«Проходная» премьера в Мариинке

«Средство Макропулоса» Л. Яначека исполнено негодными средствами

«Средство Макропулоса» Л. Яначека исполнено негодными средствами
Оперный обозреватель

Если отбросить вполне понятную досаду по поводу зря потраченных времени и денег, то главное чувство, остающееся после посещения премьеры «Средства Макропулоса» в Мариинском театре — недоумение. Осталось совершенно непонятным, для чего первое представление оперы Яначека в Мариинке понадобилось давать в отсутствие основного состава оркестра и наполнять сцену совершенно случайными людьми — по крайней мере, от второго спектакля днём 24 октября осталось именно такое ощущение. Все без исключения певцы были не только вызывающе безголосы, но и откровенно беспомощны в актёрском плане.

Не все постановки Грэма Вика безусловно бесспорны и удачны, однако в одном его нельзя упрекнуть: Вик бережно, внимательно и дотошно работает с актёрами.* Поэтому в том уровне сельского драмкружка, который продемонстрировали солисты, виноваты лишь они сами.

Эта постановка (превосходно и стильно оформленная Ричардом Хадсоном) увидела свет в Датской Королевской опере в Копенгагене в 2006 году; таким образом, режиссёр мог полностью сосредоточиться на том, чтобы «населить» уже обкатанную постановку новыми солистами — но, увы, в оперном театре далеко не всё зависит от постановщика...

Жеманничанье, нелепые движения и вампучные жесты шли «в нагрузку» к сиплым и плохо осмысленным вскрикам; воистину — «этот стон у нас песней зовётся»... Жанна Афанасьева (Эмилия Марти), Александр Тимченко (Грегор), Владимир Живописцев (Витек), Кира Логинова (Кристина) произвели впечатление просто непрофессиональных людей; такое пение даже в КВН бы не прошло. Видимо, с солистами в Мариинке совсем беда (кстати, два певца были даже привлечены из театра «Санктъ-Петербургъ Опера»).

Справедливости ради надо отметить, что серьёзной преградой между вокалом солистов и немногочисленными слушателями (их количество таяло в каждом антракте) служил оркестр, громыхавший мощными тремя forte от начала и до конца. Сложилось впечатление, что музыканты видели ноты впервые; доносившиеся из оркестровой ямы звуки было порой очень трудно принять за яркую и колористическую партитуру Яначека. Профессиональные оркестры на первой читке играют куда более слаженно, чем музыкальный коллектив Мариинки под управлением дирижёра Михаила Татарникова.

Результатом сего действа стали невесёлые размышления — говоря точнее, целый ряд вопросов — которым, видимо, суждено остаться без ответа. Во-первых, почему в безмерно гипертрофированном штате театра держат такое количество явно профнепригодных певцов? Почему у Мариинки не складываются отношения с талантливыми или просто профессиональными дирижёрами?

Порой кажется, что администрация Мариинки просто, как говорится, «для галочки» плодит премьеры, «первые исполнения» и так далее: иначе просто непонятно, кому понадобилось абы как поставить оперу, которая, как нелюбимое дитя, пройдёт несколько раз в отсутствие лучших сил театра и при полупустом зале, после чего тихо и незаметно канет в Лету?

Примечание редакции:

* О творчестве Вика можно было бы и поспорить, однако, не в рамках жанра рецензии. О взглядах этого режиссера на оперное искусство см. публикацию нашего журнала.

На фото (пресс-служба Мариинского театра / Наташа Разина):
сцена из спектакля

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Мариинский театр

Театры и фестивали

Грэм Вик

Персоналии

Средство Макропулоса

Произведения

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ