Опера + спорт

12 октября 2010 года в Московском международном доме музыки публике, наполнившей примерно половину Камерного зала, была представлена «Театрализованная концертная программа „Опера + спорт“».

В программе приняли участие «вживую»: постоянные и приглашенные солисты театра Надежда Нивинская (сопрано), в роли супруги директора театра «Русская опера»; Сергей Москальков (баритон), в роли директора того же театра; Людмила Воробьева (сопрано); Алина Шакирова (меццо-сопрано); Ксения Молоткова (сопрано); Владимир Реутов (тенор); Евгений Плеханов (бас) и Игорь Сироткин (тенор). А также актер театра имени Ермоловой Сергей Покровский и студентки Мерзляковского училища Елизавета Эбаноидзе и Маргарита Бовина, в ролях спортивного комментатора и двух стюардесс.

А в записи, с экрана монитора, установленного на заднике сцены, к публике обращались народный артист СССР диктор Игорь Кириллов, спортивный обозреватель Дмитрий Губерниев и музыкальный критик Екатерина Бирюкова, в ролях профильных телеведущих. Аккомпанировал, достаточно посредственно, что было особенно заметно в сцене грозы из «Риголетто», концертмейстер Большого театра России Валерий Герасимов.

Фабула театрализованной концертной программы, задуманной Екатериной Поспеловой (сценарий) и осуществленной Еленой Александровой (постановка), Олегом Найденовым (медиа-проекции) и Павлом Суворовым (видеомонтаж), такова. Труппа театра «Русская опера», не взирая на трудности, связанные с извержением вулкана в Исландии, направляется в гастрольное турне по Европе, но из-за сбоя в работе табло московского аэропорта попадает на борт самолета сборной России, направляющейся на престижные международные спортивные состязания за океан. Таким образом, почти все действие разворачивается на борту самолета, направляющегося без спортсменов, но с оперными певцами, совершающему рейс по маршруту Москва — «Заокеания».

По сути же программа была подобна обычному сборному концерту. Однако отрывки из опер перемежались разного рода мизансценированными рассуждениями об оперном театре, в целом, и о «Русской опере», зачастую поданными в виде сравнения оперы и спорта, к которым, а также и к прочим происшествиям на борту и за оным, арии и ансамбли становились, как бы иллюстрациями. К примеру, грозу за бортом проиллюстрирована была терцетом из заключительного акта «Риголетто»; рассуждения о командном начале в спорте — посредством секстета из «Золушки». Кроме того, и помимо телекомментариев, в ткань концерта были вплетены и прочие игровые моменты — то стюардесса вспоминает в теноре своего возлюбленного, то пилот, видимо, под воздействием чар вокального искусства, пытается попробовать себя в певческом амплуа.

К сожалению, подбор музыкального материала не отличается музыкальной и тематической изысканностью. Были представлены отрывки из произведений Хассе, Масканьи, Россини, Штрауса, Дворжака, Доницетти, Делиба, Чайковского, Моцарта, Сен-Санса и Верди. При этом единственным номером, близким к теме спорта, была хоровая музыка из оперы «Олимпиада» Иоганна Адольфа Хассе, которая обрамляла концерт. Для некоторых номеров в угоду «спортивности» мероприятия был приписан новый русский текст. Попутно заметим, что «Русская опера» русской музыкой в этой программе решила публику не баловать. Только три из семнадцати номеров представляли отечественную классику, и то лишь произведения одного Чайковского. Хоровые фрагменты исполняли солисты.

Среди певцов надо отметить безусловного лидера концерта меццо-сопрано Алину Шакирову, обладательницу тембрально богатого и хорошо поставленного голоса, исполнившую почти безупречно третью арию Далилы из одноименной оперы Сен-Санса. Хорошо себя показала колоратурное сопрано Ксения Молоткова, неплохо справившаяся с куплетами Адели из «Летучей мыши»: правда несколько страдал интонационный рисунок произведения, но верх у певицы замечательный, да и сама молодая артистка выглядит весьма соблазнительно. Сопрано Людмила Воробьева продемонстрировала стабильность и плотный красивый голос, не стесняясь в присутствии настоящего меццо-сопрано сделать экскурс в репертуар для низкого женского голоса (Интермедия «Искренность пастушки»). Обладатель завидной фигуры тенор Владимир Реутов в ариозо Ленского показал не только красивый голос и хороший верх, но и полуэстрадные портаменто и недостаточное легато. Несколько опечалил бас Евгений Плеханов отсутствием должной выделки природного вокального материала и изрядными проблемами с общей музыкальностью, выразившимися, прежде всего, в неумении петь легато. Каватина россиниевского Фигаро, исполненная Сергеем Москальковым сопровождалась видеорядом, восхваляющим творчество певца, что выглядело не столько забавным, сколько вызывающим, особенно при отнюдь не безупречном вокальном мастерстве, а попытки сравнения баритона с Хворостовским — натуженными и смешными. Игорь Сироткин, попытавшийся спеть известный фрагмент из оперы «Дочь полка», взял на себя неподъемную ношу. Верхние ноты были, но музыку, скажем мягко, было узнать сложно. На последнем месте можно поставить Надежду Нивинскую очень старавшуюся петь музыкально, но ей, вероятно, при столь очевидных вокальных проблемах (небезупречная интонация и тотальный и перманентный сип в голосе) стоило бы выбирать репертуар не тот, что нравится, а тот, что по силам, не взирая на свое начальственное положение в театре.

В концерте неоднократно звучали различные ансамблевые номера — дуэты из «Дона Паскуале» (Москальков и Плеханов), «Лакме» (Нивинская и Шакирова), «Дон Жуана» (Эбаноидзе и Плеханов). Последний номер явно показал, что малоопытной вокалистке Эбаноидзе еще слишком рано петь Церлину, поскольку должной постановки голоса у нее нет. Дуэт Прилепы и Миловзора из «Пиковой дамы» был исполнен двумя сопрано (Воробьева и Молоткова). Неплохо прозвучал терцет из «Так поступают все» (Москальков, Нивинская и Шакирова): артисты честно старались строить ансамбль, что у них почти получалось.

Театр «Русская опера» переживает сегодня не лучшие времена. Если в первый год своего существования (2009-й) ему удалось осилить целых три премьеры, то в текущем не выпущено ни одного нового спектакля, прежние постановки идут редко. В этих условиях представляется вполне естественным, что руководство ищет возможности для своих артистов чаще выходить на сцену, и рецензируемый проект мог бы быть записан в актив труппы, поскольку сама идея совмещения оперы и шоу в таком формате совсем не плоха. Пожелаем удачи молодому коллективу! Но руководству напомним, что в их вокальном искусстве очень важен глаз со стороны. И потому, быть может, стоит несколько отодвинуть собственные артистические, нередко не вполне оправданные амбиции для более эффективного руководства процессом. Надо помнить, что директорская ложа — лучший пункт наблюдения за готовым продуктом!

Е. Темнозвуков

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ