Коротко о разном

Коротко о разном
Оперный обозреватель

Премия «Триумф» — оперным исполнителям

9 декабря жюри под председательством Владимира Васильева объявило имена 3-х лауреатов большой и 18-ти лауреатов молодежной премии «Триумф». Лауреатом большой премии среди прочих стала Хибла Герзмава, оперная певица, солистка Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, заслуженная артистка России, народная артистка Республики Абхазия.

В списке лауреатов молодежной премии:
Белукова Анастасия — сопрано («Новая опера»), 27 лет
Чудовский Константин — дирижер («Геликон-опера»), 28 лет
Яровая Алина — сопрано (Большой театр), 25 лет

Торжественная церемония вручения премии пройдет 24 января 2011 года в ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Премия «Триумф» — независимая общенациональная премия в России, присуждаемая за высшие достижения литературы и искусства во всех жанрах. В жюри премии входят признанные мастера культуры, в их числе Дмитрий Бертман и Владимир Спиваков.

Путем тайного голосования жюри определяет не более пяти лауреатов премии. Имена номинантов не оглашаются. Кроме того, каждый из членов жюри «Триумфа» выдвигает одного молодого лауреата, премия которому присуждается без обсуждения.

Сумма каждой большой премии «Триумф» — 50 тыс.долларов США (в рублевом эквиваленте). Сумма молодежной премии (присуждаются с 2000 г.) — 5 тыс.долларов США (в рублевом эквиваленте). Основным лауреатам вручается символ премии — ювелирная статуэтка «Золотой Эльф „Триумф“», выполненная по эскизу Эрнста Неизвестного совместно с галереей «Русский мир», а также дипломы. Обладателям молодежных премий «Триумф» вручаются именные медали.

Известный итальянский оперный певец Сальваторе Личитра выступит в Москве

Единственный концерт тенора пройдет в Московском международном Доме музыки 28 декабря. Певец выйдет на сцену в сопровождении Государственного симфонического оркестра «Новая Россия». Однако за дирижерский пульт в этот вечер встанет не художественный руководитель коллектива Юрий Башмет, а еще один специальный гость из Италии — Лоренцо Коладонато, возглавляющий Филармонический оркестр Баден-Бадена. По словам организаторов, Личитра будет выступать не только соло, но и в дуэте с российской певицей, сопрано Юлией Саврасовой, солисткой Академии молодых оперных певцов Мариинского театра. Вся первая часть вечера будет посвящена операм Верди, во второй — прозвучат арии из опер Масканьи, Пуччини, Каталани и Леонкавалло.

33-летний Сальваторе Личитра считается одним из ведущих теноров мира, певца нередко называют наследником «большого Лучано». В 1998 году он дебютировал в опере Верди «Бал-маскарад» в Парме, а уже в 1999 году солировал в «Силе судьбы» Верди в Ла Скала в постановке знаменитого Риккардо Мути. Еще больший успех пришел к тенору в мае 2002 года, когда он покорил Америку, заменив в театре Метрополитен великого Лучано Паваротти в партии Каварадосси. После этого последовали предложения из Венской оперы, Цюриха, Баварской оперы, Берлина, Ла Скала, Ковент-Гардена и других мировых оперных центров (по материалам радио «Культура»)

Филипп «подвел» Анну

Как известно, Анна Нетребко с недавних пор стала принимать участие в разного рода мероприятиях жанра поп-музыки. Разумеется, в этом «начинании» она не одинока. Перед глазами примеры выдающихся мастеров классического вокала — Кабалье, Паваротти, Хворостовского и т. д. Конечно, чего не сделаешь ради больших доходов. Об этом весьма красноречиво писал в свое время еще «отец» марксизма. Однако, как показывает современная практика, когда имеешь дело с экзальтированными звездами эстрады, трудно предугадать, чем это может обернуться. Вот и в данном случае, «связав» свою творческую судьбу с Филиппом Киркоровым, оперная дива не могла предвидеть, что станет невольным свидетелем нашумевшей скандальной истории с избиением нашим «гигантом» поп-музыки женщины, помощника режиссера, во время репетиции церемонии «Золотой граммофон». Что ж, все бывает в нашей жизни, не в этом суть.

Любопытно другое. Согласно информации, почерпнутой нами в ряде изданий («Комсомольская правда», ресурс «Дни.Ру»), певица, находившаяся в момент инцидента рядом, решительно отрицала факт побоев, утверждая, что помощник режиссера зачем-то лжёт, хотя позднее даже сам фигурант признал свою вину в случившемся. Впрочем, Нетребко, проявив завидную предусмотрительность, тут же добавила, что присутствовала при конфликте не все время, а в какой-то момент отлучилась, чтобы переодеться.

Гастроли Чувашского оперного в Калуге

Оперная труппа Чувашского театра оперы и балета вернулась из гастрольной поездки в Калугу, где зрителям были показаны два спектакля — «Сельская честь» и «Паяцы». Этот гастрольный проект проходил в рамках Фестиваля литературы и искусства Калужской области, финансируемого министерством культуры России.

В Калуге нет своего оперного театра, потому приезд оперной труппы для калужан всегда крупное событие. Спектакли были показаны на сцене Калужской областной филармонии — лучшей музыкальной сцены региона. Исполнители отметили прекрасную акустику зала и техническое оснащение сценической площадки. Несмолкающие аплодисменты, горы цветов, восхищённые отзывы в калужской прессе — итог гастролей (по материалам сайта Чувашского театра оперы и балета)

Скончался молодой директор Новосибирского театра оперы и балета

9 декабря на 40-м году жизни скоропостижно скончался директор Новосибирского государственного академического театра оперы и балета Руслан Юрьевич Ефремов. Он родился в 1971 в Омске. Окончил факультет физики Омского государственного педагогического университета. С 1995 работал на руководящих должностях в отраслях, связанных с культурой. С 1997 — в государственных театрах. С октября 2001— первый заместитель, а с сентября 2008 года — директор Новосибирского академического театра оперы и балета.

Под руководством Р.Ю.Ефремова театр выпустил ряд масштабных и значимых в театральной культуре премьер, в числе которых опера «Макбет» Верди (копродукция с Парижской Национальной оперой), жемчужина русской классики опера «Князь Игорь» Бородина, мировая премьера балета «Бессмертие в любви» и первая в России постановка балета Дж. Баланчина «Не все ли равно?», премьера новой постановки оперы Чайковского «Иоланта». Под его руководством театр встретил свое 65-летие, отметив его премьерами и значимыми гастрольными проектами (по материалам сайта Новосибирского театра).

Совсем новая роль для Рене Флеминг

Рене Флеминг и Опера Чикаго подписали контракт, в соответствии с которым знаменитая сопрано назначается «креативным консультантом» театра. Звучит скромно, но на самом деле она будет иметь весомый голос в формировании репертуара, участвовать в маркетинге, вести образовательную работу. Рене — последняя по времени в списке певцов, решивших сочетать выступления на сцене с «закулисной» жизнью. В этом списке и Чечилия Бартоли, недавно ставшая художественным директором Зальцбургского фестиваля (Salzburg Whitsun Festival), и Томас Хэмпсон, занимающий административные должности в Нью-Йоркском филармоническом оркестре и Певческой академии в Гейдельберге (Германия), и ряд других известных исполнителей. А уж о Пласидо Доминго, который ухитряется руководить сразу двумя театрами наряду с выступлениями на сцене, и говорить нечего.

В интервью The New York Times Р.Флеминг, в частности, сказала, что не стремилась к такой новой для нее работе, но серьезно задумалась, когда поступило предложение и, в конце концов, «загорелась желанием проникнуть в тайны административного руководства театром, внести собственную лепту». Она уже предложила руководству кучу идей. Одна из них — ставить американские мюзиклы.

«Разбойники» в Цюрихе

Эта опера Верди редко исполняется, в том числе из-за сюжета — жестокого и рокового даже по вердиевским стандартам, считает музыкальный обозреватель агентства AP Майк Силверман. Он побывал на премьере в Опере Цюриха. Сопрано Изабель Рей с трудом справлялась со сложной партией Амалии и поступила мудро, отказавшись от верхних нот в кабалетте второго акта*. Заменивший в последнюю минуту Фабио Сартори тенор Массимилиано Пизапиа выступил достойно в роли Карло, а Томас Хэмпсон убедительно рисовал образ злодея Франческо, «когда не слишком форсировал голос».

Майк отмечает, что певцы были лишены поддержки со стороны дирижера Адама Фишера, склонного к замедлению темпов, и черпали энергию непосредственно из «бьющей жизненным ключом» партитуры. Постановка Гая Йостена выглядела весьма эффектной, во многом благодаря быстро меняющимся картинам на крутящейся сцене. Декорации в первой половине спектакля весьма лаконичны (кровать, стол и кресло на фоне небольшой картинной галереи). Во второй же части изображение разрушенной лачуги в заснеженном лесу напомнило рецензенту картину «ядерной зимы».

Примечания редактора:

* Не вполне ясно, что здесь имеет в виду рецензент (для этого надо прослушать исполнение). Дело в том, что в этой эффектной и энергичной до-мажорной кабалетте есть несколько верхних «до» и даже одно «ре». Как можно избежать некоторых «до», неразрывно вплетенных в мелодическую «ткань», — непонятно, если только не транспонировать арию (точнее ее кабалетту). Возможно, речь идет о том единственном «ре», на которое «взбирается» героиня в одном из пассажей, или финальном «до», которое можно при желании и «опустить» вниз.

Оперу в кинотеатрах ждет революция 3D

Трансляция оперных спектаклей в кинотеатрах, успешно осуществляемая Метом на протяжении ряда лет, приобретает все большую популярность в мире. Вот уже и постановки Ковент Гарденa показывают в 22 странах. На днях соответствующие соглашения подписаны Королевской оперой с киносетями Колумбии и Перу. Правда, чаще предлагаются записи спектаклей. Один из руководителей Королевской оперы Стивен Майкл утверждает, что работа с кинотеатрами в этом году принесет прибыль: «в трудные времена, когда дотации на культуру сокращаются, мы не имеет права упускать любую возможность для обеспечения дополнительных доходов <...> ожидаем, что в течение ближайших трех лет доходы от этой деятельности составят скромные несколько миллионов фунтов». (The Guardian).

Большие надежды в Лондоне возлагают на использование технологии объемного видения 3D. Эта технология станет настоящем вызовом Мету, считают в Ковент Гардене и, засучив рукава, усердно работают над ее внедрением. Но это мнение разделяют не все. Управляющий директор независимой киносети Picturehouse Лин Голби отметил в интервью Guardian, что у него «сильные сомнения по этому поводу. Все таки оперная аудитория отличается от подростков, приходящих в кинотеатры на мультики, и необходимость напяливать громоздкие очки и так сидеть часами, может испортить весь эксперимент».

Следует отметить, что неожиданный успех новации «опера в кинотеатре» заставил и другие зрелищные виды искусства, например, драматические театры, присматриваться к ней, пытаться идти по этому же пути.

Опера Сакраменто приостанавливает работу в связи с нехваткой средств

Администрация Оперы Сакраменто объявила, что компания вынуждена прервать свою деятельность, отменить все ранее анонсированные спектакли, включая «Волшебную флейту» (февраль) и премьеру оперы «Почтальон звонит дважды» (май). Заявленный на текущий сезон бюджет невелик — всего 1 миллион 145 тысяч долларов. Надежды возлагались на сборы от генделевского «Орландо», которым труппа открыла сезон (продажа билетов составляет в среднем 65 процентов всех доходов театра). Собрали же почти вдвое меньше. Председатель правления компании Микаэл Нельсон горестно отметил, что бизнес модель, избранная тридцать лет назад, когда возникла оперная труппа, «больше не работает».

Досрочное прекращение сезона — не новое средство, к нему нередко прибегают театры, оказавшиеся в финансовой «яме». Это во всяком лучше банкротства, поскольку шансы на возрождение сохраняются. Руководство Оперы Сакраменто не унывает: «досрочное прекращение сезона позволит нам перестроиться, посмотреть в будущее, сформулировать новые направления» (по материалам сайта sacbee.com).

Итальянская опера приходит в Аравию

Султан Кабус, правитель Омана и большой любитель музыки, инициировал строительство первого на Аравийском полуострове оперного театра. Проект начат 2001 году и близится к завершению. Это будет здание в «итальянском стиле 15 века», рассказала агентству AFP генеральной директор Королевской оперы в Мускате Иман Хиндави. Она уверила, что открытие театра, намеченное на октябрь следующего года, выльется в «музыкальное событие мирового уровня».

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ