От Генделя до Прайора, от Нью-Йорка до Сан-Франциско...

К открытию нового оперного сезона в США

Сергей Элькин
Оперный обозреватель

Наш корреспондент в США Сергей Элькин подготовил для журнала подробнейшую информацию о предстоящем сезоне на американском континенте. По нашему мнению множество постановок, имен, фактов делают данную публикацию весьма интересной для отечественного любителя оперы. Сегодня — первая часть обзора.

Вторая половина сентября — начало октября — традиционное время пробуждения от летней театральной спячки. Театры открывают новые сезоны, зрители выстраиваются в очередь за билетами, критики оттачивают перья в предвкушении сенсаций. Что ожидать от нового оперного сезона в США? Какие открытия он подарит любителям оперы? Список исполнителей велик — от дебютантов до всемирно известных, прославленных солистов. Среди опер — классические шедевры прошлого, мировые премьеры новых и неизвестных прежде сочинений.

В одной статье невозможно, конечно, даже вкратце рассказать обо всех оперных событиях будущего сезона. Тем не менее, не претендуя на полноту картины и полностью отдавая себе отчет в субъективности отбора, я попробую выделить самое интересное, яркое, значительное...

Как всегда, на недосягаемой высоте находится Первый оперный театр США — Метрополитен-опера. С него и начнем.

Метрополитен-опера (Нью-Йорк)

30 Lincoln Center Plaza New York, NY 10023
http://www.metoperafamily.org/metopera/

Семь новых постановок, включая мировую премьеру («Очарованный остров»), тетралогия «Кольцо нибелунга» в постановке Роббера Лепажа, девятнадцать репертуарных спектаклей, одиннадцать прямых кинопоказов по всему миру и почти столько же повторов (информация о предстоящих показах и адреса кинотеатров — здесь) — планы Метрополитен-оперы на новый сезон впечатляют! Генеральный менеджер театра, самый главный человек в оперном мире Америки Питер Гелб полон оптимизма. Он говорит об увеличении спонсорской помощи и омоложении публики: средний возраст зрителей на спектаклях МЕТ снизился с шестидесяти одного до пятидесяти семи лет. Правда, подготовка к новому сезону была омрачена недавним известием об ухудшении состояния здоровья и операции музыкального руководителя театра Джеймса Ливайна. Врачи говорят, что на восстановление ему понадобится несколько месяцев. На осенних спектаклях Ливайна заменит итальянский дирижер Фабио Луизи, который вынужден был в свою очередь отменить давно запланированные спектакли в Римской и Женевской операх. С прошлого сезона Луизи являлся главным приглашенным дирижером МЕТа, с сентября этого года он утвержден в должности главного дирижера.

Что дальше будет с Ливайном — неизвестно. Пока в расписании стоят его январские и весенние спектакли. Генеральный менеджер театра Питер Гелб подчеркивает, что Ливайн сохраняет за собой обязанности музыкального руководителя, однако похоже, что руководство нью-йоркского театра медленно, но верно готовит оперный мир к переменам. Все идет к тому, что Фабио Луизи примет бразды правления Метрополитен-оперой в будущем. Опыт в этой области у него есть — какое-то время дирижер возглавлял Дрезденскую Штаатскапеллу и Дрезденскую оперу, а сейчас является главным дирижером Венского симфонического оркестра.

Новый сезон Метрополитен-оперы открылся 26 сентября оперой Гаэтано Доницетти «Анна Болейн» (в кинотеатрах — 15 октября). Ажиотаж у входа, толпы поклонников, примадонна в главной партии, гигантские экраны на Таймс-сквер и у Линкольн-центра, прямые включения с площади перед театром на главных телевизионных каналах, надпись «Все билеты проданы» — таковы первые дни работы Метрополитен-оперы. Удивительно, но «Анна Болейн» никогда прежде не шла на сцене МЕТ. Все главные партии отданы российским исполнителям: Анна Болейн — Анна Нетребко, Джейн Сеймур — Екатерина Губанова, Генрих Восьмой — Ильдар Абдразаков. Постановка знаменитого и непредсказуемого английского режиссера Дэвида Маквикара, славящегося свежим прочтением классических опер (один «Юлий Цезарь» Г.Ф.Генделя в Лирик-опере Чикаго чего стоит!). За дирижерским пультом — Марко Армилиато.

«Анна Болейн» — первая часть трилогии Доницетти о династии Тюдоров, которую Маквикар поставит в МЕТ. В будущих сезонах зрителей ждет продолжение — оперы «Мария Стюарт» и «Роберто Деверо».

В новом сезоне Анна Нетребко стала «официальным лицом» Метрополитен-оперы. Ее портреты — на всех буклетах театра, она участвует в двух из семи премьерах. В январе 2012 года певица исполнит партию Манон в одноименной опере Ж. Массне (премьера — 26 марта, в кинотеатрах — 7 апреля). Партнерами Нетребко выступают польский тенор Петр Бечала (Де Грие) и бразильский баритон Пауло Сзот (Леско). Совместная постановка Метрополитен-оперы, Ковент-Гардена, театра Ла Скала и театра Ди Капитоле (Тулуза). Режиссер — знаток французских опер Лоран Пелли. Дирижер — Фабио Луизи.

В канун Нового года, 31 декабря, Метрополитен-опера приглашает зрителей на мировую премьеру оперы «Очарованный остров» (в кинотеатрах — 21 января) — барочной композиции Джереми Сэмса и Уильяма Кристи на сюжет пьес В.Шекспира «Сон в летнюю ночь» и «Буря». В композиции соединены арии и ансамбли Г. Ф. Генделя, А. Вивальди, Ж.-Ф. Рамо, а также других, менее известных композиторов той эпохи. Зрителей ждет оперный дивертисмент XVIII века в декорациях века XXI. Дирижер — Уильям Кристи. Режиссеры — Фелим Макдермотт и Джулиан Кроч.

Главные партии исполняют Дэвид Дэниелс (Просперо) и Джойс Ди Донато (Сикора). В постановке участвуют Пласидо Доминго (в коллекции мэтра появляется новая партия — Нептуна) и Даниэлла Де Низе (Ариэль). Опера исполняется на английском языке.

Еще один амбициозный проект Метрополитен-оперы — первая за более чем двадцать лет новая постановка «Кольца нибелунга» Р.Вагнера. Первые две части тетралогии — «Золото Рейна» и «Валькирия» — были показаны в прошлом сезоне. Осенью зрители увидят новые постановки «Зигфрида» (премьера — 27 октября, в кинотеатрах — 5 ноября) и «Гибели богов» (премьера — 27 января, в кинотеатрах — 11 февраля), а в апреле-мае следующего года состоится показ всей тетралогии. Судя по просачивающейся в прессу информации о будущих спектаклях, знаменитый канадский режиссер Робер Лепаж готовит нечто невероятное по части технических, визуальных и спецэффектов, в том числе — в формате 3D. Режиссер сказал, что хочет показать на сцене «волшебный мир, заселенный драконами, дикими медведями, насекомыми...». Чтобы выдержать сорокапятитонную конструкцию на сцене, в прошлом сезоне в театре уже пришлось устанавливать специальные стальные подпорки. Для полного цикла сцена подвергнется еще большим изменениям. Главные партии исполняют Гари Леман (Зигфрид), Дебора Войт (Брунгильда), Патрисия Бардон (Эрда), Брин Терфель (Странник/Вотан), Эрик Оуэнс (Альберих), Вальтрауд Майер (Вальтраута), Герхард Зигель (Миме).

Среди оперных работ Лепажа: «1984» Л. Маазеля (Ковент-Гарден), «Похождения повесы» (Брюссельская опера и Опера Сан-Франциско) и «Соловей» И.Стравинского (Канадская оперная компания), «Осуждение Фауста» Г.Берлиоза (Метрополитен-опера).

Одна из самых ожидаемых премьер сезона — новая версия «Фауста» Ш. Гуно (в кинотеатрах — 10 декабря) в постановке лауреата премии «Тони» Деса Макануффа (дебют в МЕТ). Состав солистов впечатляет: Фауст — Йонас Кауфман, Мефистофель — Рене Папе, Маргарита — Марина Поплавская. Первоначально в планах Метрополитен-оперы была заявлена Анджела Георгиу, но, как это у нее бывало и раньше, она отменила свои выступления. Дирижер — Янник Незет-Сегюн.

Еще один обладатель премии «Тони», артистический директор лондонского театра Donmar Warehouse Майкл Грэндейдж (среди его постановок — мировая премьера пьесы Джона Логана «Красное» о художнике-абстракционисте Марке Ротко) работает над новым прочтением оперы В. А. Моцарта «Дон Жуан» (премьера — 13 октября, в кинотеатрах — 29 октября) с Мариушем Квеченем в главной партии. Это — дебют режиссера в Метрополитен-опере. В партии донны Анны дебютирует многообещающая латвийская певица Марина Ребека 1, партию донны Эльвиры исполняет итальянское сопрано Барбара Фриттоли. На первых спектаклях Ливайна заменит Луизи, в феврале-марте оперой дирижирует сэр Эндрю Дэвис.

Лучшие силы мировой оперы встретятся в будущем сезоне в Нью-Йорке на возобновлениях классических и современных опер (названия приводятся в алфавитном порядке).

«Аида» Дж.Верди. В главных партиях — Виолетта Урмана (Аида), Стефани Блайт (Амнерис), Марсело Альварес (Радамес). Хореограф — Алексей Ратманский. Дирижер — Марко Армилиато. Режиссер — Сони Фризелл.

После четырнадцатилетнего перерыва в Метрополитен-опере возобновляют оперу «Билли Бад» Б.Бриттена. В главных партиях: Натан Ганн и Джеймс Моррис. Дирижер — Дэвид Робертсон. Режиссер — Джон Декстер.

В «Богеме» Дж.Пуччини (режиссер — Франко Дзеффирелли) партию Мими поделят между собой Хей-Кунг Хонг и солистка Московского музыкального театра К.Станиславского и Вл.Немировича-Данченко Хибла Герзмава. Ее дебют в Метрополитен-опере состоялся в прошлом году в партии Антонии в «Сказках Гофмана». В других партиях: Рудольф — Димитри Питтас, Мюзетта — Сюзанна Филипс (она исполняет главную партию в «Лючии ди Ламмермур» Г. Доницетти в Лирик-опере Чикаго, о ней — см. ниже), Марсель — Алексей Марков. Дирижер — молодой французский маэстро Луи Лангре.

«Гензель и Гретель» Э. Хумпердинка. В партии Гретель — польская певица Александра Куржак, Гензель поделят между собой американки Кейт Линдси и Алиса Кут. Дирижер — Робин Тиччиати. Режиссер — Ричард Джонс.

«Дочь полка» Г. Доницетти. Яркая, живая, остроумная постановка Лорана Пелли. В главных партиях: грузинская певица Нино Мачаидзе и американский тенор Лоуренс Браунли. В партии герцогини фон Кракенторп — Кири Те Канава. Дирижер — Ив Абель.

«Любовный напиток» Г.Доницетти в постановке Джона Копли кочует по театрам США и мира. Аншлаг обеспечит участие в спектакле Хуана Диего Флореса, Дианы Дамрау и Мариуша Квеченя. Дирижер — Донато Ренцетти.

«Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини зрители увидят в знаменитой постановке английского кинорежиссера Энтони Мингеллы. В главных партиях — два состава исполнителей: Патрисия Рассетт/Липин Жанг (Мадам Баттерфляй) и Роберт Дин Смит/Марчелло Джордани (Пинкертон). В спектаклях будут разные дирижеры: Пласидо Доминго, Марко Армилиато, Мариа Доналди и Ив Абель.

«Макбет» Дж. Верди с Томасом Хэмпсоном и Надей Михаэль (дебют в МЕТ). Я слышал эту пару в прошлом сезоне в Лирик-опере Чикаго и был впечатлен как вокалом, так и уровнем выразительности игры.

Дирижер — Джанандреа Нозеда. Режиссер — Адриан Нобл.

«Набукко» Дж. Верди. В первых восьми спектаклях (27 сентября — 2 ноября) партию Абигайль исполняет Мария Гулегина. Это — единственное появление певицы в США в новом сезоне. Дирижер — Паоло Кариньяни. Режиссер — Элайджа Мошински.

«Роделинда» Г. Ф. Генделя (в кинотеатрах — 3 декабря). Бенефис Рене Флеминг. Дирижер — специалист по барочному репертуару Гарри Биккет. Режиссер — Стивен Уодсворт.

В МЕТ возвращается опера Филиппа Гласса «Сатьяграха» (в кинотеатрах — 19 ноября) в постановке Фелима Макдермотта. Главные партии исполняют американские певцы. Ганди — Ричард Крофт. Дирижер — Данте Анзолини.

«Севильский цирюльник» Дж. Россини. Среди участников спектакля — Алексей Кудря (граф Альмавива в осенних спектаклях), Родион Погосов (Фигаро в зимних спектаклях), Паата Бурчуладзе/Сэмюэль Реми (Дон Базилио в осенних спектаклях), Ферручо Фурланетто (Дон Базилио в зимних спектаклях). Дирижер — Маурицио Бенини. Режиссер — Бартлетт Шер.

«Средство Макрополуса» Л. Яначека с Каритой Маттилой (единственное появление финской примадонны в Метрополитен-опере в новом сезоне) в главной партии возвращается в театр спустя десять лет. За дирижерским пультом — Иржи Белоглавек. Режиссер — Элайджа Мошински.

Скандальная постановка «Тоски» Дж. Пуччини в режиссуре Люка Бонди вернется в новом сезоне с новым составом исполнителей: Патрисия Рассет, Роберто Аланья/Александр Антоненко, Георгий Гагнидзе/Джеймс Моррис. Дирижер — Микко Франк (дебют в МЕТ).

Всегда непредсказуемая Натали Дессей впервые на сцене Метрополитен-оперы исполнит Виолетту в «Травиате» (в кинотеатрах — 14 апреля). Альфред — Мэтью Поленцани, Жермон — Дмитрий Хворостовский. Дирижер — Фабио Луизи. Постановка Зальцбургского музыкального фестиваля. Режиссер — Вилли Деккер.

«Хованщина» М. Мусоргского — единственная русская опера в новом сезоне МЕТ. Режиссер — Август Эвердинг. Среди исполнителей — целый букет российских звезд: Ольга Бородина, Владимир Галузин, Ильдар Абдразаков, Анатолий Кочерга (дебют в МЕТ), Георгий Гагнидзе, Михаил Дидык (дебют в МЕТ). Дирижер — Кирилл Петренко.

«Эрнани» Дж. Верди (в кинотеатрах — 25 февраля). Восходящая звезда мировой оперы Анджела Меде (Эльвира) в окружении великолепных мужчин: Марчелло Джордани/Роберто Де Биазио (Эрнани), Дмитрий Хворостовский (Дон Карлос) и Ферручо Фурланетто (Де Сильва). Дирижер — Марко Армилиато. Режиссер — Пьер Луиджи Самаритани.

30 октября в Метрополитен-опере состоится сольный концерт Йонаса Кауфмана. Этой чести удостаиваются очень немногие!

С большим отрывом от Метрополитен-оперы в нашем рейтинге стоят сразу несколько оперных театров. В Америке они называются «major opera companies». В каждом из этих театров в каждом сезоне происходит что-то интересное, и без любого из них оперная карта Америки будет неполной. Начнем с Чикаго.

Лирик-опера (Чикаго)

20 North Wacker Drive, Chicago, IL 60606
http://www.lyricopera.org

В этом сезоне в Лирик-опере происходит смена власти. На посту генерального директора уходящего на пенсию Уильяма Мэйсона сменяет Энтони Фрейд (в биографии об этом ни слова, но приближенные говорят, что он родственник того самого Зигмунда). Рекламная кампания нового сезона идет достаточно бурно. В качестве «тяжелой артиллерии» главные роли играет консультант по творческим вопросам (специально введенная для нее должность) Рене Флеминг. Она выступила на традиционном бесплатном концерте звезд Лирик-опере в центре Чикаго (являясь единственной настоящей звездой), она улыбается нам с постера: «Нашим певцам не нужны микрофоны». Перед началом сезона объявлена акция на лучший слоган оперы. Победителям — бесплатный абонемент на все оперы нового сезона. В общем, «новая метла» начала мести если не по-новому, то очень активно. При этом новый оперный сезон выглядит достаточно традиционно. Как всегда, нас ждут восемь опер, из них три новые постановки, включая две премьеры Лирик-оперы («Плавучий театр» и «Ринальдо»), и пять возобновлений старых. В течение двадцати пяти недель (с 1 октября 2011 года по 25 марта 2012 года) будут сыграны семьдесят два спектакля. Бросается в глаза отсутствие оперных звезд первой величины — их едва ли можно пересчитать на пальцах одной руки (см. ниже). Упор делается на собственные силы, то есть на силы студентов и выпускников Центра оперного пения Райана при Лирик-опере. Далеко не всегда это плохо — из стен Центра вышла уже целая когорта очень неплохих исполнителей, но, конечно, зрителям хочется видеть и главных лиц сегодняшней мировой оперной сцены.

Пятьдесят восьмой сезон Лирик-опера открывает оперой Жака Оффенбаха «Сказки Гофмана» с молодыми исполнителями Мэттью Поленцани (Гофман), Эмили Фонс (Никлаус), Анной Кристи (Олимпия), Элисон Кембридж (Джульетта, дебют в Лирик-опере), Эрин Уолл (Антония).

Мы увидим возобновление постановки (1982 год) французского режиссера и с недавнего времени — директора Парижской оперы Николя Жоэля, сделанной им специально для мадридского театра «Реал». Интересно будет сравнить эту постановку с недавними «Сказками» американского режиссера Бартлетта Шера в Метрополитен-опере.

После Вотана в «Кольце нибелунгов», Скарпиа в «Тоске» и комической партии Микадо в прошлом сезоне Лирик-оперы американский бас Джеймс Моррис готовится к ролям четырех злодеев, встречающихся на пути Гофмана и его друга Никлауса. В этих ролях Моррису сопутствовал успех в Метрополитен-опере, Вене, Лондоне и Страсбурге.

Французский дирижер Эммануэль Вийом не первый раз работает в Лирик-опере с французским репертуаром. Несколько лет назад он дирижировал оперой Жюля Массне «Манон».

Написанная по роману Вальтера Скотта романтическая трагедия Гаэтано Доницетти «Лючия ди Ламмермур» (премьера — 10 октября) относится к наиболее выдающимся сочинениям эпохи бельканто, а партия Лючии — к самым совершенным созданиям сопранового репертуара. Постановка певицы Кэтрин Мальфитано. Начиная с 1975 года и на протяжении своей долгой оперной карьеры она спела двадцать одну (!) главную сопрановую партию в Лирик-опере, в том числе — Лючию. После окончания выступлений в качестве певицы (с 2005 года) Мальфитано, подобно Ренате Скотто, сконцентрировалась на режиссуре. Вот лишь некоторые из ее постановок: «Человеческий голос» Ф.Пуленка в Королевском театре Брюсселя, «Тоска» в Английской национальной опере и опере Флориды, «Риголетто» в Вашингтонской национальной опере. Говоря о будущей премьере в Лирик-опере, Мальфитано ссылается на работы немецкого художника-романтика Каспара Давида Фридриха. Надо полагать, на сцене будут ангелы и храмы в небесах, готические руины... В партии Лючии — выпускница Центра Райана, победительница конкурса «Operalia» 2005 года, американская певица Сюзанна Филипс. Мне запомнилась ее Адина в «Любовном напитке» (Лирик-опера, сезон 2009-10 годов), где ее партнером был замечательный лирический тенор Джузеппе Филианоти. Тем же составом они будут разыгрывать любовные страсти в «Лючии...».

В партии лорда Артура — недавний победитель конкурса «Operalia» Рене Барбера.

За дирижерским пультом — итальянский маэстро Массимо Занетти.

Еще одна новая постановка и премьера Лирик-оперы — оперетта «Плавучий театр» Джерома Керна и Оскара Хаммерстайна (премьера — 12 февраля), первая в истории американского театра оперетта с драматическим сюжетом. Лучшие композиции оперетты — среди них «Old Man River,» «Bill,» «Can’t Help Lovin’ Dat Man», «You Are Love» — прочно вошли в сокровищницу американского песенного искусства, а «Песня о Миссисипи» стала просто-таки народной американской песней.

В партии Равенала мы услышим американского тенора Натана Ганна. Я помню его легкого, подвижного Фигаро в «Севильском цирюльнике» Дж. Россини (сезон 2007-08 годов) и немного тяжеловесного Зургу в «Искателях жемчуга» Ж.Бизе (сезон 2008-09 годов). Он поет, в основном, на американских оперных сценах. В «Плавучем театре» мы познакомимся еще с двумя молодыми американскими певцами: басом Моррисом Робинсоном и сопрано Анджелой Рене Симпсон. До Лирик-оперы артистический и генеральный директор The Glimmerglass Festival Франческа Замбелло ставила оперетту «Плавучий театр» дважды: в лондонском Альберт-холле в 2006 году (это была полноценная постановка с костюмами и декорациями) и в Карнеги-холл в 2008 (концертное исполнение).

Новый оперный сезон заканчивается еще одной новой постановкой — «Ринальдо» Г. Ф. Генделя (премьера — 29 февраля). Оперы Генделя регулярно ставятся в Чикаго с непременным контратенором Дэвидом Дэниелсом в главных партиях. Иногда — это очень интересно, иногда — нет. Вслед за блестящим «Юлием Цезарем» (сезон 2007-08 годов) последовал невыразительный «Геркулес» в прошлом сезоне. Тогда не помог ни богатый режиссерский опыт Питера Селларса, ни мастерство дирижера Гарри Биккета. Биккет дирижирует и на этот раз, а ставит «Ринальдо» режиссер «Партенопы» (сезон 2002-03 годов) Франциско Негрин. Посмотрим, каким предстанет на чикагской сцене новое старое сочинение господина Генделя.

Русская опера — редкий гость на сцене чикагского театра. За одиннадцать лет — только два названия: «Пиковая дама» в сезоне 1999-2000 годов и «Евгений Онегин» в сезоне 2007-08 годов. В новом сезоне впервые за семнадцать лет в Чикаго мы увидим шедевр Модеста Мусоргского — оперу «Борис Годунов». Спектакль идет в первоначальной версии 1869 года, без «Польского акта». На пресс-конференции Уильям Мэйсон сказал, что главной причиной возвращения на чикагскую сцену оперы Мусоргского является согласие Ферручо Фурланетто исполнить партию Бориса: «Он — один из самых выдающихся басов нашего времени. Я слышал его Бориса в Венской опере и был поражен красотой и мощью его голоса». Фурланетто исполнял эту партию в Ла Скала, Венской опере, Риме, Венеции, Флоренции и Сан-Диего. С 1985 года Фурланетто исполнил девять партий на сцене оперного театра в Сан-Диего, в том числе — единственный раз в США до Лирик-оперы — Бориса Годунова (в новом сезоне Сан-Диего тоже не обойдется без этого певца, об этом — см. ниже.) Он стал первым итальянским певцом, исполнившим партию Бориса в Мариинском театре в Санкт-Петербурге. Сцену смерти Бориса Фурланетто исполняет так реалистично, что каждый раз волнуешься за артиста. Не так давно в Сан-Диего в этой сцене он упал и настолько сильно ударился головой, что на несколько секунд потерял сознание. Певец шутит: «Это была самая убедительная сцена, которую я когда-либо сыграл».

В партии князя Шуйского на сцене Лирик-оперы дебютирует словацкий тенор Стефан Маргита. Он прославился исполнением партий Лацы и Луки Кузьмича в операх Леоша Яначека «Енуфа» и «Записки из Мертвого дома».

Если в прошлых русских операх в Чикаго блистали русские певцы (в «Пиковой даме» — Галузин, в «Онегине» — Хворостовский), то в постановке «Бориса Годунова» русских исполнителей нет вообще, что выглядит несколько странно. Режиссер возобновления спектакля (постановка Стайна Винджа была сделана для оперы Сан-Франциско) — выпускница Санкт-Петербургского музыкального колледжа имени Н. А. Римского-Корсакова Юлия Певзнер. В 1991 году она эмигрировала в Израиль. Активно сотрудничала с Новой израильской оперой. Работала с Франческой Замбелло в качестве ассистента режиссера-постановщика. Как режиссер дебютировала в Мариинском театре с Вагнером («Золото Рейна» и «Валькирия»). Дважды Певзнер ставила «Бориса Годунова» — в Опере Хьюстона и Опере Сан-Франциско.

Музыкальный руководитель Лирик-оперы сэр Эндрю Дэвис впервые дирижирует оперой Мусоргского.

«Ариадна на Наксосе» Р. Штрауса ставится на сцене Лирик-оперы четвертый раз. В сезоне 1998-1999 годов партию Ариадны исполняла Дебора Войт. В новом сезоне певицы не будет в Лирик-опере — она слишком занята в МЕТ. Партию Ариадны исполняет выпускница Центра оперного пения Райана Эмбер Вагнер. С партиями Тенора и Вакха на сцену Лирик-оперы возвращается американский тенор Брендон Йованович. В прошлом сезоне мы слышали его в партии Хозе в «Кармен», а наибольшее впечатление на меня он произвел в партии Бориса в «Кате Кабановой» Л.Яначека (сезон 2009-10 годов).

В партии Арлекина — американский баритон Мэттью Ворс. Любимец Лорина Маазеля, в этом сезоне он исполнит главную партию Винстона в его опере «1984» в Валенсии (дирижирует сам маэстро), партии Фигаро в «Севильском цирюльнике» Россини и Деметрия в опере Б. Бриттена «Сон в летнюю ночь» в Питтсбургской опере. Я слышал его в Чикагском оперном театре в операх «Три декабря» Джейка Хегги и «Оуэн Уингрейв» Бриттена.

«Волшебная флейта» В. А. Моцарта в постановке Августа Эвердинга сезона 1986-87 годов в шестой — и как сказал на пресс-конференции Уильям Мэйсон — последний раз возвращается на сцену Лирик-оперы. Ни в коей мере не умаляя заслуг выдающегося режиссера, мне все-таки кажется, что шестой раз показывать ту же самую постановку — это слишком... Зато голоса обещают быть интересными. Партию Памины исполняет гордость Центра Райана Николь Кэбелл. В прошлом сезоне она пела Микаэлу в «Кармен», а партию Памины исполнила впервые в МЕТ. В «Волшебной флейте» состоятся дебюты четырех молодых солистов: американских теноров Чарльза Кастроново 2 и Алека Шрадера (оба — в партии Тамино), французского баритона Стефана Дежо (Папагено) и австрийского баса Гюнтера Гройсбека (Зарастро). В партии Царицы ночи мы вновь встретимся с еще одной выпускницей Центра Райана, американской певицей корейского происхождения Кэтлин Ким. В прошлом сезоне она блестяще спела и сыграла Олимпию в «Сказках Гофмана» в МЕТ.

Одна из лучших опер Верди «Аида» регулярно ставится на сцене Лирик-оперы. Опять же, как и в случае с «Волшебной флейтой», нам предстоит увидеть очередное возобновление старой постановки. В прошлый раз мне она показалась слишком статичной. В главной партии — американская певица, специалистка по вердиевским партиям Сондра Радвановски. Это — американский дебют Радвановски в этой партии. Ожидалось, что в марте 2012 года партию Радамеса исполнит итальянский тенор Сальваторе Личитра, однако в начале сентября из Италии пришло трагическое известие о его гибели. В сезоне 2009-10 годов он пел в Чикаго Эрнани в одноименной опере Дж.Верди. Смерть Личитры — огромная потеря для оперного мира! На январских спектаклях партию Радамеса исполнит Марчелло Джордани, на мартовских — итальянский тенор Марко Берти (он пел Каварадосси в «Тоске» в сезоне 2009-10 годов).

В мартовских спектаклях партию Амнерис исполнит единственная российская певица в этом сезоне Анна Смирнова. Эту партию певица с большим успехом исполняла в Ла Скала (дирижер — Д.Баренбойм), Берлинской опере, Римской опере.

Один из самых любопытных дебютов нового сезона в Лирик-опере — тридцатидевятилетняя китайская певица Хюи Хе в партии Аиды в мартовских спектаклях. Только за последние несколько сезонов она спела эту партию на сценах МЕТ (дебют в 2010 году), Арены Ди Вероны, оперных театров Флоренции, Болоньи, Мюнхена, Валенсии, Рима, Лос-Анджелеса. Список впечатляет, не правда ли?! Хью Хе — лауреат Первой премии 42-го Международного конкурса вокалистов «Вердиевские голоса».

Событием предстоящего сезона станет концерт Рене Флеминг и Дмитрия Хворостовского (7 января) в честь многолетнего генерального директора оперы Уильяма Мэйсона. Оркестром Лирик-оперы дирижирует сэр Эндрю Дэвис.

В сезоне 2011-12 годов обязанности хормейстера Лирик-оперы будет исполнять хормейстер Австралийской оперы Майкл Блэк. Ради этого он на год переезжает из Австралии в Чикаго. Вся творческая биография Блэка связана с «зеленым континентом». Он работал пианистом-репетитором, ассистентом хормейстера, хормейстером детского хора и, с 2001 года, хормейстером Австралийской оперы.

Опера Сан-Франциско

301 Van Ness Avenue, San Francisco, CA 94102
http://sfopera.com

Интересные постановки обещает нам восемьдесят девятый сезон Сан-Францисской оперы. Генеральный директор театра Дэвид Гокли — один из ведущих оперных менеджеров страны, и действует он очень напористо. При нем в театре прошли две шумные мировые премьеры — «Апоматокс» Филиппа Гласа (2007 год) и «Дочь Бонесеттера» Стюарта Уоллеса (2008 год), начались кинотрансляции спектаклей, опера пришла в бейсбольный парк. О парке — позже, а пока — о будущем сезоне театра. В планах — девять опер, из них одна мировая премьера («Сердце солдата») и три новые постановки. С 9 сентября 2011 года по 8 июля 2012 года будут сыграны семьдесят четыре спектакля. Начну с мировой премьеры.

Опера «Сердце солдата» Кристофера Теофанидиса (премьера — 10 сентября) по либретто Донны Ди Новелли посвящена жертвам теракта во Всемирном торговом центре 11 сентября 2011 года. Сочинение основано на одноименной книге лауреата Пулитцеровской премии, журналиста Джеймса Стюарта и историях реальных людей, находившихся в тот день в башнях Близнецах. В основе сюжета — героический поступок офицера безопасности Рика Рескорлы. Он помог спастись сотням людей, выводя и вынося их из горящего здания, а сам выйти не успел...

В партии Рика — американский баритон Томас Хэмпсон. Постановка артистического советника Сан-Францисской оперы Франчески Замбелло. Дирижер — Патрик Саммерс.

Композитор Кристофер Теофанидис родился в Техасе в семье выходцев из Греции. Большой резонанс в США получила его семичастная композиция «Беженец», посвященная историям эмигрантов из разных стран, включая бывший Советский Союз. Премьера сочинения прошла в 2007 году в опере Хьюстона в качестве основы цикла «Песни Хьюстона». Опус Теофанидиса «Тело радуги» является наиболее часто исполняемым произведением для симфонического оркестра, написанным современным композитором. Руководители Оперы Сан-Франциско надеются, что и новая опера Теофанидиса вызовет интерес у театров страны и мира.

Новый сезон театра начался 9 сентября оперой Дж.Пуччини «Турандот» (возобновление совместной постановки Оперы Сан-Франциско и Лирик-оперы Чикаго). В главной партии — шведская певица Ирен Теорин. Журнал «Opera Britannia» назвал ее «лучшей Турандот мира». Калаф — Марко Берти. Тимур — Раймонд Ачето. Дирижер — музыкальный руководитель Оперы Сан-Франциско Никола Луизотти. 25 сентября эта опера демонстрировалась на бейсбольном стадионе в Сан-Франциско в ежегодной серии, которая по-русски звучит довольно смешно: «Опера в бейсбольном парке». Этот стадион известен каждому любителю бейсбола в США (а таковых миллионы), ибо это домашний стадион чемпиона США 2010 года, команды San Francisco Giants. Так вот, начиная с 2006 года, один раз в году этот стадион (вход бесплатный) отдается во власть Оперы. Статистики этого года я пока не знаю, но прошлогодний показ «Аиды» собрал тридцать две тысячи зрителей!

«Лукреция Борджиа» Г.Доницетти (премьера — 23 сентября). Постановка Вашингтонской оперы (режиссер — Джон Паско) создана специально для Рене Флеминг. С партией Лукреции прославленная американская певица после десяти лет отсутствия возвращается в Сан-Франциско. В спектакле участвуют итальянский тенор Франческо Мели (Дженнаро), меццо-сопрано Элизабет Дешонг (Маффио Орсини) и замечательный бас Виталий Ковалев (Альфонсо Д’Эсте), запомнившийся мне по выразительному Гремину в чикагском «Онегине». Ковалев регулярно появляется в оперных театрах Калифорнии. В Сан-Франциско он пел Спарафучиле в «Риголетто» и Пимена в «Борисе Годунове». Его репертуар состоит из более чем сорока пяти партий, включая короля Филиппа II в «Дон Карлосе», Банко в «Макбете», Рамфиса в «Аиде», Отца-настоятеля (Падре Гуардиано) в «Силе судьбы», Аттилы в одноименной опере Верди. Недавние ангажементы включали Вотана и Странника в «Кольце нибелунга» в Лос-Анджелесской опере, Вотана в «Валькирии» в Ла Скала. Дирижер — Риккардо Фрицца.

Для своего дебюта в Сан-Франциско известный итальянский театральный и кинорежиссер Габриэле Лавиа выбрал «Дон Жуана» В.А.Моцарта (премьера — 15 октября). После успеха в прошлом сезоне в партии графа Альмавивы в «Свадьбе Фигаро» баритон Лукас Мичем возвращается в театр в партии известного ловеласа. В партиях прекрасных дам: сопрано Элли Дэн (Донна Анна, она пела графиню Альмавиву в «Свадьбе Фигаро») и Серена Фарноччиа (Донна Эльвира, дебют в Сан-Франциско). Дирижер — Никола Луизотти.

Впервые в Сан-Франциско покажут прелестную барочную оперу Г. Ф. Генделя «Ксеркс». В главных партиях: Сюзан Грэхэм (Ксеркс), Дэвид Дэниелс (Арзамен), Соня Прина (Амастре). Постановка лауреата премии Лоуренса Оливье, режиссера Николаса Хитнера создана для Английской национальной оперы. Хитнер успешно работает в кино. Многим памятна его лента «Безумие короля Георга». Дирижер — Патрик Саммерс.

«Никсон в Китае» Джона Адамса — еще одна новая для Сан-Франциско опера. Постановка Майкла Каванаха (Опера Ванкувера). Партию президента исполнит Брайан Маллиган (в прошлом сезоне он пел в Сан-Франциско партии Фауста и Вертера в одноименных операх Ш.Гуно и Ж.Массне), партию Первой леди — болгарская певица Мария Канева. Дирижер — Лоуренс Ренес.

Новую постановку последней оперы В.А.Моцарта «Волшебная флейта» создают режиссер Гарри Сильверстайн и дизайнер японского происхождения Джун Канеко. В партии Царицы ночи — победительница конкурса имени П.Чайковского 2007 года Альбина Шагимуратова. Через две недели после победы на конкурсе певице предложили выступить на Зальцбургском музыкальном фестивале как раз в этой партии. Впервые — в Европе, и сразу в Зальцбурге с Риккардо Мути! Дебют прошел удачно, и вскоре последовали выступления певицы в крупнейших оперных залах мира. Царицу ночи только в одном 2010 году она пела в Большом театре, Метрополитен-опере, Венской опере, Ла Скала и Опере Лос-Анджелеса. Дирижер — Рори Макдональд.

Театр повторяет классическую постановку «Кармен» Жана-Пьера Поннелля. В главных партиях — молодые исполнители Кейт Олдрич (Кармен) и известный российской публике Тьяго Аранкам в партии Хозе. В партии Эскамильо дебютирует бразильский певец Пауло Сзот — недавний лауреат премии «Тони» за роль Эмиля де Бека в мюзикле «South Pacific». Он исполнял партию майор Ковалева в «Носе» Д.Шостаковича в МЕТ. Дирижер — Никола Луизотти.

Премьера новой постановки оперы Дж.Верди «Аттила» с Ферручо Фурланетто в главной партии состоялась в Ла Скала в июне этого года. В новом сезоне совместную продукцию Ла Скала и Оперы Сан-Франциско увидят в Калифорнии. Партнерами итальянского баса станут венесуэльское сопрано Лукреция Гарсия (Одабелла, дебют в Сан-Франциско после успеха в Ла Скала), итальянский тенор Фабио Сартори (Форесто, дебют в Сан-Франциско) и Сэмюэль Рэми (папа Лео Первый). Режиссер — Габриэле Лавиа. Дирижер — Никола Луизотти.

На 3 декабря 2011 года запланирован концерт-чествование известной оперной певицы Фредерики фон Штаде.

Опера Сан-Франциско — единственная оперная компания США, кроме Метрополитен-оперы, которая показывает свои спектакли в кино. Показы начались весной 2008 года, и к началу этого сезона в этой акции участвуют уже более ста кинотеатров в тринадцати европейских странах: от Парижа и Барселоны до Щецина и Новосибирска (в самой Америке в кинотеатрах идут только оперы МЕТ и европейских оперных театров.) В планах на этот сезон — четыре оперы: «Богема» с А. Георгиу и П. Бечалой, «Тоска» с А. Печенкой и Карло Вентре, «Лючия ди Ламмермур» с Натали Дессей, «Любовный напиток» с Рамоном Варгасом.

Опера Хьюстона

510 Preston Street, Houston, TX 77002
http://www.houstongrandopera.org

Главный оперный театр Техаса занимает видное место на оперной карте США. В новом сезоне с 1 октября 2011 года по 4 мая 2012 года будут сыграны тридцать два спектакля. Театр представляет шесть опер, из них три — новые постановки. Список открывает бессмертный «Севильский цирюльник» Дж.Россини (премьера — 21 октября) с выпускницей Вокальной студии при Хьюстонской опере Анной Марией Мартинес в партии Розины. Фигаро — Натан Ганн, Дон Базилио — Кайл Кетелсен (дебют в Хьюстоне). В эпизодической партии Фиорелло (слуги графа Альмавивы) — студент вокальной студии при Хьюстонской опере российский баритон Борис Дьяков. Дирижер — Леонардо Вордони. Режиссер — Джоан Фонт. Постановка готовится Хьюстонской оперой совместно с Канадской оперной компанией.

«Поругание Лукреции» Б. Бриттена (премьера — 3 февраля) не часто увидишь на оперной сцене. Новую постановку в Хьюстоне представит режиссер Арин Арбус. В главной партии — американская певица Мишель ДеЙонг. В партии Тарквиния — южноафриканский баритон Жак Имбраило (дебют в Хьюстоне). Он получил известность после Глайндборнского фестиваля прошлого года, где исполнил партию Билли Бадда в одноименной опере Бриттена. Дирижер — Рори Макдональд.

Новую постановку «Марии Стюарт» Г.Доницетти (премьера — 21 апреля) готовит (впервые в Хьюстоне) французско-бельгийский дуэт режиссеров Патриса Каре и Моше Лейзера, а также французский художник Кристиан Фенулле. В таком составе они работали в Женевской опере («Кольцо нибелунга», «Пеллеас и Мелизанда» К.Дебюсси), Опере Лозанны («Нос» Д.Шостаковича), Ковент-Гардене («Золушка»), Национальной опере Уэльса («Фиделио»), Парижской опере («Лючия ди Ламмермур»). В главных партиях: Джойс Ди Донато (Мария Стюарт) и Кэтти Ван Кутен (Елизавета). Дирижер — музыкальный руководитель Хьюстонской оперы Патрик Саммерс.

«Фиделио» Л.ван Бетховена с Каритой Маттилой в партии Леоноры. Постановка Юргена Флимма создана специально для Метрополитен-оперы. Дирижер — Михаэль Хофштеттер. Последний раз он дирижировал в Хьюстоне оперой Г.Берлиоза «Беатриче и Бенедикт» (2008 год).

«Травиата» Дж.Верди — вторая, после «Лючии ди Ламмермур» прошлого сезона, главная партия Альбины Шагимуратовой в Хьюстоне. Альбина поет в окружении итальянских певцов Давида Ломели (Альфред) и Джованни Меони (Жермон) 3. Постановка Дэниела Слатера создана для Лирик-оперы Чикаго. Дирижер — Патрик Саммерс.

«Дон Карлос» Дж.Верди — вторая, после «Марии Стюарт», драма по произведению Фридриха Шиллера в этом сезоне. Совместная постановка Национальной оперы Уэльса и Канадской оперной компании будет представлена в Хьюстоне в полной пятиактной версии 1886 года на французском языке 4. В главных партиях — Брендон Йованович (Дон Карлос, он пел в театре в «Сельской чести» в 2008 году), Кристин Герке (Эболи), Сэмюэль Реми (Великий инквизитор) и др. Дирижер — Патрик Саммерс.

Опера Лос-Анджелеса

135 N Grand Ave, Los Angeles, CA 90012
http://www.laopera.com

После мировой премьеры оперы Даниэля Катана «Почтальон» с генеральным директором театра Пласидо Доминго в партии Пабло Неруды и шумного успеха тетралогии Р. Вагнера «Кольцо нибелунга» в конце прошлого, юбилейного сезона, Опера Лос-Анджелеса и ее директор в хорошем настроении встречают новый оперный сезон. Доминго назвал его «сезоном новых открытий». Не удивляйтесь: в качестве «новых открытий» публике предлагаются оперы Моцарта, Чайковского и Бриттена (см. ниже).

В новом сезоне в Лос-Анджелесе можно будет услышать большое количество представителей русской и восточноевропейской вокальных школ. В планах театра — шесть опер: четыре премьеры для Лос-Анджелеса и два возобновления старых спектаклей. С 17 сентября 2011 года по 2 июня 2012 года будут сыграны тридцать семь спектаклей.

Новый сезон открылся 17 сентября «Евгением Онегиным». Впервые в США эта опера была поставлена в 1920 году в театре Метрополитен 5, но до Лос-Анджелеса прежде не добиралась. Постановка Стивена Пимлотта создана для Ковент-гардена (совместно с Финской национальной оперой). В партии Онегина — уже ставший знаменитым словацкий баритон Далибор Дженис, в партии Татьяны на американской оперной сцене дебютирует выпускница Киевской консерватории Оксана Дика. С 2003 по 2007 годы она пела на сцене Киевского театра оперы и балета. Последние несколько лет успешно выступала на престижных оперных сценах мира, в том числе в партиях Тоски и Баттерфляй на сцене Арены Ди Вероны. Команду «наших» достойно представляют Ленский — Всеволод Гривнов и Ольга — солистка Мариинского театра Екатерина Семенчук. Она дебютировала в Лос-Анджелесе в прошлом сезоне в партии Фрики в «Валькирии» Р. Вагнера. Среди ее недавних партий — Соня в «Войне и мире» С. Прокофьева и Полина в «Пиковой даме» в Метрополитен-опере. Там же, в МЕТе, Семенчук пела Ольгу в «Онегине». В августе я ее слушал в сольном концерте на музыкальном фестивале в Равинии (Иллинойс). Она прекрасно справилась с песнями и романсами П. Чайковского и С. Рахманинова. Одного из ведущих российских теноров Гривнова, много лет успешно выступающего на оперной сцене, представлять не надо.

«Евгений Онегин» — вторая опера Чайковского за всю историю существования компании (первой была «Пиковая дама» в сезоне 2001-02 годов).

Дирижер — музыкальный руководитель Лос-Анджелесской оперы Джеймс Конлон.

Опера Дж. Верди «Симон Бокканегра» в постановке Элайджи Мошински (спектакль создан для Ковент-Гардена) ставится в расчете на бесстрашного Пласидо в главной партии. После Берлинской оперы патриарх сцены пел Бокканегру в Лондоне, Нью-Йорке, Милане и Мадриде. Настал черед показать любимую партию в его родной оперной компании. В партии Амелии в Лос-Анджелес в третий раз (после «Травиаты» 2001 года и «Богемы» 2004 года) возвращается Анна Мария Мартинес. Виталий Ковалев исполнит партию Фиеско, а в партии Габриэле Адорно дебютирует яркий итальянский тенор Стефано Секко. Дирижер — Конлон.

В честь предстоящего в 2013 году столетия со дня рождения Бенджамена Бриттена в Лос-Анджелесе задумали показать несколько опер композитора. В прошлом сезоне зрители увидели «Поворот винта», а в новом впервые за двадцать лет ставится «Альберт Херринг». Постановка Пола Каррана 2010 года для оперы Санта Фе (штат Новая Мексика) с тем же Алеком Шрадером в партии Альберта. Дирижер — Дж. Конлон.

Оперу В. А. Моцарта «Так поступают все» не слышали в Лос-Анджелесе пятнадцать лет. В спектакле дебютируют четыре солиста (впрочем, уже хорошо известные в оперном мире): Александра Куржак (Фьордилиджи), певица из Румынии Роксана Константинеску (Деспина), итальянский бас-баритон Ильдебрандо Д’Арканджело (Гульельмо) и итальянский бас Лоренцо Регаццо (дон Альфонсо). Второй раз в Лос-Анджелесе поют румынское меццо-сопрано Руксандра Донозе (Дорабелла) и албанский тенор Саймир Пиргу (Феррандо).

Постановка Николаса Хитнера сделана специально для Глайндборнского музыкального фестиваля. Дирижер — Конлон.

Опера Шарля Гуно «Ромео и Джульетта» идет в постановке Лос-Анджелесской оперы образца 2005 года (режиссер — Йан Джадж). В главных партиях — сопрано Нино Мачаидзе и итальянский тенор Витторио Григоло (дебют в Лос-Анджелесе). В августе грузинская певица спела Джульетту в Арене Ди Верона. В спектакле участвуют Виталий Ковалев (партия отца Лорана) и русский баритон Владимир Чернов (синьор Капулетти). Дирижер — Пласидо Доминго.

Новый сезон завершается возобновлением оперы Дж.Пуччини «Богема» в постановке Герберта Росса с уже известной семейной парой, американцем Стивеном Костелло и мексиканкой Айлин Перез в ролях Рудольфа и Мими 6. В партии Марселя на американской оперной сцене дебютирует польский баритон Артур Ручински (он пел Меркуцио в недавней постановке «Ромео и Джульетты» на сцене Арены Ди Верона). Его международная карьера началась весной 2010 года, когда по приглашению Даниэля Баренбойма он исполнил партию Онегина в Берлинской опере (Ленским был Роналдо Виллазон). Дирижер — Патрик Саммерс (дебют в Лос-Анджелесе).

В новом сезоне продолжится начатая в 2007 году традиция постановок бесплатных опер в Кафедральном соборе Лос-Анджелеса (Cathedral of Our Lady of the Angels). Огромный успех сопутствовал опере «Ноев ковчег» Б. Бриттена и оратории «Иуда Маккавей» Г. Ф. Генделя. В следующем году к ряду композиторов-классиков присоединится новое имя: 16 и 17 марта в Соборе состоится мировая премьера оперы «Иона и кит» юного вундеркинда, русского по матери уроженца Лондона и праправнука Станиславского, выпускника Санкт-Петербургской консерватории, девятнадцатилетнего Александра Прайора 7. Дирижер — Конлон. Режиссер — Э.Вильянуэва.

Вашингтонская национальная опера

2700 F Street, NW Washington, DC 20566
http://www.kennedy-center.org

В Вашингтоне все Национальное: Национальный симфонический оркестр, Национальная опера... И сезон здесь начинается раньше других театров — 10 сентября. Из последних новостей: в театре появилась должность артистического советника. На этом посту дебютирует режиссер Франческа Замбелло.

Новый сезон открылся «Тоской» Дж. Пуччини с Патрисией Рассетт в главной партии.

Самой интересной постановкой обещает стать единственная премьера Вашингтонской оперы в новом сезоне — спектакль «Набукко» Дж. Верди (премьера — 28 апреля) в постановке одного из лидеров новой оперной режиссуры, живущего в Лондоне тридцатипятилетнего американца Тадеуша Страссбергера. Во время учебы в Школе искусства и науки в Нью-Йорке он выиграл стипендию Фулбрайта, что позволило ему продолжить образование в Ла Скала. Занимался сценическим дизайном, несколько лет провел в Европе, являлся помощником режиссера на многих оперных постановках. В 2005 году за постановку оперы Дж. Россини «Золушка» в Ирландской опере (Дублин) он был удостоен приза «Опера Европа» за лучшую режиссуру. В прошлом сезоне Страссбергер дебютировал в Вашингтонской опере в качестве режиссера-постановщика оперы «Гамлет» А.Тома.

Главные партии в «Набукко» исполняют новые для Вашингтона имена: итальянский баритон Франко Вассалло (Набукко) и венгерское сопрано Цсилла Боросс (Абигайль). Дирижер — Филипп Оген. Он родился во Франции, учился в Вене и Флоренции, долгое время работал помощником дирижера. Сначала — у Герберта фон Караяна, потом — у Георга Шолти. С прошлого сезона Оген является музыкальным руководителем Вашингтонской оперы и оркестра при опере.

«Набукко» — совместное производство Вашингтонской оперы, Оперы Миннесоты и Оперной компании Филадельфии.

В ноябре зрителей ждет «Лючия ди Ламмермур» Г.Доницетти с двумя составами исполнителей. Открывают марафон американка Сара Кобурн в заглавной партии и Саймир Пиргу (Эдгар). Во втором составе — наша известная пара: Любовь Петрова и Алексей Долгов. Постановка Дэвида Алдена создана для Английской национальной оперы. Дирижер — Филипп Оген.

Оперный сезон в Вашингтоне заканчивается оперой Ж. Массне «Вертер» (постановка Австралийской оперы, права принадлежат Опере Монреаля.) В главной партии — уже весьма популярный итальянский тенор Франческо Мели (дебют в Вашингтоне). Шарлотта — его знаменитая соотечественница Соня Ганасси. Дирижер — Эммануэль Вийом.

В серии «Пласидо Доминго приглашает знаменитостей» на 3 марта в Центре Кеннеди обещан дебютный сольный концерт Анджелы Георгиу. 17 марта — концерт Деборы Войт, в котором известная оперная певица исполнит популярные американские песни.

Завершение обзора в следующем номере журнала.

Примечания редактора:

1 В 2010 Ребека неожиданно и успешно заменила заболевшую А.Георгиу в «Травиате» на сцене Ковент-Гардена.
2 Кастроново — муж Екатерины Сюриной.
3 Меони знают в России. В частности, он вступал в широко распиаренном «концерте-дефиле» в Барвихе вместе с пресловутым любимцем богачей и светских «львиц» А. Бочелли. Цены на билеты тогда доходили до 160 тыс. руб.
4 Т. н. Моденская редакция 1886 г. представляет собой смешанную версию оперы, созданную на основе сокращенной 2-й (итальянской) редакции 1884 г., но с добавлением 1-го акта («Фонтенбло») из 1-й редакции оперы.
5 В тогдашней исторической постановке «Онегина» на итальянском языке выступали Д.де Лука, К.Муцио, Д.Мартинелли, А.Дидур и др.
6 В 2012 году москвичам предстоит услышать эту семейную пару в КЗЧ в концертном исполнении оперы «Друг Фриц» П.Масканьи (в рамках абонемента «Оперные шедевры»).
7 Прайор как-то высказался о путях развития музыки. Его музыкальное кредо столь же удивительно, сколь и впечатляюще: «Двадцатый век был какофонией, диссонансом. Двадцать первый век — это мелодия, и я пишу для двадцать первого века».

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ