Федот, да не тот…

Об одном концерте в ММДМ

Об одном концерте в ММДМ
Оперный обозреватель

Московский международный Дом музыки уже не первый год делает ставку на различного рода абонементные и фестивальные программы – целые тематические циклы, стройно скомпонованные подборки концертов уже давно стали сильной стороной афиши ММДМ. И найти в ней серию концертов на свой вкус может практически каждый, палитра очень широка – от строгих академических мероприятий до перформансов и шоу самого разного происхождения. Три площадки московского центра исполнительских искусств дают для этого действительно немалые возможности, чем организаторы умело пользуются.

Совсем недавно в ММДМ прошёл фестиваль с чуть экзотическим названием «Африка – Америка». Нетрудно догадаться, что в этой смычке главным является первый компонент, и в обоих случаях речь идёт об искусстве чернокожих артистов по обе стороны Атлантики. А искусство это сегодня разнообразно: каких только направлений, прежде всего в музыке, не возникло на базе чернокожего мелоса и своеобразия темпоритмических структур!

Особенно активно эти процессы шли именно на американском континенте в силу различных обстоятельств, главными из которых, пожалуй, являлись благоприятные социальные условия проживания афроамериканцев, а именно, личная свобода, завоёванная полтора века назад, и относительное экономическое благополучие.

Среди этого многообразия нашлось место и классике, самым ярким образцом здесь по-прежнему, вот уж сколько десятилетий, остаётся бессмертная опера Джорджа Гершвина «Порги и Бесс»: её великие мелодии давно стали народными, причём в мировом масштабе – ну кто не знает сегодня знаменитую колыбельную Клары «Summertime» или задорную песенку Порги «I got plenty o’ nuttin»? А не менее знаменитый, проникнутый исключительной по силе лирикой дуэт титульных героев «Bess, you is my woman now»? Его сегодня с превеликим удовольствием исполняют не только чернокожие вокалисты, но, например русская сопрано Анна Нетребко и немецко-уругвайский баритон Эрвин Шрот – он звучит чуть ли не на каждом их совместном концерте в разных уголках планеты.

Кстати, тут, наверно, стоит напомнить, что нечернокожие вокалисты имеют право петь только фрагменты оперы: целиком её исполнять Гершвин позволил только негритянским певцам, и в этом сегодня состоит немалая сложность исполнения этого великого произведения американской музыки. В советское время, когда с авторскими правами не особо было принято считаться, «Порги и Бесс» шла на сценах отечественных театров, в частности ставилась в Московском музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, на сценах провинциальных театров России и в союзных республиках. Но сегодня, когда Россия активно подключилась к различными мировым процессам, стремится быть и в правовом плане цивилизованной страной, такое уже стало невозможным, а стало быть, шансы услышать эту оперу целиком у русского любителя музыки невелики. В частности, «Геликон-опера», в 2004 году вознамерившаяся выпустить спектакль по этой опере, в итоге отказалась от этого проекта, ограничившись театрализованным «Гершвин-гала». В 2008 году московские и петербургские меломаны имели возможность видеть гастрольный спектакль афроамериканских артистов – в столице он кстати также был сыгран на сцене Светлановского зала ММДМ. Но конечно таких инъекций до обидного мало – хочется слышать эту прекрасную музыку чаще.

Именно в надежде на это многие устремились в Светлановский зал прекрасным летним вечером 14 июня, поскольку в афише было анонсировано концертное исполнение именно полной версии редко звучащей оперы, да к тому же с участием Анджелы Браун – афроамериканской певицы, покорившей своим вокалом не одну американскую и европейскую сцену, включая самые престижные. В частности, автору довелось слышать её в Венской государственной опере в 2009 году в партии Амелии в вердиевском «Бале-маскараде». Однако, пришедших на концертное исполнение оперы ждало определённое разочарование: программа концерта была изменена, и вместо полной версии театрального опуса Гершвина мы услышали в его втором отделении лишь сюиту Роберта Рассела Беннетта 1956 года для сопрано, баритона, хора и оркестра. Конечно же, эта сюита включает все «ударные», хитовые фрагменты оперы, и немалое удовольствие от этой музыки всё же получить удалось, однако впечатления от набора концертных номеров и от целостного музыкально-драматического произведения определённо совершенно разные – и тут, как говорится, не убавить и не прибавить…

В первом отделении концерта в исполнении оркестра «Русская филармония» под управлением Сергея Кондрашёва прозвучали увертюра к оперетте Леонарда Бернстайна «Кандид», симфоническая сюита Гершвина «Американец в Париже» и симфонические танцы из мюзикла Бернстайна «Вестсайдская история». Всё это – образцы американской музыки самого высокого качества, и в целом компенсация за непрозвучавшую целиком оперу была, конечно, неплохой. Оркестр исполнял эту музыку не без удовольствия, с очевидным драйвом, но в то же время невозможно не отметить однообразно напористое, достаточно грубое звучание, музицирование преимущественно на форте, что значительно обедняло эмоционально-смысловую палитру восприятия, а к концу первого отделения концерта даже несколько утомило.

Концертная сюита из оперы была исполнена в той же залихватской манере: здесь к оркестру присоединился хор Телерадиоцентра, чьё звучание, кроме того, было ещё и усилено микрофонами, что не очень-то удачно сочеталось с естественным, безмикрофонным пением солистов.

Солистов, как и задумано в сюите, было двое – оба темнокожие и оба из США. Таким образом, сопрано пела и за Бесс, и за Клару, а баритон как за позитивного Порги, так и за негодяя Спортинг-Лайфа – то есть ни о какой драматургии, ни о какой музыкально-драматической правде исполнения и эмоционального наполнения в этом случае говорить не приходится: концерт, да и только.

Тем не менее, солисты в целом понравились. Анджела Браун порадовала по-прежнему ярким, сильным голосом полного диапазона, может быть не самым красивым по тембру, очень специфически-негритянским, с широким вибрато, но весьма выразительным, а также прекрасным им владением, когда для певицы нет трудностей ни в нюансировке, ни в игре звуковыми красками. Заслуживает внимания и артистизм певицы, что, впрочем, было и ожидаемо в абсолютно родной для неё музыке.

Её партнёр бас-баритон Кевин Диас продемонстрировал звучный, полнокровный низкий голос приятного тембра, также хорошее им владение, но самое главное – море обаяния и артистизма, подлинного задора и заинтересованности в исполняемой музыке. В отличие от Браун, которая держалась местами слишком уж по-примадонски (что не всегда гармонично сочеталось с образами её героинь – впрочем, роль примадонны-assoluta ей идёт – и по голосовым, и по внешним данным), Диас был «в доску» своим, настоящим рубахой-парнем, в общем-то, почти таким, как мы привыкли видеть в большинстве своём чернокожих героев в американских кинолентах. Однако эта естественная простота не помешала увидеть в певце интеллигентного и стильного артиста.

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ