«Аида» Даниеле Финци Паски — музыка для глаз

«Аида» Даниеле Финци Паски — музыка для глаз
Оперный обозреватель

Премьера этого петербургского спектакля состоялась почти год назад. По ряду причин наш журнал не смог осветить ее своевременно. Делая это сегодня постфактум, мы, тем самым, закрываем одну большую тему – завершаем рецензирование спектаклей-номинантов оперной программы только что прошедшего в Москве Национального театрального фестиваля «Золотая маска».

19 апреля в концертном зале Мариинского театра состоялся очередной, 16-й по счету спектакль нового формата «Аиды» Джузеппе Верди. Вот уже год труппа Мариинки дарит ценителям высокого жанра красивое и яркое зрелище. Режиссер-постановщик, швейцарец Даниэле Финци Паска так высказался об этом в одном из интервью: «Оперный спектакль — это музыка не только для ушей, но и для глаз... Режиссура в опере существует для того, чтобы сделать пение еще лучше и насытить его мыслью, чувством, действием».

1/8

По мнению режиссера основная мысль в данном случае была такая: воплотить идею пацифизма, миротворчества вопреки конфликтной и сложной военной ситуации.

Игры, в которые играют люди

Во время звучания увертюры мы наблюдаем странную картину. В центре сцены расположен лабиринт с фигурками, которых можно «уложить» всего лишь одним взмахом руки. Абстрактный персонаж приводит в движение лабиринт, и вот уже солдаты падают на поле битвы один за одним, стройными рядами. Может быть, это и есть образ войны, раскручивающий опасный механизм? И где выход из этого лабиринта?

Пока есть только вопросы и предположения. Образы власть имущих проходят перед глазами в жанре костюмированного шоу. Безумные головные уборы исполнителей, напоминающие то Наполеона, то египетских царей, жрецов и жриц, выглядят красиво, но нелепо, поскольку сделаны то ли из фольги, то ли из бумаги… Эфиопские пленные носят квадратные шапочки, вырезанные чуть ли не из почтовых коробок. Дальше игра продолжается. Стража, уводящая Радамеса, наполовину состоит из детей, держащих в руках деревянные мечи. В массовых сценах определенные персонажи замечены с рогатками. Простое здесь граничит со сложным, точнее технологичным. Существенное место игрового пространства занимает массивная конструкция из трубок а-ля «Аватар», оживающих в соответствии с перипетиями сюжета. Она же и послужила воплощением склепа, в котором нашли свой последний приют главные герои. Роль «света в конце тоннеля» взяли на себя светящиеся фонарики, вспыхивающие то тут, то там, магически подсвеченные треугольники и квадраты в руках у толпы. Не обошлось здесь и без цветотерапии. Сюжетные линии рисуются прямо на сцене с помощью цветных одеяний героев. Аиду символизирует красный цвет (возможно, как отражающий любовное начало), Радамеса — белый, Амонасро — синий, Амнерис — снова белый. Цветовые сочетания особенно выигрышно смотрятся в ансамблевых сценах и помогают прослеживать динамику действия.

Так через полутона, полунамеки и озарения мы подходим к важному моменту осознания символичности происходящего. Война вспыхивает внезапно, и люди в ней становятся марионетками, страдая от ее неминуемых последствий.

Жанр оперы

Исходя из всего вышесказанного, возникает вопрос, не был ли переосмыслен жанр оперы?

Режиссер-постановщик так отвечает на него: «Главный сюрприз состоит в том, чтобы показать не костюмный спектакль с сумасшедшей сценографией и супермассовыми сценами, а интимную историю, творящуюся между персонажами». Эта мысль с очевидностью противоречит задекларированному ранее пацифизму, ибо что может быть более далеким друг от друга, нежели личная «интимная история» и глобальная общественная идея пацифизма? Слава Богу, что намерения режиссера так и остались в его словах, а не на сцене.

Энергетика же жанра grand opera не исчезала. Поменялись лишь акценты. Процессии, шествия, гимны остались на своих местах и заиграли новыми красками. В первом действии хор выстраивается буквой «П», будто готовясь к наступлению. Круговая конструкция сцены дает оптический эффект вовлеченности зрителей в действие вместе с актерами. Никто из них не уходит за кулисы, а садится по обе стороны сцены, как бы растворяясь в зрительской толпе. Впрочем, основное внимание, безусловно, приковано к центру сцены, где и появляются один за другим персонажи главной сюжетной линии.

Люди, которые играют в игры

Состав исполнителей проявил себя как достаточно крепкий и убедительный. Анна Маркарова (Аида) провела свою партию достойно и с высокой степенью лирико-драматического накала. Из наиболее ярких номеров отметим романс Аиды из 3 действия «Небо лазурное и воздух чистый», где тонко переплетаются чувства любви к родине и любимому человеку. Интонации балансируют на тонкой грани сопоставления мажоро-минора, ориентальной колористике. Финальный дуэт Аиды и Радамеса вобрал в себя все богатство накопленных эмоций и растворился в них. Смелые ходы на большую септиму мастерски заполнялись филигранной техникой мелодических ходов, дающих ощущение успокоения и умиротворения.

Однако временами в звучании Маркаровой не хватало парящих верхов, интонационных оттенков, которыми в полной мере обладала Екатерина Семенчук (Амнерис). Последняя буквально завораживала своей мощной энергетикой, полным и безоговорочным вхождением в образ своенравной дочери царя Египта. Семенчук блестяще проявила себя как в ансамблевых номерах (трио с Радамесом и Аидой из 1 действия, дуэт «Прости и сжалься» из 2 действия), так и в сольных (сцена с Радамесом из 4 действия). Вся палитра человеческих переживаний, — любовь, ревность, надежда, отчаянье — была прочувствована, проиграна, пропета в высшей степени профессионально.

Слегка скованным показался исполнитель партии Радамеса Ахмед Агади. Выходная ария «Милая Аида» прозвучала напряженно, были расхождения интонационного плана и непопадание в оркестровые темпы. К третьему действию, однако, голос исполнителя наполнился яркими эмоциями, и дуэт «Опять с тобой, дорогая Аида» прозвучал технично и образно.

Яркий образ представил исполнитель партии Рамфиса Михаил Кит. Манера пения исполнителя — традиционно выдержанная, наполненная бархатными и крепкими низами.

Наконец, замечательно была представлена баритоновая партия эфиопского царя Амонасро в исполнении Эдема Умерова. Отметим его соло, полное драматизма, любви и преданности своей отчизне «Воин я, за отчизну сражался». Без сомнения, это один из лучших сольных номеров в спектакле. По выразительности содержательности образа здесь возникают аналогии с героями других опер Верди, прежде всего Жермоном и Риголетто - философия отцовской любви раскрывается в произведениях композитора чувственно и проникновенно.

Роль хора в данной опере трудно переоценить. Думается, что именно большие хоровые эпизоды и послужили основой сценических экспериментов Даниэле Финци Паски. Наполнение номеров потрясает своим разнообразием. Вспомним хор жрецов «К берегам священным Нила» и «Боги, победу дайте нам», хор рабынь «Кто там с победой», хор-марш народа. Почти всегда хор становится частью грандиозной сцены, перемежающейся танцами, молитвами, маршами и гимнами (молитва жрицы из 2 картины 1 действия, танец мавританских рабов, танец с драгоценностями). Характерный признак жанра grand opera — свободное сочетание арий, ансамблей и массовых сцен — Верди использовал в «Аиде» по своему, авторскому усмотрению. Режиссеру же оставалось идти за уникальной вердиевской трактовкой данной оперы.

Во время работы над «Аидой» Верди тщательно изучал искусство старых итальянских мастеров. Возможно, результатом этой работы и стала неповторимая чистота оркестрового стиля — богатая на сольные высказывания, помноженная на технику лейтмотивов (их в опере больше десятка). К примеру, тембры деревянно-духовых характеризуют Радамеса или печаль Аиды (солисты: Денис Лупачев - флейта, Григорий Волобуев - кларнет, Сергей Близнецов - гобой). Струнная группа охватывает сферу женских образов и ориентальные сцены (солисты: Зенон Залицайло - виолончель, Одарка Вощак - арфа). Наконец, воинственные массовые сцены окрашены в яркие тона медно-духовой группы (солист: Константин Барышев - труба). За дирижерским пультом в тот вечер был Андрей Петренко.

Совсем скоро нас ожидает встреча с новым экспериментом Даниэле Финце Паски и снова в диалоге с великим Верди. 20, 21, и 22 июня в рамках фестиваля «Звезды белых ночей» состоятся премьерные спектакли сценической версии знаменитого «Реквиема».

Фото: пресс-служба Мариинского театра / Валентин Барановский

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Золотая Маска, Мариинский театр

Театры и фестивали

Аида

Произведения

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ