«Верди-гала» в Северной столице

«Верди-гала» в Северной столице
Оперный обозреватель

15 декабря в рамках фестиваля «Площадь искусств» были исполнены бессмертные шедевры итальянского композитора. Академический симфонический оркестр филармонии задавал тон, ведь оркестровый стиль Верди – явление уникальное. Композитор достаточно долго работал над углубленным звучанием оркестра в оперных постановках. Не случайно именно симфонические увертюры открывали оба отделения концерта – к операм «Жанна д'Арк» (достаточно редко исполняемая) и «Набукко». В своей автобиографии Верди писал о последней: «Это опера, с которой поистине началась моя художественная карьера». Воинственными и фанфарными интонациями увертюры настраивали на праздничную и одновременно драматичную атмосферу.

В очередной раз на ум невольно приходит мысль: чем Верди в России особо привлекателен для слушателя? Революционным размахом, батальными сценами, борьбой за справедливость?

Да, за библейским сюжетом «Набукко» стоит история итальянского народа, борьба за его независимость. Отдаленными штрихами в образах опер просматриваются и драматичные факты из жизни композитора. Лично я за смертью Виолетты вижу уход из жизни жены композитора, за смертью Джильды – потерю двух детей. Сейчас трудно поверить в то, что гениальную музыку «Травиаты» публика могла не принять. Само название («Травиата» переводится как «Падшая женщина») говорило за себя и вызывало антипатию общества. Напомним, что и с российским заказом у Верди не сложилось. Общеизвестен факт, что композитор написал оперу «Сила судьбы» по заказу Большого театра в Петербурге и дважды посещал Россию в связи с этим (в 1861 и 1862 гг.). Но, несмотря на огромную популярность Верди в России, опера не имела успеха.

Так в чем же, несмотря ни на что, сила музыки Верди? Ответим словами самого композитора: «Голос и мелодия для меня всегда будут самым главным». Именно они послужили решающим фактором успеха в глазах публики, подхватывающей итальянский народный мелос, который славится особой красотой и проникновенностью. Всё же родина оперы – Италия…

Теперь о дебютантах вечера. Начнем с молодого итальянского дирижера Андреа Баттистони. Честно говоря, я не нашла доподлинной информации о его возрасте, но по слухам, быстро распространившимся по рядам зала, молодому музыканту около 24 лет. Манера дирижирования Баттистони напористая и темпераментная. Один слушатель старшего поколения пожаловался мне на слишком эмоционального итальянца и сказал, что закрывал глаза рукой, как только тот «входил в раж». Но факты говорят сами за себя – с января 2011 года Андреа Баттистони назначен первым приглашенным дирижером Королевского театра Пармы. Кстати, дебютантом в этот раз был и хор театра, исполнивший на «Верди-гала» два крохотных эпизода иллюстративного характера.

Также мы впервые услышали баритона Лео Нуччи, уже признанного за свои достижения на мировой сцене. В этот вечер певец порадовал публику сольными номерами партий Жоржа Жермона и Риголетто. Официальная часть концерта завершалась драматичным дуэтом Риголетто и Джильды.

Под занавес стоит немного остановиться на подлинном украшении вечера – российской певице Ирине Дубровской. Сложнейшие задачи, которые композитор ставил в своих операх для юных исполнительниц, на мой взгляд, были выполнены с легкостью и изяществом. Певица дебютировала партией Виолетты на фестивале в Равинии, а также в театре Доницетти в Бергамо, «Карло Феличе» в Генуе, в театрах Палермо, Милана, Брешии. Не прошла бесследно и ее стажировка в Оперном центре Галины Вишневской в Москве. Огромные развернутые сцены партий Виолетты и Джильды, где мелодия объединена с напевной декламацией, ярко показывают нам возможности певицы в раскрытии характеров героинь. Безусловно, женские арии Верди – это еще и экзамен на высокое актерское мастерство. Что до вокальных достижений, скажем, что молодость и талант, безусловно, впечатляют. Однако есть еще вершины, к которым надо стремиться. Драматический накал страстей, особая выразительность вокальных интонаций, сверхзадачи в верхних регистрах дают возможности к бесконечному совершенствованию голоса.

Закончим сегодняшнее повествование словами художественного руководителя фестиваля Юрия Темирканова: «Я признателен всем музыкантам, нашим спонсорам, постоянным творческим партнерам и слушателям. Мне приятно сознавать, что встречи на «Площади Искусств» стали для нас неотъемлемой приметой зимнего Петербурга».

До новых встреч в Северной столице!

На фото (© Санкт-Петербургская академическая филармония им. Д.Д. Шостаковича): Большой зал филармонии

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ