Памяти мастера

Елена Заремба в камерном репертуаре Ирины Архиповой

Елена Заремба в камерном репертуаре Ирины Архиповой
Специальный корреспондент

11 февраля 2011 года исполнился год со дня смерти Ирины Константиновны Архиповой. В день памяти великой певицы под эгидой Фонда Ирины Архиповой сольный концерт на сцене Московского театрально-концертного центра Павла Слободкина дала другая русская певица - меццо-сопрано с мировым именем Елена Заремба. Основу программы составили романсы Глинки, Даргомыжского, Кюи, Мусоргского, А. Рубинштейна, Чайковского, Рахманинова, Метнера, ранее входившие в Антологию классического романса самой Архиповой.

К сожалению, в такой печальный день многие обстоятельства были не на стороне исполнительницы – сам грустный повод мероприятия, ледяной ветер с метелью на улице, эпидемия гриппа и простуды (к слову сказать, зал на шестьсот зрителей, конечно, не был пустым или даже полупустым, но все же незанятых мест оказалось достаточно много). Вероятно, и сама певица была не совсем здорова, тайком покашливая прямо на сцене и смягчая горло жидкостью из стаканчика. Тем не менее, мероприятие состоялось в соответствии с планом.

Романсы Глинки, с которых начала выступление певица, заставили нас вспомнить о том, как Заремба блистала в Большом театре в партии Вани в «Иване Сусанине» до того, как уехала делать карьеру на Западе. Зрелое осмысление материала Глинки и Даргомыжского, уже без прежнего спортивного задора, но с продуманной драматической концепцией, имеет определенные преимущества для камерной сцены. К сожалению, этого же нельзя сказать об интерпретации произведений Чайковского и «кучкистов» - они были преподнесены, конечно, профессионально, но показались несколько тяжеловесными, избыточно напряженными и мрачноватыми, недоставало трепетности и реальной «камерности», столь необходимой для романса. Но и здесь было исключение – цикл «Песни и пляски смерти» Мусоргского на стихи А. Голенищева-Кутузова: в этой глубоко трагической музыке тяжелый, темный звук и утрированные драматические акценты оказались как нельзя более уместны, и слушатели смогли по достоинству оценить актерские качества исполнительницы. На хорошем эмоциональном заряде пролетел и романтически возвышенный рахманиновский блок. Ну и в бисах, конечно же, не обошлось без любимой зрителем «Кармен», ставшей, как и у Архиповой, визитной карточкой русского меццо за рубежом.

Оценивать состояние голоса оперной певицы по концерту романсов – дело достаточно сложное и неблагодарное, поэтому мы воздержимся от каких-то радикальных выводов. Безусловно, как было понятно и раньше, в частности, по знаменитой версии «Евгения Онегина» с Гергиевым, Хворостовским и Флеминг, где Заремба исполняла партию Ольги (к слову сказать, саму по себе психологически рискованную, проблемную, задуманную Чайковским вопреки сюжету и стихотворному тексту: младшая сестра, увесисто, на пределе нижнего регистра повествующая, какой она веселый ребенок – это всегда элемент шока для слушателя, и виноваты в этом отнюдь не сами меццо), голос певицы эволюционирует в сторону густого, практически контральтового звучания. Как и большинство оперных звезд, Заремба в камерном жанре испытывает некоторый недостаток лиричности, легкости и маневренности, звучит излишне солидно и приземлено. В верхнем регистре у нее эпизодически проскальзывало нечеткое интонирование и не всегда уместные переходы на глиссандо, что оставило впечатление некоторой «расслабленности», неаккуратности. К плюсам следует отнести насыщенный нижний регистр и добротную драматическую компоненту. Выбор произведений на этот концерт тоже относится к положительным сторонам и свидетельствует о глубоком понимании музыкального материала - это были романсы, скажем так, не «бытовые», а подходящие для исполнения именно оперной певицей, своего рода мини-спектакли. Ну и конечно, стоит отметить благородную внешность, стройность и строгую осанку нашей героини, которой и сегодня можно спокойно выходить на сцену в «брючных» меццовых партиях.

Партию фортепиано с успехом исполнила Антонина Кадобнова. На ее долю выпала нагрузка, пожалуй, превышающая обычный функционал аккомпаниатора. Во-первых, в программе было немало произведений с очень серьезными партиями фортепьяно – сочинения Рахманинова или романс Метнера «Зимний вечер», где вообще еще большой вопрос, кто на самом деле солист – пианист или вокалист. Во-вторых, свободные темпы романтической музыки, допускающие произвольные ускорения и замедления, которые Заремба использует очень обильно, требуют от аккомпаниатора идеального контакта с певцом и контроля над ситуацией. Со своей задачей Кадобнова справилась на отлично и получила свою долю аплодисментов зала.

Концерт стал хорошим подтверждением, что традиции великой русской певицы Ирины Архиповой уверенно поддерживаются и развиваются действующими профессионалами сцены. Будем надеяться, что марка русской вокальной школы за рубежом надолго сохранит свой высокий статус.

Фото из личного архива Елены Зарембы

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Елена Заремба

Персоналии

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ