Анна Нетребко, Феруччо Фурланетто и другие...

Сергей Элькин
Оперный обозреватель

Новые лица и старые знакомые в новом сезоне чикагской Лирик-оперы

17 января в Лирик-опере Чикаго состоялась пресс-конференция, посвященная новому, 58-му сезону 2012-2013 годов. В пресс-конференции участвовали генеральный директор театра Энтони Фрейд (это его первая пресс-конференция в новой должности), музыкальный руководитель сэр Эндрю Дэвис и блистательная Рене Флеминг (через Skype из Нью-Йорка) — с прошлого года она является консультантом Лирик-оперы по творческим вопросам. На пресс-конференции были объявлены планы театра на будущий сезон. Подробный рассказ об операх и солистах читайте в летних выпусках нашего журнала. А пока — главные новости.

Впервые за последние четырнадцать лет в новом сезоне Лирик-оперы зрители увидят не восемь, а девять опер: «Электра» Р.Штрауса (новая постановка), вердиевские «Симон Бокканегра» (оригинальная постановка была сделана для Ковент-гардена) и «Риголетто» (возобновление постановки Лирик-оперы), «Вертер» Ж.Массне (новая постановка совместно с Оперой Сан-Франциско), «Дон Паскуале» Г.Доницетти (оригинальная постановка была сделана для Ковент-Гардена), «Гензель и Гретель» Э.Хумпердинка (возобновление совместной постановки Лирик-оперы и Национальной оперы Уэльса), «Богема» Дж.Пуччини (новая для Чикаго постановка принадлежит Опере Сан-Франциско), «Нюрнбергские майстерзингеры» Р.Вагнера (новая постановка совместно с Глайндборнским фестивалем и Оперой Сан-Франциско), «Трамвай Желание» А.Превина (специальная презентация, премьера Лирик-оперы).

Центральным событием сезона обещает стать дебют в Лирик-опере Анны Нетребко. Примадонна мировой оперной сцены исполнит партию Мими в «Богеме» в шести спектаклях в марте 2013 года.

Сцена из оперы «Риголетто» Дж. Верди. Фото Боба Каселя

В партии Джильды в «Риголетто» в Лирик-опере впервые участвует победительница XIII Международного конкурса имени П.Чайковского, певица из Татарстана Альбина Шагимуратова. После окончания вокального факультета и аспирантуры Московской консерватории певица училась в Оперной студии при Хьюстонской опере. Ее европейский дебют состоялся на Зальцбургском фестивале. По приглашению Мути она спела Царицу ночи в «Волшебной флейте» В.А.Моцарта. Фрейд особо отметил ее «дивное колоратурное сопрано».

Кроме Шагимуратовой, в «Риголетто» нас ждут еще два любопытных дебюта. Партию Риголетто исполнят по очереди новые для Чикаго солисты: известный своими вердиевскими партиями польский баритон Анджей Доббер и сербский баритон Зелько Лукич, о котором заговорили прошлым летом после его Макбета с Мути в Зальцбурге в новой постановке Петера Штайна.

Еще один примечательный дебют состоится в «Симоне Бокканегре», где в партии Амелии — болгарская певица Крассимира Стоянова, покорившая Чикаго и Нью-Йорк безукоризненным исполнением партии Дездемоны в концертном исполнении «Отелло» Дж.Верди с Чикагским симфоническим оркестром и Мути. Компанию Стояновой составляют замечательные Томас Хэмпсон (Симон) и Феруччо Фурланетто (Фиеско). Я думаю, не будет преувеличением сказать, что именно эти исполнители стали лучшими в этом сезоне Лирик-оперы. Хэмпсон блистательно пел Макбета, а в партии царя Бориса трудно будет представить кого-либо после Фурланетто.

Бланш Дюбуа – Рене Флеминг («Трамвай Желание» А.Превина). Фото Марты Сол

Девятой оперой нового сезона станет «Трамвай Желание» Андре Превина. Это еще один сюрприз, поскольку исполнение, как было сказано на пресс-конференции, будет «полуконцертным», то есть с оркестром на сцене и солистами в костюмах и гриме. В главной партии выступит Рене Флеминг. Именно для нее Андре Превин сочинил эту оперу, она была первой и, как отмечают все критики, остается лучшей исполнительницей партии Бланш Дюбуа.

Из других дебютов отмечу появление в Чикаго американской певицы Кристины Герке (Электра), австралийского баритона Тедди Таху Родеса (Стэнли Ковальски в опере «Трамвай Желание») и француженки Софи Кох (Шарлотта в «Вертере»), о которой Фрейд сказал, что она напоминает ему Жюльетт Бинош (знаменитая «оскароносная» кинозвезда — прим. ред.). Живущий в Германии и выступающий, в основном, на европейских оперных сценах, бас из Барнаула Дмитрий Иващенко дебютирует в Лирик-опере в партии Погнера в «Нюрнбергских майстерзингерах». 24 января 2013 года состоится ставший уже традиционным концерт для обладателей абонементов. В нем выступят Рене Флеминг и Сюзан Грэхем.

Музыкальный руководитель Лирик-оперы сэр Эндрю Дэвис будет дирижировать четырьмя операми — «Электрой», «Симоном Бокканегрой», «Вертером» и «Нюрнбергскими майстерзингерами». С оперой «Гензель и Гретель» за дирижерским пультом в Лирик-опере дебютирует Уорд Стэр. В восемнадцать лет он пришел в оркестр Лирик-оперы на должность концертмейстера группы тромбонов, выступал с Чикагским симфоническим оркестром, а потом начал дирижерскую карьеру. В настоящее время является дирижером Симфонического оркестра Сент-Луиса.

Еще один дирижерский дебют ждет нас в операх «Риголетто» и «Трамвай Желание». За пультом мы увидим тридцатидвухлетнего Эвана Роджистера. Его называют одним из самых талантливых молодых дирижеров. Он плотно сотрудничает с Берлинской оперой, работая там вторым дирижером. Проходил дирижерскую практику в Хьюстонской опере, где дирижировал операми «Гензель и Гретель» и «Богема».

Сцена из оперы «Симон Бокканегра» Дж.Верди. Фото Дэна Реста

С будущего сезона обязанности хормейстера Лирик-оперы будет исполнять бывший артистический директор хора Нидерландской оперы Мартин Райт. «После нескольких лет в Европе я счастлив вернуться в США», — заявил в интервью журналистам Райт. На самом деле Райт в Европе находится с начала девяностых годов. С 1993 по 2002 годы он был главным дирижером хора Нидерландского радио, с 2001 по 2003 годы — приглашенным дирижером хора Берлинского радио, а с 2006 года являлся хормейстером Нидерландской оперы. Американский опыт Райта тоже немалый. В 1988-89 годах он был приглашенным хормейстером Лос-Анджелесской оперы, с 1984 по 1997 годы — хормейстером оперы Сан-Диего.

В каждой опере нового сезона, как это было все последние годы, будут участвовать местные силы — студенты и выпускники Центра оперного пения Райана при Лирик-опере, но количество новых лиц в этот раз побольше.

Сезон начнется 6 октября 2012 года и продлится двадцать пять недель, до 6 апреля 2013 года. Мы увидим шестьдесят восемь спектаклей — на шесть меньше, чем в этом сезоне. На пресс-конференции Энтони Фрейд много говорил о ценах на билеты. Покупая абонементы на оперы будущего сезона (независимо от дня недели), зрители могут сэкономить около сорока процентов. Снижены цены на отдельные секции в партере, снижены цены на детские билеты на оперу «Гензель и Гретель». 12 декабря 2012 года устраивается день специального семейного просмотра оперы «Дон Паскуале» (билеты, соответственно, будут продаваться с большими скидками). Одно из четырех представлений «Трамвая Желания» скидками на билеты привлечет внимание школьников и студентов. При этом билеты на спектакли «Богемы» с участием Анны Нетребко отдельно продаваться не будут. Эти спектакли входят в абонементные серии. То же самое относится к четырем представлениям «Трамвая Желания» с Рене Флеминг.

Как обычно, за час перед началом каждой оперы (за исключением дня открытия сезона) можно будет послушать получасовую лекцию об истории создания произведения. Первые спектакли каждой оперы будут в прямом эфире транслироваться на классической волне 98.7 WFMT. Их можно найти на сайте радиостанции wfmt.com.

На мой взгляд, новый сезон выглядит интереснее нынешнего. Привлекают внимание новые постановки Дэвида Маквикара («Электра»), Франциско Негрина («Вертер») и Мари Ламберт («Нюрнбергские майстерзингеры», на основе сценографии Дэвида Маквикара). Очень любопытно послушать Мэттью Поленцани в партии Вертера. Это его первый Вертер и новая, после Гофмана, Ромео, Де Грие, Фауста и Иопаса («Троянцы» Г.Берлиоза), французская партия. С нетерпением жду «мальтийского сокола» Джозефа Калейю в партии Родольфо в «Богеме» и немецкую певицу Марлис Петерсен. В сезоне 2008-2009 годов она блистала в Лирик-опере в партии Лулу. В новом сезоне Марлис превратится в совсем другую героиню — Норину в опере «Дон Паскуале». Спустя шесть лет после успеха в партии Эскамильо в Чикаго возвращается итальянский бас-баритон Ильдебрандо Д’Арканджело.

Сцена из оперы «Гендель и Греетесь» Э.Хумпердинка. Фото Кена Ховарда

Символично, что в первом сезоне Фрейда пойдет опера Хумпердинка «Гензель и Гретель». Совместная постановка Лирик-оперы и Национальной оперы Уэльса была сделана в ту пору, когда Фрейд возглавлял Оперу Уэльса. На пресс-конференции он признался в любви к этой опере, которая стала первым оперным спектаклем, увиденным им в жизни.

Музыкальный критик газеты «Chicago Sun-Times» Эндрю Патнер отметил, что уже по первому сезону чувствуется рука нового генерального директора. Учитывая его прошлое — последние пять лет Фрейд был генеральным директором Хьюстонской оперы, — с этим можно согласиться. Например, Альбина Шагимуратова, будучи в Оперной студии при Хьюстонской опере, выступила в партиях Царицы ночи, Мюзетты («Богема») и Лючии («Лючия ди Ламмермур»). Соответственно, о ней можно говорить как о представительнице команды Фрейда или, по крайней мере, как о певице, с которой он вместе работал в одном театре. То же самое можно сказать о дирижере Эване Роджистере (его называют протеже Фрейда) и баритоне Тедди Таху Родесе. Последний участвовал в двух мировых премьерах, сделанных по заказу Хьюстонской оперы и по инициативе Фрейда: в операх «Конец романа» Джейка Хегги (2004) и «Маленький принц» Рэйчел Портман (2003).

Да и приглашение Нетребко в первый сезон нового директора не выглядит случайностью. Несколько лет назад в беседе со мной предыдущий директор Уильям Мэйсон ответил на вопрос о ее возможном приезде в Чикаго крайне уклончиво: «Сегодня в мире гораздо больше конкуренции и стало сложнее приглашать солистов. К тому же нас подводит теперешний курс доллара. Европейским певцам труднее стало выбираться в Америку, они хотят оставаться в Европе. Но мы пытаемся договориться и с Нетребко, и с другими звездами, и надеемся, что услышим их в Чикаго». Мэйсон сдержал слово, но лавры победителя достались Фрейду. При этом первым сезоном, полностью сформированным Фрейдом, станет сезон 2015-2016 годов.

На пресс-конференции новый генеральный директор подчеркнул ответственность перед двадцатью пятью тысячами обладателей абонементов в Лирик-оперу (самое большое число подписчиков среди оперных театров США) и сказал, что сделает все, чтобы их количество увеличилось. В новом сезоне для этого есть все возможности!

Программа будущего сезона опубликована на сайте Лирик-оперы. Там же в начале февраля появятся видеоролики и комментарии Энтони Фрейда и сэра Эндрю Дэвиса к будущим спектаклям.

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Чикагская Лирик-опера

Театры и фестивали

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ