом последнего события уверенно можно назвать кантату композитора «Ариадна на Наксосе» в блистательном исполнении первозданного польского контральто Эвы Подлесь (оркестровое переложение – Эрнст Франк, дирижер – Лукаш Борович): зрительный зал ревел так, что, казалось, обрушатся стены! И я как очевидец события подобные овации публики разделяю на все сто процентов.

В последние годы постоянными участниками фестиваля являются Оркестр Болонской оперы и Пражский камерный хор. В этом году специально на «Зельмиру» был ангажирован Хор Болонской оперы, коллектив, который вместе с оркестром театра принимал участие в предыдущей фестивальной постановке названной оперы 14 лет назад (1995). Оркестровая нагрузка нынешнего сезона распределилась следующим образом: Оркестр Болонской оперы – «Зельмира», «Граф Ори», «Маленькая торжественная месса»; Гайдновский оркестр Больцано и Тренто – «Шелковая лестница», «Путешествие в Реймс», симфонический концерт.

Наши дальнейшие рассуждения будут касаться живых впечатлений от основной оперной программы и лишь по ходу дела иметь отношение к некоторым остальным фестивальным мероприятиям из числа тех, на которых я побывал, – к молодежному «Путешествию в Реймс» и двум из четырех вокальных рециталов. Забегая вперед, скажу, что уже обнародована предварительная программа XXXI Россиниевского фестиваля. В ней со второй попытки снова заявлен «Сигизмунд» вместе с оперным первенцем композитора «Деметрием и Полибием» («Demetrio e Polibio») и «Золушкой». Место для Пезаро в моем летнем «гастрольном» графике было, есть и будет всегда: приезжать за тридевять земель в гости к Россини – задача, безусловно, непростая, но абсолютно очевидно, что отказаться от Россини еще труднее!

продолжение ->

Фото автора

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ