Оперная панорама

Оперная панорама
Оперный обозреватель

Темы: Рождественский возвращается в театр Покровского. Директоров по осени считают. Провинциальные премьеры. 100-летие Савонлинны. Семь опер от Незе-Сегена.

Рождественский возвращается в театр Покровского

Всемирно знаменитый дирижёр Геннадий Рождественский после многих лет вновь возвращается в Камерный музыкальный театр и с 1 сентября займёт пост его художественного руководителя.

В 1972 году он стоял у истоков театра вместе с Борисом Покровским и был его музыкальным руководителем не один сезон. Позже маэстро не раз возвращался к покровцам на отдельные постановки, их сотрудничество особенно активизировалось в последние сезоны, когда Рождественский осуществил здесь премьеры опер «Похождения повесы» (возобновление спектакля 1978 года) и «Идоменей» Моцарта (в редакции Р.Штрауса).

Уже 2 сентября маэстро встанет за пульт театрального оркестра на юбилейном концерте, посвященном 100-летию Покровского, который состоится в Большом зале Московской консерватории. А в июне он намерен выпустить премьеру редкой оперы Вебера «Три Пинто».

Директоров по осени считают

После отставки Сергея Лысенко Департамент культуры Москвы объявил конкурс на замещение вакантной должности директора московского муниципального театра «Новая опера» имени Е. В. Колобова. До 30 августа претенденты «должны представить в департамент презентацию, концепцию развития театра, план новых постановок и план гастрольной деятельности, а также материалы по организации работы со зрителем и по организации профессионального развития труппы театра».

А в Саратовском театре оперы и балета новый директор уже представлен коллективу Министерством культуры области. Им стал Ренат Мухамедьяров, который сменил на этом посту многолетнего интенданта Саратовской Оперы Илью Кияненко. На встрече с труппой Мухамедьяров озвучил весьма неновую мысль о необходимости привлекать в театр молодёжную аудиторию. На этом же собрании художественный руководитель театра Юрий Кочнев озвучил планы труппы на сезон.

Провинциальные премьеры

На берегах Волги новый сезон уже по осени принесёт новые постановки. В Казани готовятся к премьере «Турандот» - этим спектаклем откроется сезон в Татарском театре оперы и балета им. М. Джалиля 23 сентября. Над постановкой работает Михаил Панджавидзе, которого хорошо знают в Татарии. В конце прошлого сезона «Турандот» была дана в концертном исполнении с приглашёнными солистами из Украины, Кореи и Мариинского театра: Калафа спел Ахмед Агади, Турандот – Оксаеа Крамарёва, Лю – Сишенг И, Тимура – Сергей Ковнир. И вот – новая встреча не замедлила себя ждать, уже в сценическом варианте.

В Самаре готовятся к открытию 82-го сезона местной оперы. Этой осенью на суд зрителей будет представлена новая постановка хита всех времён – оперы Верди «Травиата». Театр намерен дать классическое прочтение шедевра, осуществить которое на волжские берега позвали итальянского режиссёра Антонио де Лючию, который уже сотрудничал с оперными театрами Украины, Белоруссии и Южной Кореи.

А в Екатеринбурге «Бориса Годунова» на праздновании 100-летия местного театра собираются представить в необычном виде, за что отвечает московский режиссёр Александр Титель (об этом мы уже кратко упоминали прошлом выпуске журнала – прим. ред.), который решил переосмыслить оперу с учётом современных российских реалий. Как признаются в театре, «новая версия «Бориса» удивит зрителей. Титель выведет на сцену артистов в форме ОМОНа и с автоматами Калашникова.

Кроме премьеры «Бориса Годунова» к празднованию юбилея в Екатеринбурге предусмотрен гала-концерт 13 октября, на котором ожидаются выступления гастролёров из российских столиц. В нём примут участие солисты Большого и Мариинского театров, Театра Станиславского и Немировича-Данченко, «Геликон-оперы» и «Новой оперы».

И ещё одна знаменательная премьера ожидается на Урале, на этот раз на Южном: в ноябре в Челябинском театре оперы и балета будет представлена опера М. И. Глинки «Жизнь за царя», которую ставят главный дирижёр театра Антон Гришанин и главный режиссёр Андрей Сергеев. Опера пойдёт в первой редакции, то есть с оригинальным текстом барона Розена. Как сообщила завлит театра Светлана Бабаскина, «…репетиции оперы возобновились сразу, как только артисты и музыканты театра вышли из отпуска. Эта опера не только музыкально очень красива, но и зрелищна. Сейчас пошивочный, бутафорский, декорационный и другие цеха театра заняты убранством сцены и созданием костюмов. Следует отметить, что костюмы бояр, духовенства, царя и его свиты будут изготовлены по старинным лекалам с учетом кроя одежды XVII века. Они украшены вышивкой, тиснением, кружевом, иконами, каменьями, жемчугом и бисером. И все это наши мастера делают вручную». 


100-летие Савонлинны

С 6 июля по 4 августа в Савонлинне, в средневековой крепости Олавинлинна, прошёл традиционный Международный оперный фестиваль, являющийся в этом году юбилейным. Фестиваль был основан в 1912 году финской певицей Айно Акте, а с 1930-х годов он проводится регулярно. За свою большую историю фестиваль осуществил около дюжины мировых премьер финских национальных опер и стал заметным музыкальным событием мирового уровня, на которое с удовольствием приезжают как артисты со всего мира, так и поклонники оперного искусства.

В этом году фестиваль предложил своим почитателям весьма интересную программу. Значительное место в ней уделено классике: гостям были представлены «Волшебная флейта» Моцарта в постановке Августа Эвердинга, «Летучий голландец» Вагнера в версии режиссера-постановщика Илкки Бякмана и прочтение Андрашем Мико оперы «Аида» Верди. В этих операх помимо местных певцов (в основном солистов Финской национальной оперы в Хельсинках) выступили международные звёзды – финны Матти Салминен и Юха Ууситало, россиянка Анна Смирнова и бур Йохан Бота из ЮАР. Большим событием стал состоявшийся 15 июля сольный концерт финской сопрано с мировым именем Кариты Маттилы.

По традиции в каждом Савонлиннском фестивале принимает участие одна иностранная труппа: гастролёры привозят в озёрный край лучшее из того, что они могут показать. Неоднократными участниками Савонлиннского фестиваля становились и российские театры – Мариинский и Михайловский из Петербурга, Большой театр из Москвы. В этом году Савонлинну посетила Норвежская национальная опера из столицы Норвегии Осло, которая привезла «Питера Граймса» Бенджамина Бриттена в постановке своего главного режиссёра Пола Каррана и норвежскую национальную оперу «Четвёртый ночной дозор» композитора Гисле Кверндокка.

Вновь по традиции не обошлось и без мировых премьер. В этом году их целых две! Финский композитор Киммо Хакола создал трагикомическую оперу-буфф «Ла Фениче» на либретто Юхи-Пекки Хотинена. Сюжет произведения разворачивается в знаменитом венецианском театре. Постановку новой оперы осуществил режиссёр Вилппу Кильюнен, известный московской публике по гастрольному спектаклю Савонлиннского фестиваля «Всадник» финского композитора А. Саллинена, показанному в российской столице осенью 2006 года.

Но наибольший интерес вызвала вторая мировая премьера, прошедшая в Олавинлинне 21 июля. На суд публики была представлена опера «Свободная воля», представляющая собой плод коллективного творчества более чем 400 участников. «Свободная воля» - это интернет-проект, запущенный в сети весной 2010 года. Объединившись в сообщество «Опера своими руками» участники из 30 стран мира, увлечённые идеей коллективного творчества и создания оперного произведения, путём свободного голосования выбирали литературную основу и пути развития сюжета, занимались композицией, режиссурой, сценографией будущего произведения.

Опус исполнялся на английском языке, за основу был взят сюжет, предложенный итальянцем Грациано ало и выбранный из более чем 70-ти других вариантов. Суммируя все предложения, связать в целостное либретто работу коллективной мысли взялась Иида Хямеен-Анттила, а музыкальную редакцию осуществил композитор Маркус Фагерудд.

Опера длится два часа с антрактом. Её режиссёром выступил Ере Эрккиля, сценографом – Самули Лайне, костюмы разработал Эсси Пало. Краткое содержание можно представить следующим образом.

2012 год. При виде непрекращающихся бедствий и страданий на Земле у Бога закончилось  терпение, и он призывает к себе ангелов. Решено вернуть на Землю покойных гениев, дабы поправить положение дел, помочь людям.   Воскрешенные Жанна д'Арк, Оскар Уайльд и Вольфганг Амадей Моцарт получают в помощники ангелов. Им следует совершить переворот в науке и искусстве, восстановить мир на Земле. Против них выступают великаны под предводительством Люцифера как женского начала. Мадам Люцифер обнаруживает исчезновение трёх гениальных душ из преисподней и намерена сделать всё, чтобы остановить их попытку спасти мир.

На Земле Моцарт вновь пишет прекрасную музыку, Уайльд становится генеральным секретарём ООН, а Жанна д’Арк возглавляет мировое банковское сообщество. Уайльд собирается огласить новую хартию о правах человека, полную гуманизма и терпимости, Жанна намерена списать долги всем развивающимся странам, а Моцарт организует благотворительный тур в пользу всех бедных матерей и их детей. Мадам Люцифер организует заговор против трёх гениев и с помощью трёх кровожадных земных лидеров намеревается убить Уайльда, ограбить активы Жанны и развернуть очернительную кампанию против Моцарта. Во время оглашения нового билля о правах предпринимается попытка убийства Уайльда, но она проваливается.

Хорошие новости приходят со всех концов земного шара: новый план работает. Гении праздную победу. Но зло не сдаёт своих позиций. Неожиданно выясняется, что выплаты бедным странам привели к коллапсу мировых финансов, толпы новых безработных выходят на улицы городов с протестом, приходит известие об убийстве генсека ООН, и хотя это дезинформация, многие в это верят… Гении в срочном порядке эвакуируются ангелами на далёкий остров в Тихом океане. Они ожидают новых инструкций от Бога: мир должен быть спасён.

Семь опер от Незе-Сегена

Канадский маэстро Янник Незе-Сеген, в последние годы довольно быстро набирающий популярность, заключил эксклюзивный контракт с мировым звукозаписывающим лейблом «Дойче Граммофон» на запись семи опер Моцарта. Этот проект должен быть осуществлён в ближайшие годы. Уже в сентябре в свет выйдет запись «Дон-Жуана», сделанная в прошлом году в Баден-Бадене с такими солистами как Джойс Ди Донато, Диана Дамрау, Роландо Виллазон и Ильдебрандо д’Арканджело.

В июле этого года также в Баден-Бадене маэстро записал «Так поступают все». В последующие несколько лет будут осуществлены записи таких опер как «Идоменей», «Похищение из сераля», «Свадьба Фигаро», «Милосердие Тита» и «Волшебная флейта», во всех записях главные теноровые партии будет исполнять Роландо Виллазон.

По материалам Рунета и сайта фестиваля в Савонлинне
Подготовил Саша Скипетров

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ