Аскар Абдразаков в «Новой опере»

Александр Курмачёв
Оперный обозреватель

В Москве в рамках музыкального фестиваля имени Ирины Архиповой прошёл концерт Аскара Абдразакова, выступившего на сцене «Новой оперы» в сопровождении симфонического оркестра радио «Орфей» под управлением Сергея Кондрашева. Программа показалась мне весьма интересной, да и возможность послушать одного из лучших российских басов в не самых «ходовых» на московской сцене произведениях Мусоргского, Бойто и Гуно предоставляется нечасто. К тому же участие в концерте Анны Викторовой и Елены Терентьевой обещало приятные впечатления.

Прежде всего, хочется отметить странное послевкусие от работы оркестра: с одной стороны, идеально корректные и точные вступления, феноменальные динамические переходы, волшебное взаимодействие между группами инструментов продемонстрировали высочайший уровень сыгранности и собранности коллектива.

С другой, грохотание ударных (особенно шумного при исполнении бравурного марша Мусоргского на взятие Карса, построенного на сложнейшем взаимодействии ударных и духовых) и постоянные съезды и «спотыкания» валторнистов вызывали недоумение своей неуместностью. Общий стиль игры этого коллектива я бы охарактеризовал как жёсткую точность, почти лишенную эмоциональности и теплоты.

Казалось бы, «Рассвет на Москве-реке» - вещь с такой прочной исполнительской традицией, что как-то повлиять на её живописную одухотворенность может только иностранец. Оказывается, достаточно чуть ускорить темп исполнения, чтобы вся величавая напевность этой симфонической картины сошла на нет. И даже идеальное «угасание» звука в финале уже не может исправить общего разочарование от абсолютно корректной, но совершенно бездушной игры. В качестве аккомпанемента оркестр звучал чуть более эмоционально, но в некоторых местах всё ещё не очень корректно по отношению к солистам.

Анна Викторова, исполнившая гадание Марфы из «Хованщины», продемонстрировала яркую фразировку, экспрессивно мощные верха, в динамике которых растворялась тембральная пыльца, ощутимо проступавшая на меццо-воче, и роскошные контральтовые низы.

Елена Терентьева, обладающая сочным сопрано, окантованным блистательной техникой, виртуозно исполнила «бижутерийную» арию Маргариты из «Фауста» Гуно, проявив, кроме красочного вокала, тончайший артистизм и сценическую органичность.

Михаил Губский, выступивший в дуэте с Аскаром Абдразаковым, проявил себя как удобный партнер по ансамблю, чуть зажато, но в целом добротно озвучив вокальный текст Фауста.

Сольная программа, представленная Аскаром Абдразаковым, своей инфернальностью больше подходила бы для празднования хэллоуина: жутчайшие «Песни и пляски смерти» в оркестровке Э. Денисова, белькантовая броскость фрагментов из оперы Бойто «Мефистофель» и, конечно, мистическая экспрессия монологов и дуэта из «Фауста» Гуно позволили певцу продемонстрировать не только вокальное мастерство, но и мощнейший актёрский темперамент.

Если в исполнении «Песен и плясок смерти» мы слышим то роскошное легато, то обертоновую цветастость, выливающуюся в смертельную страсть, смертельную нежность или смертельное торжество, которым посвящен цикл Мусоргского, то в прологе к «Мефистофелю» Бойто голос певца уже мерцает вокальной подвижностью и уверенной фокусировкой, а в серенаде из «Фауста» Гуно поражает чистейшее и красивейшее верхнее пиано.

Хитовая «Блоха» Мусоргского, с беспощадным сарказмом исполненная Абдразаковым в дополнение к основной программе, прозвучала в устах экс-министра культуры Башкирии едва ли не политическим манифестом и стала знаковым завершением мероприятия, лишний раз показавшего, что какими бы трудностями и испытаниями ни был выстлан путь настоящего художника, его подлинный талант и истинное призвание остаются с ним, несмотря ни на что.

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Новая Опера

Театры и фестивали

Аскар Абдразаков

Персоналии

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ