Оперная панорама

Оперная панорама
Оперный обозреватель

Темы: Планы Михайловского театра. Титель возвращается на Урал. Пермские премьеры. «Скупой» в Тольятти. Белорусский оперный сезон откроется белорусской оперой. Памяти Марии Биешу. Два Рудольфа для Анны Нетребко. Страшная опера в Экс-ан-Провансе. Тирольское барокко.

Планы Михайловского театра

Новый музыкальный руководитель Михайловского театра Михаил Татарников недавно поделился с прессой планами театра на предстоящий сезон.

Его первой оперной премьерой будет обновлённый «Евгений Онегин» в постановке Андрия Жолдака. Далее намечены премьеры «Летучего голландца» Вагнера и «Билли Бадда» Бриттена. Последняя будет перенесена из Венской государственной оперы, где идёт в версии Вилли Деккера.

Определённую интригу добавляет то, что эти два названия значатся и репертуарных планах московского Большого театра, но появятся там позднее, что и не преминул отметить Татарников: «Но мы все-таки опережаем».

Что касается обещанной ещё в прошлом году «Царской невесты», выпуск которой планировался первоначально в конце только что завершившегося сезона, то её, увы, нет в планах и на следующий сезон.

Но самое любопытное в этом интервью маэстро заключалось, пожалуй, в ответе на вопрос корреспондента – чем отличаются творческие подходы Мариинского театра и Михайловского? Цитируем дословно: «Трудно так сказать, чтобы не обидеть оба театра. Михайловский – более европейский, ажурный театр. Упор здесь делается на репетиции. Главная цель – качество любого спектакля. Неготовый спектакль ни в коем случае не будет выпущен, скорее всего его отменят. А Мариинский — мощный репертуарный театр, где с открытием Новой сцены будет по три спектакля в день».

Титель возвращается на Урал

Александр Титель, художественный руководитель оперной труппы Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, после успешной постановки в Большом театре оперы П. И. Чайковского «Чародейка» порадует своим творчеством оперных фанатов на Урале. 29 сентября на сцене Екатеринбургского театра оперы и балета будет представлена его новая работа – шедевр М. П. Мусоргского «Борис Годунов» (1-я авторская редакция 1869 года). Эта постановка приурочена к 100-летию оперного театра на Урале, которое будет отмечаться в конце сентября – начале октября.

Напомним, что ученик выдающегося режиссёра Льва Михайлова народный артист России и лауреат Государственной премии СССР Александр Титель возглавлял Свердловский театр оперы и балета в течение одиннадцати лет с 1980 по 1991 годы, и этот период по праву считается одним из самых ярких в истории коллектива, когда он снискал всесоюзное признание. Здесь в 1983 году он уже ставил оперу Мусоргского.

Пермские премьеры

В новом сезоне Пермский театр оперы и балета имени П. И. Чайковского значительное место уделит современной музыке. В первой половине сезона будет поставлена опера «для семейного просмотра» «Малахитовая шкатулка», которую сочинил главный хормейстер театра Дмитрий Батин. Весной в репертуаре появится новая опера Дмитрия Курляндского «Носферату».

Премьера ещё одного современного сочинения пока остаётся под вопросом. Но есть сведения, что всё-таки она состоится осенью. Впервые в России будет исполнена опера английского композитора Майкла Наймана «Дидона», в основе сюжета которой рассказ о сочинении и первой постановке в 1689 году в Челси оперы классика английской музыки Генри Пёрселла «Дидона и Эней». Музыкальным руководителем постановки выступит Теодор Курентзис, а на партию Дидоны приглашена немка Симона Кермес. Кроме того, театр обратится и к классике: помимо «Свадьбы Фигаро» Моцарта, о предстоящей премьере которой мы уже писали, ожидается новая постановка «Дуэньи» Сергея Прокофьева.

«Скупой» в Тольятти

Знаменитый машиностроительный центр на берегах Волги, носящий имя итальянского коммуниста Пальмиро Тольятти, как известно, своего оперного театра не имеет – ближайший оперный дом находится в областном центре, то есть в Самаре. Но и в Тольятти иногда играют оперы.

В частности такое событие произойдёт 23 августа на сцене Тольяттинской филармонии: будет представлена премьера оперы Василия Пашкевича «Скупой». Эта премьера приурочена сразу к трём событиям: 270-летию со дня рождения композитора, 230-летию мировой премьеры самой оперы и 275-летию города, до 1964 года носившего название Ставрополь-на-Волге.

В премьере примут участие как местные, так и приглашённые вокалисты: самарские певцы тенор Анатолий Невдах и баритон Денис Хомицкий, москвичи сопрано Юлия Каменская и тенор Антон Бочкарёв, тольяттинская сопрано Светлана Терентьева. Режиссер постановки – Антон Гопко.

Белорусский оперный сезон откроется белорусской оперой

Новый сезон в Большом театре оперы и балета Белоруссии – единственном оперном театре республики – откроется национальной оперой. 9 сентября на суд публики будет представлена новая постановка оперы Дмитрия Смольского «Седая легенда», написанная на либретто Владимира Короткевича по его же собственной одноимённой повести. Мировая премьера произведения состоялась в Минске на этой же сцене в 1978 году. Данная постановка – вторая в истории оперы, над ней работает сам композитор, а также главный дирижёр театра Виктор Плоскина и главный режиссёр Михаил Панджавидзе.

Как отметил Панджавидзе, «…в опере используется в большей степени любовная коллизия, в отличие от повести, где есть яркий исторический фон, на котором происходят события. Зато в музыке Дмитрия Смольского заложены все темы, которые есть в повести и которых нет в либретто, весь фон и контекст, который есть в повести Короткевича. Это похоже на историю создания оперы "Евгений Онегин" П. И. Чайковского. Оперу Чайковского должны были смотреть люди, которые априори отлично знали поэму А. С. Пушкина. Примерно так же и у Короткевича: прежде чем послушать оперу, прочтите повесть "Седая легенда". В нынешнюю постановку Дмитрий Смольский внес некоторые изменения, которые коснулись в основном инструментовки, каких-то новых гармонических вещей. Кое-что было переставлено местами в либретто. На мой взгляд, достаточно удачно».

Памяти Марии Биешу

Примадонна молдавской оперы Мария Биешу ушла из жизни совсем недавно – 16 мая этого года. А 7 сентября в Кишинёве открывается 30-й юбилейный фестиваль «Приглашает Мария Биешу», который в этом году будет посвящён памяти великой певицы. Мария Биешу была основателем фестиваля в 1993 году и его бессменным главой на протяжении трёх десятилетий – фестиваля, который стал и продолжает оставаться самым важным культурным событием в жизни Молдавии.

В этом году фестиваль будет длиться неделю и завершится 15 сентября грандиозным гала-концертом на сцене Национального театра оперы и балета, который теперь носит имя Биешу. В программе нынешнего фестиваля оперы «Тоска», «Манон», «Мадам Баттерфляй», «Бал-маскарад» и балеты «Лебединое озеро» и «Спящая красавица». Правительство Молдавии намерено выделить значительную сумму на проведение этого музыкального форума.

Два Рудольфа для одной Анны

Зальцбург, 4 августа, 19:50. За десять минут до начала «Богемы» Пуччини польский тенор Пётр Бечала объявил, что не может петь. В зале аншлаг, публика жаждет слышать Анну Нетребко — Мими. Экстренный телефонный вызов из офиса Зальцбургского фестиваля застал Йонаса Кауфмана на озере, где он проводил с семьей единственный выходной между двумя спектаклями «Ариадны на Наксосе». Кауфман не пел Рудольфа с июня 2011 года, но быстро согласился выручить коллег, исполняя партию из-за кулис.

Распеться, сидя в машине, по дороге, наскоро перекусить бутербродом вместо ужина, приехав в театр, успокоиться парой упражнений из привычного комплекса йоги, за 10 минут обсудить с дирижером Даниэле Гатти акценты и темпы… и в 20.45 «Богема» с Анной Нетребко и двумя Рудольфами, смогла, наконец, начаться.

Всё получилось, спектакль прошёл на подъёме. Правда, отдельные рецензенты отметили несоответствие мягкого образа Рудольфа-Бечалы с «вагнеровской» подачей звука, несшегося из правой кулисы. У австрийского канала ORF теперь есть запись редкого оперного «курьёза».

Как оказалось, экстренно заменять коллег баварскому тенору не в новинку: в начале своей карьеры он пел Дона Оттавио в «Дон Жуане» Моцарта, но во втором акте озвучил Статую Командора, потому что исполнитель внезапно почувствовал себя плохо, а все в театре знали, что молодой тенор имеет звучные низы…

Страшная опера в Экс-ан-Провансе

На 64-м Международном лирическом фестивале во французском Экс-ан-Провансе состоялась мировая премьера новой оперы пятидесятилетнего английского композитора Джорджа Бенджамина «Написано на коже» в постановке Кейти Митчел. Этот проект – копродукция Экса, Нидерландской оперы, Театра Капитоль в Тулузе, Ковент-Гардена и Театра Флорентийский музыкальный май.

Бенджамин – не новичок в оперном жанре и это уже его вторая опера, сочинённая в содружестве с либреттистом Мартином Кримпом, которого по праву считают одним из ведущих современных английских драматургов.

Критики весьма позитивно восприняли новое произведение, называя Бенджамина достойным наследником Бриттена и продолжателем английских музыкально-театральных традиций. Вокальные партии его героев исключительно мелодичны, здесь есть что петь певцам, а оркестровка прозрачна и удобна для солистов – оркестр их совершенно не заглушает.

В основе сюжета – средневековые легенды, связанные с творчеством трубадуров. Опера драматична, в её основе – трагедия любовного треугольника. Опера «Пеллеас и Мелизанда» может быть названа старшей сестрой творения Бенджамина, только развязка у последней ещё более жёсткая и убийственная – согласитесь, не так уж часто ревнивец-муж заставляет свою жену съесть сердце (!) своего более молодого соперника. Большой успех выпал на долю исполнителей главных партий – баритона Кристофера Первеса (Протектор), сопрано Барбары Ханниган (Аньес), но особенно контратенора Беджуна Мету (Мальчик) – племянника знаменитого дирижера Зубина Меты, певца сколь талантливого, столь и эпатажного, не скрывающего свою нестандартную ориентацию.

Тирольское барокко

36-й фестиваль старинной музыки проходит в Инсбруке, столице австрийской земли Тироль. В этом году он посвящён итальянскому барокко, произведения которого звучат как на театральных сценах тирольской столицы, так и в старинных замках и монастырях. Уже два года фестивалем руководит Алессандро де Марки, сменивший на этом посту своего учителя, знаменитого аутентиста Рене Якобса. Его оркестр «Academia Monti Regalis» - основной участник фестивальных мероприятий, вышколенный ещё Якобсом и поддерживающий высокий уровень исполнения. Главная приманка фестиваля как всегда оперная: в основе его нынешней программы две полноценных сценические постановки старинных итальянских опер 17 – 18 веков.

Открылся фестиваль 8 августа раритетом: премьерой оперы неаполитанского композитора 17 века Франческо Провенцале «Мстящая Стеллидаура» (1674). Ведущие партии исполнили американка Дженнифер Ривьера (Стеллидаура), итальянец Карло Аллемано (Оризмондо) и Андриан Струпер (Армидоро) из Австралии (первоначально на эту роль был заявлен румынский тенор Богдан Михай). Режиссёр – Франсуа де Карпентрие.

Другая опера принадлежит также неаполитанцу – Доменико Скарлатти: это интермеццо «Дириндина» (1715), являющееся острой сатирой на театральные нравы той эпохи. Сегодня в интермеццо блистают итальянец Донато ди Стефано, немка Мари-Софи Поллак и австралиец Дэвид Хэнсон.

В числе других опер, представленных на форуме, полусценические версии «Коронации Поппеи» Монтеверди (1642) и опус Джованни Андреа Бонтемпи «Парис» (1662).

По материалам Рунета
Подготовил Саша Скипетров

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ