Лучшие оперные записи 2011 года по версии журнала «Diapason»

Антон Гопко
Специальный корреспондент

Ведущий французский музыкальный журнал «Diapason» опубликовал свою версию списка лучших новинок CD 2011 г. Из 43 записей, отмеченных престижным знаком отличия Diapason D’Or, шесть посвящены оперной музыке. Приводим перевод опубликованных в журнале рецензий на лучшие оперные новинки, появившиеся на рынке звукозаписи в прошлом году. Характерно, что один диск посвящён современной опере, четыре – барочной (а точнее, творчеству Вивальди) и один представляет собой сольный альбом с ариями разных композиторов. Это закономерно, ведь эталонные записи большинства произведений стандартного оперного репертуара были сделаны в 1950 – 70 гг., и превзойти эти классические фонограммы удаётся редко. А вот когда речь идёт о современных опусах или, наоборот, о шедеврах более отдалённых эпох, тут у звукозаписывающей индустрии есть ещё масса возможностей сказать свежее слово.

Филипп Бусманс (р. 1936)

«Ивонна, принцесса бургундская»

Дорте Лысевски (Ивонна), Поль Ге (Король Иньяс), Мирей Деленш (Королева Маргарита), Ян Берон (Принц Филипп), Виктор фон Халем (Камергер), Ханна Эстер Мунтильо (Изабель), Джейсон Бриджес (Сириль), Жан-Люк Баллестра (Сиприан), Les Jeunes Solistes, Klangforum Wien, дирижёр Сильван Камбрелен

Cyprès CYP4632 (2CD), общее время звучания 1 ч 56 мин.

Красивый, объёмный звук, гармоничное сочетание голосов и оркестра. Звучание инструментов оркестра всегда хорошо различимо. Звучание голосов изменяется в зависимости от сценической ситуации, но неизменно остаётся естественным. Запись сделали Сириль Бекюс и Ален Дюшемен во время спектаклей в парижской «Опера Гарнье» в январе 2009 г.

Принц опереточного королевства решает взять в жёны самую некрасивую девушку, какую только сможет найти. Но, несмотря на всю его решимость, полюбить её ему не удаётся. И теперь все только и думают о том, как бы избавиться от «этой размазни». Хитроумный камергер находит выход: подать несчастной Ивонне окуня в сливочном соусе, чтобы она умерла, поперхнувшись косточкой.

На этот-то безумный сюжет, позаимствованный у Гомбровича (гиганта литературы 20 в., автора «Порнографии» и «Фердидурки»), Филипп Бусманс и написал свою пятую оперу, мировая премьера которой состоялась на сцене театра Гарнье в январе 2009 г. Другими словами, здесь очень мало общего с закрытой и давящей атмосферой «Жюли» - предыдущей оперы композитора. На смену изысканным садомазохистским терзаниям героев Стриндберга приходит вселенная, где царят нонсенс и пародия, а уродство является нормой. На смену немецкому языку пришёл французский, мелодика которого учтена композитором, но не в ущерб изобретательной прихотливости вокальной строчки. Жерар Конде в своей вступительной статье справедливо отмечает, что это сочинение «ничем не обязано ни наследию Дебюсси, ни эстетике Пуленка, и, если уж непременно нужно с чем-нибудь сравнивать, то на ум приходит скорее Равель с его ехидством и своеобразной отстранённостью от персонажей».

О Равеле заставляет вспомнить и непрекращающаяся ирония, которую привносят музыкальные коллажи в джазовой манере, отголоски чардаша или барочной арии – то есть стиль, свободный от каких бы то ни было догм. Автор не отказывается ни от тональной техники – так ему лучше удаётся выставить в смешном свете жалких персонажей, возомнивших себя настоящими оперными героями, - ни от самодельных бомб, бросаемых в сторону отживающего своё модернизма. В сущности, не о том ли повествует и сама притча об обществе, пленившемся уродством и теперь не знающем, как от него избавиться?

У творчества Бусманса есть одна неизменная особенность, которая доведена здесь до абсолюта, - это искусство оркестрового письма. Обаянию его оркестра противиться невозможно: из тысячи мотивов он сплетает великолепный ковёр, который поддерживает голоса, никогда не подавляя их. Этот оркестр направляют непрерывное движение, энергия, сиюминутность – в общем, сама жизнь.

От 1-го издания такого успешного произведения можно было бы ожидать большей редакторской амбициозности. Перед вами – ни больше, ни меньше – звукозапись прямой трансляции, передававшейся по радио France Musique, со всеми неизбежными для «живых» записей огрехами. Сильван Камберлен выступает здесь в роли ревностного слуги композитора и оттого напоминает порой регулировщика уличного движения: немного больше свободы и фантазии делу ничуть бы не повредили. Но не будем придираться к тому, что досталяет столько удовольствия: музыканты Klangforum Wien богатством тембров превосходят сами себя, тем самым воздавая должное этой едва ли не совершенной оркестровке. Да и вся труппа, возглавляемая актрисой Дорте Лысевски в почти что немой роли Ивонны, заражена нескрываемым удовольствием от игры в милых сумасбродов. Такие персонажи, как хромая королева в трактовке Мирей Деленш, голосистый король, созданный Полем Ге, и пагубно добрый Принц в исполнении Яна Берона, кажутся неповторимыми и недосягаемыми. Такова история Ивонны – некрасивой принцессы с прекрасным будущим.

Эмманюэль Дюпюи

Антонио Вивальди (1648 – 1741)

Арии для тенора из опер «Баязет», «Фарнак», «Истина в соперничестве», «Тит Манлий», «Арсилида, царица Понта», «Коронация Дария», «Артабан, царь Парфии», «Дорилла из Темпе», «Тигран» и «Торжествующая преданность»

Топи Лехтипуу, тенор; I Barocchisti, дирижёр Диего Фазолис

Naïve OP30504, общее время звучания 1 ч 05 мин.

Звучание инструментов записано с близкого расстояния и с заметным предпочтением в пользу высоких частот, однако голосу, обезличенному акустикой, не хватает мощности. Запись осуществлена Ульрихом Рушером в зале Швейцарской итальяноязычной телерадиовещательной компании в Лугано (апрель-май 2010 г.).

Уверенность – вот какое слово сразу же приходит на ум при прослушивании этого первого сольного альбома австралийского тенора (который живёт во Франции, и чьи родители финны). Разумеется, Топи Лехтипуу, не раз срывавший аплодисменты как в барочном репертуаре, так и в современном, как в Моцарте, так и в Генделе (в прошлом году он был бесподобным Иеффаем в Страсбурге), был известен и прежде. И всё же никто и представить себе не мог, что нежный haute-contre из записанных Уильямом Кристи «Паладинов» Рамо (DVD Opus Arte) сможет так легко переквалифицироваться в вивальдиевского «баритенора». Однако с самых первых пронзительных слов, с самой первой строчки – пылкой, одушевлённой – тембровые переходы и точное стилистическое соответствие певческой манеры музыке властно покоряют слушателя. Чудесное владение дыханием – кажется, певец не знает, что такое нехватка воздуха, - тончайшие кружева вокализов, поющихся с опорой на диафрагму, богатство интонаций, упругость согласных, эротизм гласных – не знаю, что и хвалить. Впрочем, нет, знаю: ту чувствительность, которая, будучи помножена на идеальную технику, позволяет как окутать слезами наиболее остросюжетные страницы (La tiranna avversa sorte), так и смягчить краски, не жертвуя при этом густотой и насыщенностью звучания (Care pupille).

Разумеется, какие-то пылкие проявления эмоций могут показаться искусственными. В скорбь его Тита Манлия веришь больше, чем в ярость его Дария, Тамезе и Артабана, тем более что некоторые низкие ноты, соответствующие диапазону Аннибале Пио Фабри (первого исполнителя партий Александра и Эмилио в операх Генделя «Поро» и «Партенопа»), на которого Топи Лехтипуу старается равняться, кажутся более подходящими для студии, нежели для сцены. Не беда: эмоциональность и мастерство исполнения делают это издание одной из жемчужин коллекции Naïve.

I Barocchisti вносят куда больший вклад, нежели простое сопровождение. Не обременяя себя всяческими украшениями, к которым питают такую склонность некоторые из так называемых «вивальдиевских» дирижёров, суровый Фазолис знает, как крепко взять музыку в кулак и, оживляя ритм при помощи аккуратной игры с динамическими оттенками, придать ей величавое изящество (напр. в Vinta a piè d’un dolce affetto). Замечания? Признаться, хотелось бы вместо двух бесцветных хоровых фрагментов и Concerto ripieno RV 110 услышать побольше речитативов (известно, какую важную роль отводил им Вивальди). Тем не менее, поприветствуем появление этой великолепной «визитной карточки» у артиста, который более в представлении не нуждается.

Оливье Рувьер

«Геракл на Термодоне»

«Геракл на Термодоне»

Роландо Виллазон (Геракл), Вивика Жено (Антиопа), Джойс ДиДонато (Ипполита), Патриция Чьофи (Ориция), Диана Дамрау (Мартеция), Ромина Бассо (Тезей), Филипп Жарусски (Альцест), Топи Лехтипуу (Теламон), камерный хор академии «Санта-Чечилия», Europa Galante, дирижёр Фабио Бьонди

Virgin 69445450 (2 CD), общее время звучания 2 ч 24 мин.

Звук записывался с близкого расстояния в помещении с довольно-таки «долгой» акустикой. Прекрасная чёткость и прозрачность звучания, богатый динамический диапазон. Порой не всегда можно определить точное местоположение певцов. Хорошее соотношение частот. Запись сделана Даниэлем Зале и Пьером-Антуаном Синьоре во флорентийском театре «Делла Пергола» в июне 2008, январе 2009 и июне 2010 гг.

Не иначе как мода переменилась. Целые созвездия знаменитых певцов, ещё вчера (наконец-то!) украшавшие собой оперы Генделя, сегодня заблистали в операх Вивальди. Состав исполнителей «Оттона», записанного Il Giardino Armonico, - не состав, а мечта (см. ниже), да и команда, собранная Бьонди в «Геракле», смахивает на новогоднюю витрину. В этом воплощении истории о девятом из подвигов Геракла (где могучий герой должен отнять своё оружие у царицы амазонок), Вивика Жено (та самая царица) одним «фаринельничаньем» ограничиваться не намерена. Мощь и выразительность её тембра заставляют нас трепетать в Scendero, равно как и в тех знаменитых речитативах, когда её воительницы ссорятся друг с другом. Воительницы одна прекраснее другой: влюблённая Ипполита (божественная Джойс ДиДонато; Onde chiare и Amato ben буквально тают в её исполнении), хвастливая Ориция (отважная Патриция Чофи, чей голос в Cadero напоминает легчайшие колебания прозрачной ткани), а в особенности же Мартеция, которую Диана Дамрау наделяет естественностью, обаянием и чувственностью. Кто сможет устоять перед изящным совершенством её Ei nel volto и Se ben sente!

В лагере греков, очарованных этой Мартецией (о, как я их понимаю!), соперничают Альцест (партия написанная для Карестини) в исполнении Филиппа Жарусски и Теламон, созданный Лехтипуу, будто стремящиеся затмить друг друга своим блеском. Но сердцу Вивальди милее всех был, по-видимому, нежный Тезей. У Ромины Бассо он получился трогательным и хрупким: певица превосходно владеет голосом – когда нужно дрожащим от волнения (Scorre il fiume), а когда нужно – гладким, как шёлк (Ti sento). И будем снисходительны к тому, что сам Геракл, после стольких-то подвигов, звучит устало. Благодаря ярким порывам, которые можно услышать в Coronatemi, Виллазону удаётся убедительно воплотить образ самодовольного героя.

Ну и, наконец, воздадим должное интуиции Фабио Бьонди, открывшему для нас эту нескончаемую вереницу хитов, написанную в 1723 г. для Рима на великолепное либретто Сальви. Произведение, дошедшее до нас не полностью, сильно выиграло от заботливого отношения дирижёра, воссоздавшего из ничего недостающие речитативы, которые отличает скульптурная выпуклость партии basso continuo и ошеломляющая выразительность подачи слова. Europa galante решительно превосходит сама себя в преданном служении голосам: при соприкосновении с ними оркестр забывает все свои слабые стороны, преумножает краски, прибретает певучесть и глубину дыхания. Этот диск заслуживает того, чтобы стоять на полке рядом с «Баязетом», записанным той же командой. И будем надеяться, что такая же удача улыбнётся однажды и Генделю.

Роже-Клод Травер

Фарнак (1738)

Макс Эмануэль Ценчич (Фарнак), Анн Халленберг (Зелинда), Карина Говэн (Гилад), Руксандра Донозе (Тамири), Мэри Эллен Нези (Береника), Даниэль Беле (Помпей), Эмилиано Гонзалес Торо (Аквилий), I Barocchisti, дирижёр Диего Фазолис

Virgin 0709142 (2 CD), общее время звучания 3 ч 11 мин.

Звук записан с близкого расстояния, очень чёткий и динамичный. Хороший частотный баланс. Эхо слабое. Запись осуществлена Ульрихом Рушером в зале Швейцарской итальяноязычной телерадиовещательной компании в Лугано со 2 п 10 июля 2010 г.

Этот диск – мировая премьера, поскольку перед нами другая редакция оперы – не та, которую Жорди Саваль записал несколько лет назад для Alia Vox. Даже самому Вивальди не довелось услышать эту последнюю версию 1738 г., предназначавшуюся для постановки в Ферраре, но так никогда и не увидевшую свет рампы. Однако для любителей вокала данная запись не менее любопытна, чем для музыковедов. Какой состав! Вивальди опять на седьмом небе от счастья, а Гендель переворачивается в гробу от зависти. Сюжет, лежащий в основе либретто Антонио Марии Луккини, остался всё тем же. Фарнак, понтийский царь, пребывает в натянутых отношениях со своей матерью Береникой. Она жаждет его крови, ради чего вступает в союз с римлянином Помпеем. Но на стороне царя его супруга Тамири – фигура, полная трагического величия, - и сестра Зелинда, которым удаётся ловко перехитрить коварных претендентов на престол. Классика жанра. Макс Эммануэль Ценцич, обладающий в амплуа divo всеми царскими качествами – гибкостью, ловкостью и властностью – получает здесь две дополнительные арии. Часто ли нам доводится слышать в операх контртеноров, не боящихся петь таким полным, ровным, звучным голосом? Гилад в исполнении Карины Говэн – воплощённые нежность и изящество; полюбуйтесь, например, её обворожительным тембром в Quel Augelin. А Анн Халленберг создаёт яркий и чувственный образ Зелинды. И как устоять перед хрупкой Тамири в исполнении Донозе – с мягким бархатом и трогательной человечностью в голосе. И, наконец, грубоватая мощь вокала Мэри Эллен Нези – стопроцентное попадание в образ грозной Береники.

Одухотворённый Фазолис наполняет жизненной энергией каждое мгновение, не склоняясь ни к упадничеству Бьонди, ни к систематичности Спинози. Благородством веет от каждой фразы оркестра, звук великолепен. Сказочное празднество в Al vezzegiar, бесподобное легато в Ricordati… Каждая нота проанализирована – с тем чтобы быть возвеличенной. Просто блаженство.

Сделаю кое-какие пояснения. Между венецианской премьерой (1726 г.) и этой последней версией опера претерпела где-то с полдюжины переработок. До нас дошли две рукописи: единственная полная (G 36) соответствует варианту 1731 г., сделанному для театра в Павии. Её-то и выбрал для своей записи Саваль. Фазолис же воссоздаёт другую, более позднюю и неоконченную, редакцию (G 37). Для драматургической связности третьего акта он взял за основу версию G 36 и кропотливо подогнал вокальные партии под те певческие диапазоны, на которые был рассчитан новый вариант оперы.

Роже-Клод Травер

Оттон на вилле

Оттон на вилле

Соня Прина (Оттон), Юлия Лежнева (Гай Силий), Вероника Канджеми (Клеонилла), Роберта Инверницци (Туллия), Топи Лехтипуу (Деций), Il Giardino Armonico, дирижёр Джованни Антонини

Naïve OP30493 (2CD), общее время звучания 2 ч 15 мин.

Звук очень ясный и чёткий, акустика прозрачная. Голоса вписываются в общее звучание очень органично. Прекрасный диапазон динамических оттенков. Запись сделали Лор Казенав-Пер и Орели Мессонье в центре Мигеля Делиба, Вальядолид (май 2010 г.)

В 1713 г. уже расхваленный за свои виртуозные выступления и окружённый ореолом славы после триумфального приёма, выпавшего на долю сборника концертов L’Estro armonico, молодой Вивальди впервые осмеливается вступить на территорию театра. Перед тем как встретить желанный триумф в Венеции, композитор из осторожности доверяет постановку своего «Оттона на вилле» театру в Виченце. Эта проба пера привлекает к себе внимание не только умением автора расцветить вокальную строчку умелым использованием модуляций, но и обилием тридцать вторых нот, призванных польстить самолюбию проворных гортаней. И Вивальди, и его скандально известный либреттист Лалли питали одинаковую склонность к порочным соблазнительницам, скрывающимся под маской невинности. Клеонилла, похотливая любовница императора Оттона, является образцовым воплощением подобного типажа. Тайная игра любви (но никак не случая) разыгрывается между этой дамочкой не из пугливых, прекрасным Гаем и его возлюбленной Туллией. Особую пикантность блюду добавляет образ легковерного Оттона – цезаря-рогоносца, который не желает ничего видеть и беспечно жертвует государственными делами ради своего личного счастья, чем приводит в отчаяние верного Деция.

Чуткость по отношению к малейшим оттенкам, basso continuo, чутко реагирующий на всё происходящее... – Антонини и его вечнозелёный Giardino с ходу демонстрируют все свои фирменные особенности. Коварную Клеониллу можно раскусить с первой же её арии Quanto m’aletta: вычурная фразировка, капризный ритм... Но этот оркестр так просто не одурачить! Вероника Канджеми упивается игрой чувственными словами и интонациями, изображает при помощи выразительных междометий непонятую и наивную бедняжку в Tu vedrai. И какая это была прекрасная идея пригласить юную Юлию Лежневу (родилась в 1989 г. и уже – россиниевская певица, не имеющая себе равных) для создания образа Гая! Этому неверному любовнику досталась львиная доля самых разнообразных арий, среди которых выделяется изумительная L’ombre, l’aure; пленяет как чистота тембра, так и жемчужная россыпь мелких нот. Благородная красота, врождённый перфекционизм... Стоит ли удивляться, что Кири те Канава взяла молодую певицу под своё покровительство?

Туллия/Остилио – покинутая возлюбленная, срывающаяся под чужим именем – находит в Роберте Инверницци сногсшибательное воплощение. Она равно убедительна и в изысканных украшениях, демонстрирующих коварство героини (Con l’amor), и в очаровательном кокетстве Si, si, deggio partir или Due tiranni – отрывков, предвосхищающих те небольшие синкопированные арии, которые Вивальди писал впоследствии для Анны Джиро. Будучи резким и чопорным, как того и требует роль Деция, Топи Лехтипуу очаровывает нас не меньше, чем в своём недавнем сольном альбоме (см. выше). Ну и скажем напоследок о главном потерпевшем - о добровольно взявшем на себя роль глупца Оттоне. Его ярко изображает Соня Прина – мужественный тембр и безупречная выносливость в выпевании всех украшений (Come l’onda). Вивальди, несомненно, возликовал бы, услышав кудахтанье этого простофили. Порадуемся же и мы за него.

Роже-Клод Травер

Джойс ДиДонато, меццо-сопрано

Diva Divo. Арии из опер Моцарта, Массне, Россини, Гуно, Берлиоза, Беллини и Р. Штрауса

Хор и оркестр Лионской оперы, дирижёр Казуси Оно

Virgin 6419860 (2 CD), общее время звучания 1 ч 20 мин.

Прозрачное звучание, очень чёткое и грамоничное. Местонахождение певицы в некоторых случаях определимо с трудом. Запись осуществлена Даниэлем Зале в Лионе, в Концертном зале Лионского национального оркестра, с 18 по 28 сентября 2010 г.

Джойс ДиДонато играет на свойственной меццо-сопрано вокальной двойственности, поочерёдно примеряя на себя то амплуа травести, то наряды женских героинь французской и итальянской оперы XVIII и XIX столетий. Полнота и подвижность её верхов (недавно сослуживших добрую службу для генделевской «Альцины», DG) в совокупности с возможностями её нижнего регистра делают такую игру возможной (особенно в студии). Прибавьте к этому безупречную музыкальность и помощь со стороны дирижёра с самыми широкими вкусами. Знаменитая россиниевская певица обращается (так же, как в недалёком прошлом это сделала Фредерика фон Штраде) к творчеству Массне. Для начала Керубино, написанный специально для Мэри Гарден – чистого сопрано. Его хмельная ария Je suis gris открывает сборник. За ним идёт Золушка и её принц Шарман. Несколько неожиданной в этой компании оказывается Ариадна из одноимённой оперы того же автора, написанная для величественной Люсьенны Бреваль (певшей Брунгильду!), которая, как и лучезарная Джойс на этом диске, блистала в партии Маргариты из берлиозовского «Осуждения Фауста». ДиДонато захватывает нас обаянием, которое чувствуешь буквально кожей, и чувственностью, которой невозможно сопротивляться. «Инструментальная» фразировка в арии Джульетты и юные восторги этой героини многократно усиливаются благодаря «по-берлиозовски» настроенным голосовым связкам артистки, когда слова тают, а фразы кажутся невесомыми.

При обращении к Моцарту отточенная музыкальность певицы прекрасно сочетается как с волнениями Керубино, так и с прозрачной и неукротимой женственностью Сюзанны в Deh, vieni, non tardar, вполне способной положить на обе лопатки всех соблазнителей (и всех критиков) на свете. И пусть истерика Вителлии не слишком подходит темпераменту ДиДонато, она отыгрывается в идущей вслед за тем арии Non più di fiori, светящейся изнутри благодаря янтарному тембру её голоса. Не менее нежен и Секст из оперы Глюка, говорящий Вителлии последнее «прости». Эта партия, написанная для Каффарелли, ярко раскрывает мастерство певицы в репертуаре, предназначенном для контральтино. Да-да, именно контральтино: меццо-сопрано, вымуштрованное диапазоном и вокальной техникой партий Розины (Contro un cor) и коронной роли ДиДонато – Золушки (Naqui all’affanno). И если артистка слегка не дотягивает до требований, предъявляемых беллиниевским Ромео, созданным для Джулии Гризи, то Композитор из «Ариадны на Наксосе», представленный на этом диске в качестве бонуса, удаётся ей особенно хорошо. Итак, амбициозная, оригинальная и рискованная игра diva-divo обернулась явным успехом. Brava! Bravo!

Жан Кабур

Перевод с французского Антона Гопко

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ