Коротко о разном

Коротко о разном
Оперный обозреватель

250-е представление легендарного спектакля «Ростовское действо»

Сегодня многие не помнят или просто не знают, что значило выпустить подобный спектакль в начале 80-х, когда «религиозная пропаганда» зачастую каралась вполне реальными тюремными сроками. Тем не менее, спустя восемь лет с того момента, как молодым музыковедом Евгением Левашевым овладела крамольная идея реконструировать «Рождественскую драму, или Комедию на Рождество Христово» митрополита Димитрия Ростовского, эта «славянская мистерия» увидела свет рампы на сцене московского Камерного музыкального театра.

До самой премьеры, которая состоялась в июне 1982 года, мало кто верил в реальность происходящего. Да и потом, на протяжении ряда лет, каждый спектакль играли как последний, ожидая, что вот-вот последует запоздалый запрет. Не последовал. Камерный театр успел сменить адрес, переехав из знаменитого подвальчика на Соколе в самый центр Москвы, на Никольскую, а «Ростовское действо» по-прежнему играют при неизменных аншлагах. Для многих и многих зрителей этот спектакль становился настоящим откровением. И сегодня, когда духовные ориентиры слабеют, этот спектакль Покровского, укрепляющий веру даже не столько в Бога, сколько в Человека, говорящий со зрителем о вечных ценностях на столь высоком эмоционально-художественном уровне, быть может, особенно актуален.

26 апреля «Ростовское действо» будет представлено в 250-й раз. Среди его участников – многие из тех, кто выступал еще в премьерных спектаклях: Ярослав Радивоник, Ирина Бартенева, Мария Лемешева, Людмила Соколенко, Борис Тархов, Евгений Болучевский, Виктор Боровков, Борис Дружинин и другие.

Михайловский театр готовит к постановке оперу «Богема»

11, 13 и 31 мая Михайловский театр представит очередную оперную премьеру - «Богему» Джакомо Пуччини. Над постановкой «Богемы» работают Петер Феранец, музыкальный руководитель и главный дирижер Михайловского театра, и режиссер Арно Бернар. В прошлом сезоне результатом их творческого союза стала «Иудейка», выдвинутая на театральную премию «Золотая Маска» в 6 номинациях, в том числе и как «лучший оперный спектакль».

. Петер Феранец, дирижер-постановщик спектакля: «Выбирая для постановки «Богему», мы думали о молодой аудитории, о тех юношах и девушках, для которых посещение театра – это еще и романтическое свидание, одна из важных страниц их личной истории. В «Богеме» они найдут параллели с собственным эмоциональным опытом. История любви под крышами Парижа в опере Пуччини рассказана изумительным по красоте музыкальным языком. Она способна очаровать даже тех упрямцев, которые, как им кажется, принципиально «не любят оперу».

Арно Бернар, режиссер-постановщик, художник-постановщик и художник по свету: «Я не стремлюсь насытить постановку бытовыми деталями, важнее передать дух свободы и ощущение близкого, но недостижимого счастья. Фоном для действия будет парижское небо – настроение обитателей мансарды или посетителей блошиного рынка будет меняться вместе с его окраской. «Богема» в Михайловском театре – это не реальность, перемещенная на сцену, это скорее спектакль-сон, спектакль-мечта».

Оперные певцы из России исполнят в Таиланде пасхальные песнопения

23-24 апреля 2011 года, в Пасхальную ночь, по благословению руководителя Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям архиепископа Егорьевского Марка за богослужением в храме во имя Всех святых в Паттайе будут петь солисты московского театра «Русская опера». Содействие этому начинанию оказывают  Фонд святителя Николая Чудотворца (Москва) и Фонд Православной Церкви в Таиланде. Пасхальные песнопения прозвучат в исполнении Сергея Москалькова, Надежды Нивинской, Алины Шакировой, Юрия Баранова, Людмилы Воробьевой. Предполагается, что 25 апреля, в Светлый понедельник, группа артистов в том же составе и при участии концертмейстера Сидзуки Торитани даст благотворительный концерт, сообщает сайт Православной Церкви в Таиланде.

Театр «Русская опера» образован в 2008 году группой московских оперных певцов-энтузиастов и Благотворительным фондом святителя Николая Чудотворца. Художественным руководителем театра является Народный артист СССР, лауреат Государственной премии, солист ГАБТ А.Ф.Ведерников. В репертуаре театра – многочисленные концертные программы и оперные постановки.

Пол Карран осовременил «Царскую невесту»

14 апреля в Лондоне на сцене «Ковент-Гардена» прошла премьера новой постановки оперы «Царская невеста» Римского-Корсакова, осуществленной знаменитым режиссером Полом Карраном. Это первое обращение Королевской оперы Лондона к одному из безусловных шедевров русской музыки.

«Постановка Пола Каррана — нетрадиционная, и я от нее в полном восторге. Она переносит зрителя в наше время — в Россию 90-х, и это главная находка режиссера.* Понять традиционные для нас реалии, которые существовали несколько веков назад, смогли бы далеко не все западные зрители», — рассказала ИТАР-ТАСС меццо-сопрано Екатерина Губанова, исполнительница партии Любаши. По словам певицы, британский режиссер очень хорошо знаком с Россией. «Это уникальный случай, когда режиссер-иностранец в совершенстве владеет русским языком, знает русских людей, Россию», — сказала она.

В партиях Марфы занята сопрано Марина Поплавская, Григория Грязного — датский баритон Йохан Ройтер. Ранее Карран уже ставил русские оперы – «Скупого рыцаря» Рахманинова в лиссабонском театре «Сан-Карлуш» и «Золотого петушка» Римского-Корсакова в «Ковент-Гардене».

Примечание редактора:

* Актуализация исторических сюжетов – типичный нынешний оперный формат. Поэтому правильнее было бы сказать, что с точки зрения современной режиссерской практики эта постановка как раз весьма «традиционная» и говорить здесь о каких-либо «находках» - полный абсурд.

Марина Поплавская – «жертва визовых запретов»

Газета «Observer» опубликовала интервью с русской певицей Мариной Поплавской в преддверии ее выступления в «Царской невесте» на сцене лондонской Королевской оперы. Режиссер Карран, пишет газета, проводит параллель между режимом террора Ивана Грозного и «плутократическим гангстеризмом сегодняшней Москвы». Это не смущает русскую певицу. Для нее Марфа – жертва поляризованного общества, каковым оно остается и сегодня. При этом не важно, кто у власти. «Моя героиня – святое, чистое и хрупкое создание. Я знаю таких людей в России». Несмотря на ужасы окружающей жизни, они ищут спасения в духовной чистоте. Ее будто бы безумие – не безумие на самом деле, а попытка уйти от реальности, продолжая мечтать о невозможном для нее счастье.

Марина Поплавская считает себя жертвой как советского тоталитарного режима, так и многих нынешних обстоятельств, отравляющих ее жизнь. Так, ее возмущает визовая политика ряда западных стран по отношению к российским гражданам. Однажды ей пришлось провести ночь на полу аэропорта «Хитроу», поскольку даже с визой в паспорте ее не пускали в страну, подозревая, что виза получена незаконно. Несмотря на это, Марина не думает о перемене гражданства. Ее убивает сама мысль, что в случае болезни близких ей придется идти в русское посольство просить разрешение на въезд в страну. Также, по словам Марины, ей «не светит» двойное гражданство, каковое, например, добилась для себя Анна Нетребко: «Анне покровительствует Валерий (Гергиев) и потому ей все разрешено»,- говорит она журналисту «Observer» (журналист от себя поясняет, что «Нетребко получила паспорт Австрии, хотя ни слова не говорит по-немецки»).

В заключение интервью Поплавская жалуется, что для продления пребывания в Англии, о чем хлопочут сейчас руководители «Ковент-Гардена», ей необходимо заполнить сотни страниц документов: «Если я когда-нибудь потеряю голос, то открою юридическую контору специально по визовым вопросам», - говорит она.

«Борис Годунов». Опера Далласа

Постановка оперы Мусоргского явилась триумфальным завершением нынешнего сезона в оперном театре Далласа, пишут местные издания. Все отмечают блестящее выступление Михаила Казакова в главной партии, других солистов, хора и оркестра. Режиссер Стивен Лойлесс не скрывает, что многие сюрреалистические приемы (как, например, появляющийся на сцене призрак убиенного младенца) он заимствовал из знаменитого спектакля «Ковент-Гардена» 1983 года, поставленного еще Андреем Тарковским.

Обозреватель Financial Times о премьере «Анны Болейн» в Вене

10 апреля на нашем сайте читатели ознакомились с подробной рецензией нашего обозревателя Т. Елагиной на спектакль Венской государственной оперы «Анна Болейн» по трансляции в московском кинотеатре.

А вот мнение журналиста из «Financial Times» Эпторпа, побывавшего на венской премьере. Он считает постановку весьма консервативной – «так ставили лет 80 назад». Правда, «застойный» подход режиссера Эрика Дженовезе и прямо-таки музейные костюмы Луизы Спинателли не отвлекают внимания зрителей, позволяя полностью сосредоточиться на вокале, который, подчеркивает критик, выше всяких похвал. Кроме Нетребко в спектакле заняты Элина Гаранча (Сеймур), Франческо Мели (Перси), Ильдебрандо Д’Арканджело (Генрих YIII), Элизабет Кульман (Сметон).

Нетребко, замечает журналист, в этой партии не продемонстрировала ни Богом данную колоратуру, ни харизматическую игру. Она пела «дисциплинировано, добросовестно, точно и весьма приятно». Критик считает, что Анна Нетребко, будучи «исключительно хорошей певицей», тем не менее «не тянет» на «новую Каллас». «Истерия вокруг ее появлений на оперной сцене свидетельствует скорее о хорошем маркетинге и голоде зрителей на звезд, нежели о ее артистизме».

Настоящей звездой наряду с солистами в этот вечер стал дирижер Эвелино Пидо, под управлением которого оркестр играл с необычайной тонкостью и изысканностью, с любовью к каждой музыкальной фразе, к каждой ноте, бережно сопровождая вокальные ансамбли.

Опера для школьников

«Пензанские пираты» - комическая опера в двух действиях на музыку А. Салливана (автора знаменитой оперетты «Микадо» - прим. ред.) и С. Гилберта. Ее официальная премьера прошла 31 декабря 1879 в нью-йоркском Театре на 5-й авеню. За сто с лишним лет эта комическая опера входила в репертуар многих театров мира. В 1981 году ее поставили на Бродвее и спектакль выдержал 787 показов, завоевав ряд престижных наград и премий.

Не забыта она и сегодня. Небольшой коллектив передвижного театра «Опера для молодежи» («The Opera for the Young») выбрал это произведение для весеннего тура по городам штата Висконсин. Спектакль увидят учащиеся школ и колледжей. Не только увидят, но и смогут принять участие: почти триста школьников готовятся под руководством учителей музыки исполнить роли пиратов, тюремщиков и констеблей.

Театру «Опера для молодежи» уже 40 лет. Существует он за счет местных благотворительных фондов. Вот и нынешний тур стал возможен благодаря скромному гранту одного из них.

Из роддома на сцену

Хуан Диего Флорес присутствовал при родах своего первенца в госпитале им. Рузвельта на Манхеттене. Он помогал акушерам и еще успел несколько мгновений подержать на руках новорожденного сына, нареченного Леандро, прежде чем поспешил в Мет, где уже через 35 минут начиналась комическая опера Россини «Граф Ори». «Мне так не хотелось покидать ребенка и жену», - сказал перуанский тенор в интервью журналистам позднее в тот же вечер после спектакля, который прошел с огромным успехом.

Итоги «Золотой маски»

15 апреля «Золотая маска» объявила своих лауреатов. Наш журнал подробно следил за ходом фестиваля, и сегодня мы приводим результаты национального театрального конкурса по оперным номинациям.

Лучшим спектаклей прошлого сезона жюри назвало «Женщину без тени» Мариинского театра, лучшими режиссером и дирижером – Дмитрия Чернякова и Теодора Курентзиса соответственно (за «Воццека» в Большом театре), лучшей исполнительницей женской роли – Елену Жидкову за роль Юдит в «Замке герцога Синяя Борода» Мариинского театра, лучшим исполнителем мужской роли – Нила Шикоффа за роль Элеазара в «Иудейке» («Жидовке») Михайловского театра.

В номинации «Работа художника в музыкальном театре» приз взял Пол Браун («Женщина без тени»), в номинации «Работа художника по костюмам в музыкальном театре» - Сергей Бархин («Кафе «Сократ», Московский музыкальный театр им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко), в номинации «Работа художника по свету в музыкальном театре» - Глеб Фильштинский («Воццек»). Специальной премией жюри музыкального театра отмечен Кирилл Уманский за редакторскую работу над партитурой оперы «Бег» Н. Сидельникова (Московский камерный музыкальный театр им. Б. А. Покровского). В конкурсной номинации «Эксперимент» приз достался хоровой опере А. Маноцкова «Гвидон» (Театр «Школа драматического искусства», Москва).

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ