Коротко о разном

Коротко о разном
Оперный обозреватель

Октябрьский «рывок» Большого театра

В ближайшие дни в Большом театре запланированы два значительных оперных события: 12 и 13 октября состоятся концертные исполнения опер Равеля «Дитя и волшебство» и Цемлинского «Карлик» под управлением В. Юровского, а 28 октября нам представят премьеру оперы Моцарта «Дон Жуан» (дирижер Т. Курентзис, режиссер Д. Черняков). Все это не может потенциально не радовать. Можно полагать, что, наконец, оперная жизнь главной российской сцены оживится, чему, надеемся, будет также способствовать недавнее назначение нового Музыкального руководителя и главного дирижера театра Василия Синайского, авторитетного и хорошо известного (прежде всего на Западе) маэстро.

Несколько комментариев к новым московским «назначениям»

Еще летом стало известно о новых творческих кадровых назначениях в ряде московских музыкальных театров. Георгий Исаакян покинул Пермский театр оперы и балета и возглавил Детский музыкальный театр имени Н. Сац, а Михаил Кисляров стал главным режиссером Камерного музыкального театра имени Б. Покровского. По стечению обстоятельств, Исаакян на днях (8 октября) продемонстрировал москвичам свое творческое режиссерское лицо, поставив «Силу судьбы» в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко (рецензию на спектакль см. в следующем номере журнала).

Что касается Михаила Кислярова, то с ним Главного редактора нашего журнала связывают хорошие творческие связи. Еще в 2002 году по инициативе Operanews.Ru в Москве был организован вечер, посвященный 100-летию замечательного английского композитора Уильяма Уолтона, на котором М. Кисляровым была возобновлена его старая постановка оперы «Медведь». Отчет об этом вечере можно посмотреть в Архиве новостей за 19.04.2002 г. Мы договорились с М. Кисляровым об интервью нашему журналу, которое он даст в ближайшее время.

Е. Цодоков

«Борис Годунов» в Метрополитен-опера

11 октября в Метрополитен-опера – премьера постановки оперы Модеста Мусоргского «Борис Годунов». Дирижер спектакля – Валерий Гергиев, режиссер – Стивен Уодсворт. Годунова поет Рене Папе. В ведущих партиях заняты солисты Мариинки: Екатерина Семенчук (Марина Мнишек), Олег Балашов (Шуйский), Евгений Никитин (Рангони), Михаил Петренко (Пимен).

Режиссер постановки Стивен Уодсворт до этого дважды работал в Мэт, ставил для Ковент-Гарден, Ла Скала, Венской оперы. Уодсворт, взявшись репетировать, первым делом обратился к певцам с просьбой не раздуваться от собственной значимости. «Мне в спектакле не нужны исполнители, мне нужны люди», – сказал режиссер в интервью «Нью-Йорк Таймс».

Валерий Гергиев из сезона в сезон знакомит американскую публику с лучшими образцами русского оперного театра. Благодаря усилиям маэстро на сцене Мэт были осуществлены такие масштабные работы, как «Война и мир» и «Игрок» Сергея Прокофьева, «Мазепа» и «Евгений Онегин» Петра Чайковского, «Нос» Дмитрия Шостаковича. Как написал один из рецензентов: «Заслуга Гергиева в том, что он открыл Западу мир русской музыки».

Серия премьерных спектаклей пройдет 11, 15, 18, 23, 25 и 30 октября и 12 и 17 марта.

Пресс-служба Мариинского театра

«Bangkok Post» о гастролях новосибирской оперы

В конце сентября Новосибирский театр оперы и балеты показал в Бангкоке спектакль «Князь Игорь». Гастроли прошли в рамках 12 Международного фестиваля музыки и танцев, патронируемого принцессой Таиланда М. Шакри. Новосибирцы второй раз участвуют в фестивале, но «Князь Игорь» прозвучал здесь впервые.

Газета «Bangkok Post» поместила пространную хвалебную рецензию. Публика, пишет газета, возлагала на гастроли сибиряков большие ожидания и не была разочарована. Среди исполнителей издание выделяет Юлию Шагдурову (Ярославна) и солиста Михайловского театра Романа Бурденко (Игорь). «Голос молодой певицы отличают мягкость и удивительная женственность, в то время как Роман произвел впечатление крепким, сбалансированным, глубоким тембром и поразительно точной фразировкой. Ария «Ни сна, ни отдыха» вызвала дружные аплодисменты и крики «браво». Оркестр под управлением Евгения Волынского не просто солидно аккомпанировал певцам и танцорам, но выступал как равноправный с ними партнер».

Из Бангкока труппа отправилась в Сеул, где представила этот спектакль южнокорейским любителям оперы.

Челябинский оперный развернулся к зрителю

Новый, 55-ый сезон Челябинский театр оперы и балета имени М.И. Глинки открыл 2 октября оперой «Руслан и Людмила». Театр подготовил к сезону сразу несколько мероприятий:

«Театральный трамвай», курсирующий по городу, пассажиры которого покупают билеты на спектакли театра со скидкой, встречаются с артистами.

«Театрально-танцевальные вечера в Опере» каждый месяц в фойе театра с участием музыкантов оркестра.

«Руслан и Людмила» - всех Русланов и Людмил, купивших билеты на одноименную оперу, ожидает сюрприз.

«День студента» - студентам скидка 30%.

«Счастливый юбиляр» - всем, кому, как и театру, исполняется 55 лет в период с октября по июнь 2011 года, предоставляются скидки на билеты.

«Буккроссинг в оперном» - для ценителей классической художественной литературы организован обмен книгами в фойе.

«Волшебный мир Закулисья» - экскурсии для школьников и студентов, которым предоставляется возможность узнать тайны закулисного мира, понять разницу между реквизитом и бутафорией, почувствовать себя артистом, находясь на сцене или спустившись в оркестровую яму.

Блистательный дебют Хиблы Герзмавы на сцене Мета

Нью-йоркские издания дружно откликнулись на «Сказки Гофмана», причем отнюдь не премьерный спектакль. И в этом немалая заслуга Хиблы Герзмавы. Она впервые выступила на сцене Мета, и ее исполнение партии Антонии привлекло внимание ряда ведущих музыкальных критиков. Вот что, например, пишет обозреватель Associated Press Майк Сильверман:

Выступление Хиблы Герзмавы стало настоящим сюрпризом вечера. Певица продемонстрировала недюжинный артистический талант и редкий по красоте вокал. Ее звонкий голос легко заполнял объем зала и, похоже, еще сохранял немалый резерв своей мощи. Ее пение отличают теплота, лиричность и мягкость, напоминая выступление Анны Нетребко в этой же партии год назад. Трудно отдать кому-либо из них предпочтение. Как и Нетребко, Хибла неотразимая актриса, она проникает в характер Антонии, тонко передавая безысходность и обреченность своей героини. По мнению журналиста, руководство Мета поступило бы правильно, предложив Хибле ангажемент на будущие сезоны.

Партнерами российской певицы были уже раскрученные на мировом небосводе звезды Джузеппе Филианоти (титульная роль) и Ильдар Абдразаков (злодеи). Им также достались теплые слова критики.

Филипп Оген назначен главным дирижером Вашингтонской оперы

Он сменил на этом посту Хейнца Фрике, ушедшего в отставку по причине плохого здоровья. Француз по рождению, Оген имеет за плечами солидный опыт работы в Мете, Венской опере, Ла Скала и других престижных музыкальных театрах. Его учители – Георг Шолти и Герберт фон Караян. Он блистательно руководил концертным исполнением оперы «Гибель богов» в прошлом сезоне. И это было многими, в том числе руководством театра, замечено.

Уже в новом качестве он дирижировал 7 октября «Саломеей». В дальнейших планах – «Мадам Баттерфляй».

К юбилею Луиджи Керубини*

Опера Керубини «Медея» поставлена в театре Понкьелли в городе Кремона. Здесь она прозвучала впервые в истории этого театра, открывая сезон 2010-2011. Итальянское онлайновое издание Il Giornale della Musica вспоминает, как блистала на сцене Ла Скала в этой опере Мария Каллас.

И вот ее новая версия. Молодой режиссер Рефичи не пошел по пути воссоздания античной истории, демонстрации на сцене археологических артефактов, но перенес сюжет в пост-революционный Париж, в эпоху неоклассицизма, в обстановку, хорошо знакомую Керубини, который прожил в Париже немало лет и скончался там же в 1842 году. Режиссер противопоставляет мстительную фурию Медею рациональному обществу и порядку, превращая героиню в символ иррационализма и дестабилизации сложившихся устоев жизни и поведения.

Исполнители – сплошь молодежь. После Каллас петь очень сложно. Психологически. Но, как отмечает обозреватель упомянутого издания, Мария Биллери психологические, драматические и вокальные трудности преодолела с честью. Достойную компанию ей составили Лука Титтото (Креон), Лоренцо Декаро (Язон), Элеонора Буратто (Главка), Алессандра Паломба (Нерис).

* См. на нашем сайте юбилейный материал, посвященный 250-летию Керубини (прим. ред.)

Ковент Гарден: «Из дальних странствий возвратясь…»

В сентябре Королевская лондонская опера гастролировала в Японии, где представила «Манон» (все 4 спектакля с Анной Нетребко) и «Травиату» (которую Анна спела на последнем, завершающем гастроли спектакле). Солисты, хор и оркестр дали несколько концертов из произведений английских композиторов, самым внушительным из которых стало исполнение генделевской «Мессии» под управлением главного дирижера Антонио Паппано.

Газета «Гардиан», подводя итоги зарубежного турне, кстати, первого для Ковент Гардена в столь полном формате (250 человек) за последние 20 с лишним лет, отмечает, что гастроли ознаменовали начало нового этапа в развитии Королевской оперы. Так, во всяком случае, считает исполнительный директор труппы Тони Холл, чьи слова приводит издание:

«Огромной важности стратегическая проблема, стоящая перед нами, заключается в том, что уже в самом скором времени в мире останется всего 3 или 4 оперных театра мирового уровня: это Метрополитен опера, еще, может быть, Ла Скала благодаря ее исторической репутации, возможно, также Парижская опера, ну и еще один-два театра, не больше. Мы во всяком случае рассчитываем попасть в их число. Поэтому нам было так важно подтвердить свой высокий уровень, свои амбиции перед японской публикой, которая может судить о нас, не только заполняя зал. Цифровая эпоха, в которую мы вступили, сулит серьезные изменения. Мы уже способны транслировать свои спектакли на большом экране кинотеатров, использовать технологии DVD и Интернета. Не за горами время, когда спектакли мировых оперных театров будут напрямую транслироваться в дома любителей оперы. Иногда приходится слышать, что опера, мол, мало популярна. Это не верно даже в масштабе отдельной взятой страны. А в глобальном измерении у оперы колоссальная аудитория, которой совсем скоро будет доступно все, что мы делаем».

Ниобе ожила 300 лет спустя

Предшественник Генделя, композитор и по совместительству епископ (или наоборот) итальянский композитор Агостино Стеффани (1654-1728), проживший большую часть своей жизни в Германии (Мюнхен, Ганновер, Гейдельберг – прим. ред.), написал оперу «Ниобе» (в русской традиции «Ниобея» - прим. ред.) аж более трехсот лет назад (1688, полное название «Ниобе, царица Фив»). Трудно сказать, пользовалась ли она популярностью при жизни сочинителя (есть сведения, что опера имела определенный успех – прим. ред.). Но несколько дней назад зал Ковент Гардена на одном дыхании слушал забытое в столетиях произведение.

Сюжет таков: Ниобе, правительница Фив, задумала возвести своего супруга в статус бога. Разумеется, настоящим богам это не понравилось. Они наслали на царство разрушительные стихийные бедствия, убив детей Ниобе, а саму ее превратив в камень, дабы восстановить среди людей надлежащее к себе почтение.

Уильям Харстон из газеты Daily Express отмечает необычность исполнения оперы для современных слушателей. Во времена, когда жил и творил Стеффани, пели кастраты, и в этой партитуре их целых три. Отчасти по этой причине, считает журналист, старые произведения редко ставятся в наши дни. При этом вместо кастратов поют контратеноры или меццо-сопрано.

В лондонском спектакле поют три контратенора (добавим, что заглавной партии выступала Вероника Генс – прим. ред.). Харстон особо выделяет польского исполнителя male soprano Яцека Лашковски: «Это один из самых замечательных голосов нашего времени. Его диапазон превосходит регистр контратенора и достигает высот настоящего сопрано. Он звучит естественно, без всякой натуги. Во время исполнения арий певец завораживал, гипнотизировал зал, особенно в негромких пассажах, когда блистательно высокие ноты очаровывали таким качеством звучания, какое сегодня едва ли где еще услышишь».

Другой звездой спектакля журналист называет дирижера Томаса Хенгельброка, использовавшего в оркестре средневековые инструменты. Именно Хенгельброк обнаружил в архивах и вытащил из забвения эту оперу, представленную им в Германии два года назад.*

* В 2008 опера была поставлена в Шветцингене. Надо также отметить постановку этого года в Лиссабоне (дирижер Себастьен Рулан). Однако впервые опера была возрождена еще в 1976 году на Венецианском фестивале музыки (прим. ред.).

Победила ирландка

В конце сентября в Голландии прошел Международный вокальный конкурс. Главный приз в оперной номинации достался юной сопрано из Ирландии Клаудии Бойл. Она также получила специальный приз для молодых конкурсантов.

Клаудия закончила Королевскую Ирландскую академию музыки с отличием и уже собрала небольшую коллекцию наград. В частности, она заняла почетное третье место в престижном международном конкурсе певцов в Вене («Бельведер») летом прошлого года. А в этом году приняла участие в Молодежной программе оперного фестиваля в Зальцбурге.

Подготовили В. Светозаров и Е. Цодоков
(Несколько комментариев к новым московским «назначениям»,
а также примечания к другим статьям).

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ