Мария Биешу: судьба и время

В мае этого года от нас ушла несравненная Мария Биешу. Тогда, по горячим следам, у нас не получилось подготовить полноценный материал о певице: мы ограничились лишь кратким сообщением. Теперь же, спустя месяцы и желая отдать должное её таланту, мы публикуем интересную статью о жизни и творчестве молдавской дивы.

Мифы рождаются из потускневших воспоминаний. И только жизнь избранных уже с младых лет бывает окутана легендами, и порою в этих блистающих облаках нелегко разглядеть правду драматических судеб.

...Этот божественный голос явился нам из сердцевины минувшего века, в котором разрушение было столь же апокалиптически беспощадным, сколь великолепным и мощным было созидание. Его сотрясала ненависть, он утопал в крови, но он и расцветал упоительными надеждами на счастье.

Иногда с долей мистицизма представляется, что явление этого голоса было предопределено, будто само Провидение позаботилось о наших мятущихся в хаосе душах и подарило неземной голос Марии, которому мы внимали, пронзенные его красотой и, забыв о страданиях, неправедности и зле, таяли в нирване неизъяснимого блаженства. Этот голос, словно чудесный бальзам, умиротворял и врачевал.

Феномен Марии Биешу, масштаб ее деяний, значение ее для страны, народа, истории столь велики, что «с близкого расстояния» их невозможно объективно оценить. К тому же большое искусство по природе уникально и непостижимо. На него лишь можно откликнуться сердцем и склонить перед ним голову. Анализировать же холодным рассудком его живую душу –напрасный труд.

Для автора этой статьи Мария – знакомый с юных лет человек, с которым время связывало во многих жизненных и творческих ситуациях...

Пусть эти строки станут свободным отражением незабываемых впечатлений, чувств, художественных потрясений, дарованных искусством и личностью Марии Биешу.

Ясно, что при её даре и личностной незаурядности её судьба не могла быть заурядной, она часто приводила Марию к необычным обстоятельствам и крутым поворотам. Мифов было много. И первый, банальнейший о золушке, учащейся Леовского сельскохозяйственного техникума, которая с клубной сцены, словно на крыльях херувимов, поднялась прямо на вершину оперного Олимпа. Взлет действительно был блистательным. Но сколько трудностей, огорчений, сомнений было на этом звёздном пути!

Непонимание родителей, не веривших, что основательную профессию мелиоратора можно променять на ненадёжную и несерьёзную судьбу артистки. Сложности консерваторских лет, отрыв от привычного уклада крестьянского бытия, от семьи, друзей, жизнь на стипендию (отсюда проблемы со здоровьем), щемящее чувство одиночества... Трудности учёбы, хотя специалисты сразу оценили её голос, но без музыкальной подготовки Марии было нелегко осваивать новые понятия, изучать специальные предметы, строго соблюдать певческий режим. Тревожные неясности, возникшие с голосом: педагоги, введённые в заблуждение широтой его диапазона, сомневались, сопрано или меццо. Пришлось ехать в Москву, в специальную акустическую лабораторию, которая, наконец, поставила точку: сопрано!

Парадоксальным зигзагом в её судьбе стал «Флуераш», солисткой которого Мария работала с III курса. Уже были знаменитыми Сергей Лункевич и Тамара Чобану, отказавшаяся во имя родного фольклора от оперной карьеры. Работа во «Флуераше» была престижна, она сулила молодой солистке всенародную любовь, частые зарубежные гастроли. После концертов «Флуераша» в Москве на IV Всемирном фестивале молодежи и студентов Мария даже была награждена медалью. Другая была бы счастлива: такая карьера. Но не Мария, тогда уже очарованная пением Тебальди и Каллас, звучавшим по радио. «Только опера!» - думала Мария, повторившая судьбу Тамары Чобану наоборот: из фольклора на оперную сцену.

Дебют её на сцене тогда ещё молодого Молдавского театра оперы и балета произвел фурор. Весь город на следующий день говорил о премьере «Тоски» с участием Марии Биешу. А ведь выход её на сцену в этот вечер был проблематичным. В самом деле, дебют начинающего «сопрано второй категории» (как было записано в дипломе) в премьере одной из самых сложных и прекрасных итальянских оперных партий казался фантастичным... Примой Марию признали сразу. Далее репертуар театра стал строиться в расчёте на нее.

Ещё один парадокс произошёл в стажерской школе молодых вокалистов в миланском театре «Ла Скала». Детище Тосканини, эта школа ставила своей целью обучение молодых талантливых певцов вековому опыту бельканто, т. е. секретам вокального мастерства. Но, прослушав Марию, генеральный директор «Ла Скала» Антонио Гирингелли заявил, что уроки вокала Марии Биешу вообще не нужны, у нее от природы идеально поставлен голос.

Парадоксальной была и обрушившаяся на нее популярность, неслыханная для серьезной оперной, академической певицы. Свою роль в этом, конечно, сыграл несколько экзотичный Международный конкурс в Токио, 1967 год, за титул «Лучшая Чио-Чио-сан мира», в котором Мария завоевала I премию и Золотой кубок. После этого её жаждали видеть и слышать все, всегда, везде. Только некоторые эстрадные звезды да спортивные кумиры иногда добивались такой популярности.

Читая прессу тех лет о Марии Биешу, можно было сделать вывод об особом благоволении к ней сильных мира сего. В сущности, так и было: с завидной регулярностью ей присуждались все мыслимые награды и премии. И все же... В 1971 в разгар холодной войны Мария одной из первых советских певиц была приглашена в «Метрополитен-опера». Когда она блестяще спела Недду в «Паяцах», ее немедленно пригласили в труппу театра для исполнения всего сопранового репертуара. Руководители «Метрополитен» сразу поняли, что перед ними певица уровня Тебальди, Скотто, Прайс, и прислали в Министерство культуры СССР соответствующий запрос о приглашении Марии... Если бы она тогда просто осталась в США, как это делали впоследствии многие советские артисты, то её слава, а с нею, понятно, и материальное благополучие обрели бы, вероятно, планетарный масштаб. Но те же сильные мира сего посоветовали ей поскорее забыть о приглашении: «Вы депутат Верховного Совета СССР, у Вас есть обязанности перед избирателями!» Нельзя было допустить отъезда депутата за границу. Подумав о маме и сестрах, законопослушная Мария осталась дома.

Собственно говоря, привкус парадокса ощущался всегда в её жизни. Конечно, её окружало всеобщее обожание. Известнейшие люди присылали ей восторженные письма, поэты посвящали стихи, художники писали портреты. Её имя присваивают школам, новым сортам цветов... Её спектакли всегда с аншлагами, она украшение любого концерта. Сегодня Большой, завтра парижская «Олимпия», послезавтра Сидней, затем Токио, Варшава, Хельсинки... Телеканалы борются за её внимание. Толпы поклонников, горы цветов... Ее голос, неизбывный поток сердечного тепла и неизъяснимой красоты, звучит над миром.

Но она только отдает, не оставляя для себя ни времени, ни сил. Живя в таком ритме, такой напряженной жизнью, она не заботилась о том, чтобы сделать эту жизнь поудобнее, получше, чтобы включить в неё простые человеческие радости. «Вокзал, гостиница, театр и только!» - эти слова, сказанные когда-то Беньямино Джильи, могла бы повторить и Мария. Конечно, она не бедствовала, но ни фешенебельной квартиры в центре Лондона, ни вилл в Испании или на Лазурном берегу, ни личных косметологов, кутюрье, тренеров у нее не было. Даже опытного, сильного импрессарио она никогда не имела. Так и жила она «прославленное сопрано молдавского театра оперы и балета, чье имя известно во всем мире, гость «Ла Скала», «Метрополитен» и Большого», - этими словами представил Марию буклет, выпущенный в Западном Берлине к первому концерту мирового цикла «Прекрасные голоса» в 1973 г.

«Поющий голос, исполняющий мелодию человеческой души»
(Д. Лаури-Вольпи)

Голос Марии Биешу. Само его звучание завораживает неповторимой красотой, свежестью, полнотой звука. Тембр его заключает в себе собственную, волнующую выразительную силу, подобно, скажем, собственной выразительности цвета у импрессионистов.

В этом голосе богатейшая гамма тембральных красок и оттенков. Все регистры звучат абсолютно ровно «кругло» и свободно. В нём органично соединяются необыкновенно звонкий грудной средний регистр, полнозвучные открытые низы, сверкающие верха. Вокал Марии пленяет изяществом певческой линии. Очаровывают мягкой закругленностью и интонационно-ритмической точностью окончания музыкальных фраз. Филигранна техника штрихов, у нее безупречно лёгкое и в то же время компактное стаккато и поразительно чистое легато стремительных фиоритур...

Все это открыло перед вокалом Биешу огромные репертуарные возможности. Ей одинаково удаются колоратурно блестящая Леонора («Трубадур»), драматически страстные Сантуцца, Аида, Лиза, Тоска, лирически-кантиленные Мими, Татьяна, Иоланта и синтез всех этих вокальных амплуа – Норма.

Биешу – певица редкой музыкальной одаренности, с безошибочным чувством музыкальной правды. Образно-эмоциональная сущность музыкальной интонации раскрывается в её пении с предельной выразительностью и яркостью. Музыка для Марии – речь сердца. Вся искренность, нежность, пылкость души отражаются в ее поющем голосе. Каждая нота в её пении становится откровением, душевный огонь, проникновенная сила чувства наполняют не только лирическую кантилену, но и колоратурные рулады и трели...

Природа наградила певицу не только необыкновенным голосом и тонкой музыкальностью, но и самобытным, сильным актерским талантом, соединив таким образом в одной личности три главных качества настоящего оперного артиста. Истоки специфически оперного актерского мастерства Биешу кроются именно в исключительной её музыкальности, в первичности музыкального начала в работе над ролью.

Если роль в драме – это только текст и интонационно актер свободен в выборе темпов и ритмов, пауз, высотных соотношений, динамических оттенков, то роль в опере – это синтез музыки и текста, где интонационно всё предопределено и обозначено композитором, т. е. высота звучания, ускорение и замедление, форте и пиано... Поэтому задача оперного актера не столько в создании своеобразного сценического характера, сколько в максимальном одушевлении характера, написанного композитором, и глубокой личной прочувствованности жизненной правды в музыкальной интонации. Эту жизненную правду в музыке роли Биешу находит безошибочно, поэтому режиссёры, работавшие с нею, всегда доверяли её музыкальному чутью и принимали то, что она предлагала в своем постижении образа.

Такую же позицию доверия и редчайшей музыкальной интуиции Биешу занимают и дирижеры. «Мария Биешу ни одному дирижеру не оставляет возможности влиять на себя», - отмечает датский музыкальный журнал «Данемарка».

В оперном искусстве Биешу идеально слияние вокальной и сценической сторон, её персонажи органичны, естественны, никакой заданности, условности, «игры». Исключительной достоверности образов Биешу способствует и гармоничное единство элементов личного и элементов роли. Находя, ощущая точки соприкосновения собственного характера с характером персонажа, Мария в каждой роли выражает не только чувства и духовную суть своих героинь, но и свои чувства, свои идеалы, свою страсть.

Оперный космос Марии Биешу

Можно сказать, пожалуй, что Мария Биешу – актриса одной широкой темы. Эта тема – трагическая женская судьба. Извечный путь по кругам любви, жертвенности, страданий, гибели. По нему проходят почти все героини певицы.

Первой ролью, в которой она «нашла» свою тему, стала Флория Тоска. Исполненная более двухсот раз, она сопровождала Марию всю жизнь, обновляясь, обогащаясь новыми красками.

Как много в этом образе от самой Марии! Дочь юга, прелестная, темпераментная, с душой, распахнутой навстречу жизни, красоте, искусству. Любящая женщина, нежная, но и ревнивая, способная на отчаянные поступки. Актриса, оперная примадонна, изящная, очаровательно-капризная... Несказанным богатством эмоционально-психологических оттенков волнует голос Биешу в дивных ариях и ансамблях оперы...

После конкурса памяти Миуры Тамаки в Токио в 1967 г. слова Мария Биешу и Чио-Чио-сан стали как бы синонимами. Была сделана прекрасная запись оперы на фирме «Мелодия» (партнером Марии здесь был Владимир Атлантов), снят одноименный фильм-опера с Марией в заглавной роли. Монолог Чио-Чио-сан по требованию публики непременно включался в любое концертное выступление певицы.

Эта миниатюрная женщина-ребенок всегда была серьезным испытанием даже для прославленных исполнительниц. Встречаются сентиментально-инфантильные Чио-Чио-сан, бывают Чио-Чио-сан с драматическим «пережимом» и т. д. Баттерфляй-Биешу естественна и совершенна, как создание природы. Она бесконечно трогательна в своей душевной чистоте, в неподдельности чувств, в наивной доверчивости.

В первой картине она появлялась, словно сама весна любви и жизни, одаряя всё вокруг своим светоносным голосом, своей юностью и счастьем. Незабываемо звучал её голос в трёх гениальных монологах, в большом дуэте из I действия... Незабываемо тончайшее актерское мастерство в сцене с Шарплесом...

Партия Чио-Чио-сан в вокальном отношении по праву считается одной из самых привлекательных, но и одной из самых сложных. Об этих сложностях забываешь, увлечённый высокой художественной силой создаваемого певицей образа.

Мне также очень нравится работа Марии Биешу в ещё одной опере Пуччини, «Богеме», пожалуй, наиболее личном его творении. В партии Мими певица создала прелестный хрупкий лирический образ, если можно так сказать, ренуаровского типа. Она появлялась в убогой мансарде, словно окутанная нежным дыханием поэзии. Все в ней было пленительно: облик, жесты. А голос будто излучал тихий свет, который всё время менял свои перламутровые оттенки. Из своей актерской и вокальной палитры Мария использовала здесь мягкость колорита и тонкие пастельные полутона.

Аиду Марии Биешу восторженно принимали слушатели во многих городах и странах. Венгерская газета «Непсава» писала в 1973 г.: «Милан, Нью-Йорк, Вена сегодня не могут показать на сцене такую Аиду. Эта маленькая женщина подействовала на будапештскую публику, словно удар электрического тока, после которого вряд ли возможно более сильное впечатление».

Исполнение партии Аиды для любой певицы – подвиг. С вокальной стороны она столь же богата мелодической красотою, сколь и сложностями: «Подумайте хотя бы о том, какую физическую нагрузку представляет собой третий акт! - пишет Лаури-Вольпи. - Не найдется такой певицы, чей вокальный аппарат и чье тело в конце этого акта не были бы исхлёстаны усталостью. Без артистизма, без совершенного умения ни один голос не сможет в течение долгого времени выдерживать подобные нагрузки».

Именно артистизм и совершенное умение позволяли Марии Биешу прекрасно справляться с партиями-колоссами как Аида без ущерба для голоса.

Тот, кто видел и слышал Марию в партии Недды в «Паяцах», мог легко понять не только восторг публики, пришедшей в «Метрополитен-опера» 23 октября 1971 г., но и бурные аплодисменты музыкантов, стоявших в оркестровой яме и приветствовавших молодую молдавскую певицу. Недда открыла зрителю новую, необычную Биешу, актрису виртуозную, многоплановую. Главное в этой роли – сценическое, актерское действие. Свои блестящие комедийные возможности Мария показала во II акте («Театр в театре»).

На сцене балаганчика традиционная комедия масок. Коломбина напевает, пританцовывает, дурачит Таддео, кокетничает с Арлекином, мило подмигивает зрителям, окружившим театрик... Сколько грациозной буффонады было в том, как она охорашивалась, перед зеркальцем поправляла кружева, ленточки на балетках! Но Коломбина – это и Недда с её личной драмой, она лицедействует, но сердце её полно мрачных предчувствий. Тончайшую актерскую технику демонстрировала Биешу в этой сложной полифонии контрастных драматических планов комедийного и трагедийного.

О «Норме» Беллини, которая почти не звучала на русской и тем более советской сцене, Мария мечтала со студенческих лет. В 1975 г. вокальный гений Биешу, её мощная творческая воля, помноженные на редкую увлечённость всего коллектива театра, позволили мечте осуществиться. «Норма» была поставлена.

По остроте внутреннего эмоционально-психологического конфликта образ Нормы сродни героиням древнегреческой трагедии Электре, Медее с их испепеляющими душу метаниями между чувством долга и клокочущими страстями. Воплотить подобный образ могут лишь исполнители высокого личностного уровня. Марии это оказалось под силу.

С блеском преодолела она единственные в своём роде вокальные трудности этой партии, большой по объему, обязывающей к совершенному владению всеми певческими приемами, требующей абсолютной ровности трех регистров (глубоких меццовых низов, крепкой сопрановой середины, почти инструментальной колоратуры).

Цветение чудного мелоса, широчайший диапазон эмоций в голосе певицы завораживали слушателя в каждом мгновении оперы: и в знаменитой «Casta diva», и в поистине шекспировском по драматизму монологе над спящими детьми и, в особенности в финале, где неземным скорбным вдохновением наполняла певица неповторимое по красоте последнее соло Нормы с хором, её прощание с жизнью. Стоящая на коленях, обратившая к небу нежное молящее лицо, полные слез глаза, она напоминала здесь прекрасную тициановскую «Кающуюся Марию Магдалину».

Мелодичная музыка, полная искренних, сердечных чувств – родная стихия Марии Биешу. Понятно, что, кроме великих итальянских мелодистов, она очень любит Чайковского.

Татьяна – одна из самых любимых героинь Марии. К ней певица возвращалась многократно, проникая все глубже в бесконечное духовное богатство и поэзию этого образа. Как всегда, она акцентировала в своей Татьяне то, что близко ей самой – естественность, решительный характер... Сцена письма поражала тонкостью психологической проработки и непосредственностью душевной отдачи. Задумчивость и порыв, тоска и надежда, сомнения, боль, нежность, все, что рождено Пушкиным, затем Чайковским, в третий, десятый, пятидесятый раз в каждом спектакле «Евгений Онегин» рождалось в глубине сердца певицы...

Лиза в «Пиковой даме» была одной из наиболее частых «гастрольных» партий Биешу. Может быть, потому, что это была нетрадиционная Лиза. Не печальная жертва роковых обстоятельств, но натура самобытная, сильная, способная на яркие, глубокие чувства. Смело и вдохновенно шла она навстречу избраннику, видя в Германе родственную душу, влекомая его незаурядностью, внутренней силой, кипящим темпераментом, всем тем, что дремлет в ней самой, скованной традициями аристократического воспитания.

Заключительный раздел партии, сцену у Канавки, Биешу по уровню напряженности приближала к предшествующей моносцене Германа в казарме, «выравнивая», таким образом, развитие трагедии в непрерывную линию, устремленную к роковому исходу.

«Пиковая дама» с Лизой-Биешу превращалась в трагическую повесть о двух мятущихся, страстных душах, о двух ярких личностях, ставших на голову выше окружающего их светского стандарта, условностей, ханжества, получувств, полустрастей...

Все эти роли стали вехами в истории оперного исполнительства XX века; в каждой певица сумела сказать своё неповторимое. Но разве можно забыть и остальные её художественные откровения?

... «Адриенна Лекуврер» (опера Ф. Чилеа) была впервые поставлена в СССР по инициативе Биешу. Судьба знаменитой драматической актрисы XVIII века перекликалась с судьбою Марии и роль звучала доверительным рассказом о театре и жизни, об их вечном конфликте и единстве.

...Леонора в «Силе судьбы» Верди. Партия абсолютно «в русле» художественной индивидуальности певицы. Незабываема ария «Расе» из финала, одна из лучших «молитв» Биешу.

...Леонора в «Трубадуре» тоже кажется написанной специально для Марии, она прекрасно соответствует живой эмоциональности и фантастическим техническим возможностям певицы. Вспомним хотя бы, какие колоратурные перлы «рассыпала» она в знаменитой каватине из I акта.

...Кума Настасья из «Чародейки» Чайковского – обольстительная, полная бесконечного очарования, которое таилось во всём её облике, но прежде всего, понятно в теплом, нежном, волнующем звучании голоса.

...Руксанда в «Александру Лэпушняну» Г. Мусти, где Мария создавала психологически объемный образ государыни, дочери и внучки господарей Молдовы и вместе с тем верной и глубоко страдающей жены тирана.

...Дездемона, Сантуцца, Иоланта, Абигайль, Турандот, Земфира. Амелия... Вереница драматических судеб, различных, но и в общем очень похожих: всех этих героинь объединяет искренняя, исповедальная манера исполнительницы, вложившей в каждую из них свою душу.

Её театр

...Понятия из театроведческого лексикона: театр Сары Бернар, театр Комиссаржевской, театр Покровского, Любимова, театр Тосканини... Это значит, что в театре есть мощная творческая личность, определяющая вектор развития этого театра, его стиль, репертуар и т. д. И неважно, кто это – актер, режиссер, дирижер... В этом смысле, бесспорно, молдавская опера – это прежде всего театр Биешу. Именно она тот лидер, чья творческая воля, чей художественный и личностный потенциал в течение почти 40 лет определяли лицо театра, его художественные устремления, его творческий уровень. Вместе с единомышленниками она формировала коллектив и репертуар, руководствуясь высокими критериями и смело глядя в будущее.

В 80-е годы не иссякал поток премьер, ставились итальянская и русская классика, редко исполняемые оперы, новые сочинения молдавских авторов, детский репертуар. Творческое кипение не затихало вплоть до конца 80-х. Это был поистине золотой век Молдавского оперного...

Немало своих творческих вершин покорила Мария Биешу в содружестве с режиссёрами Евгением Платоном и Элеонорой Константиновой, художниками Константином Лодзейским, Вячеславом Окуневым, Ириной Пресс и, конечно, дирижерами Леонидом Худолеем, Исаем Альтерманом, Львом Гавриловым, Альбертом Мочаловым, Думитру Гоей, Михаилом Кафтанатом, Борисом Милютиным, Альфредом Гершфельдом, Николаем Доготару... Особенно плодотворной представляется творческая дружба певицы с талантливейшим Александру Самоилэ.

Трудно представить себе посредственность на месте партнера Марии Биешу. Рядом с нею всегда трудились талантливые, опытные и ответственные солисты, ансамблем которых в те годы мог бы гордиться любой столичный театр. Это Тамара Алёшина, Людмила Ерофеева, Валентина Савицкая, Людмила Алёшина, Василий Третьяк, Валерий Миронов, Анатолий Жариков, Виктор Курин, Николай Башкатов, Борис Раисов, Борис Материнко, Игорь Гейль, молодой Николай Бусуйок и, конечно, золотые голоса молдавской оперы Михаил Мунтяну и Владимир Драгош. Мария росла в этом театре, и театр рос вместе с нею.

В камерном жанре

Среди оперных звёзд найдется не так уж много певцов, которые столь интенсивно и успешно работали бы в камерном жанре, как Мария Биешу. Переходить от оперного пения к камерному так же трудно, как скажем, художнику станковой живописи, привыкшему к большому мощному мазку, трудно переходить к миниатюре и маленькой лёгкой кисти, утонченным нюансам. Только исключительный, гибкий певческий аппарат и тонкое чувство поэтического слова приводят оперного певца к успеху в камерной сфере.

Мария Биешу по праву считается одной из самых признанных певиц в этой области. Об этом говорит присуждение ей в 1982 г. Ленинской премии, высшей награды в СССР, именно за цикл концертных программ.

Слушая певицу в камерной программе, поражаешься, каким образом ей, уроженке затерянного меж пустынных холмов молдавского селения, оказываются доступными и близкими и титаническое величие мысли церковного органиста Баха, и утонченный мир любимца парижских салонов Дебюсси и возвышенный философский интеллект властителя европейских музыкальных умов Листа?..

Камерный репертуар Биешу огромен. В нем музыка почти пяти веков. «Ave Maria» флорентинца Каччини, одного из создателей первой оперы, стала «визитной карточкой» концертных вечеров певицы. Когда она поёт эту бессмертную мелодию, льющую свой тихий свет из таинственных глубин XVI века, кажется, что бельканто подарили человечеству сами небеса...

Старинная музыка, немецкий романтизм, французская музыка (от Гретри до Пуленка), русский классический и старинный романс, поэзия М. Эминеску в музыке, всё это интереснейшие концертные программы... В своих концертах Биешу озвучила почти всю молдавскую камерно-вокальную литературу; среди авторов – Е. Кока, Д. Георгицэ, Е. Дога, В. Загорский, С. Лунгу, 3. Ткач, Г. Мустя, К. Руснак, Б. Дубоссарский, В. Ротару и другие.

Огромным успехом пользовались концерты Марии с Академическим оркестром русских народных инструментов под управлением Некрасова; в их исполнении множество романсовых шедевров заблистало очарованием новизны.

Концертные программы с Евгением Шендеровичем (виднейшим специалистом в области камерно-вокального ансамбля), с Ниной Оксентян, известной органисткой, с Александром Палеем в его фестивале в Нормандии... Все это были незабываемые события...

Без замечательных молдавских пианистов-концертмейстеров не были бы приготовлены эти праздники вокальной музыки. Ольга Силкина, Ольга Янку, Тамара Махаева; Мария высоко ценит их огромную роль в своей творческой судьбе...

В гармонии с собой

Мир большого художника всегда дуалистичен. Он и одинокий избранник, парящий в высях своего гения, и человек среди людей, в их обыденной жизни. Эта неизбежная раздвоенность порой мучительна и может привести к срывам, конфликтным моментам... Как же удаётся Марии Биешу оставаться в гармонии с собой, с людьми, с изменчивым временем? Как сопрягается её человеческая ипостась с её божественным искусством?

От отца с матерью, людей редкого душевного здоровья, она унаследовала устойчивые представления об истинных ценностях жизни, трудолюбии и ответственности. Крестьянское детство дало ей истинные христианские идеалы доброты, честности, справедливости.

Сколько она сделала для людей, всегда искавших и ищущих её помощи! По её депутатским ходатайствам оnстроены мосты, отремонтированы больницы и школы, оказана медицинская помощь, устроены бедствующие. Несколько лет подряд она перечисляла всю свою консерваторскую зарплату в Фонд мира, платила пособия больным престарелым людям. Сколько проведено ею благотворительных концертов и творческих встреч!

Её самоотдача и кипучая энергия неиссякаемы. Может быть, именно в них и кроется залог её душевного равновесия: когда наступает полоса меньшей занятости, она томится, страдает, заболевает...

Она задумывает грандиозные планы и энергично и терпеливо воплощает их в жизнь. Напряженный труд и цейтнот всегда были нормой её жизни, она в кратчайший срок выучивала новую партию, запоминала за ночь сотни строк текста к предстоящему концерту... Несмотря порой на неважное самочувствие, температуру, фарингиты, ларингиты, она выходила на сцену и исполняла партии-колоссы: Норму, Аиду. Она в полной мере познала сладкую каторгу своего труда, привыкла к кипучему ритму своей сложной и в главном все-таки счастливой жизни.

Времена не выбирают…

Но приходят события, которые рассекают жизнь на «до» и «после». Они влияют на ход истории, человеческие судьбы, круто меняют ценностные ориентиры, вкусы, образ жизни.

Принять новое и при этом остаться самим собой, сохранить свою сокровенную природу – задача непростая. И решить её удается не всем. Жизнь Марии, как и жизнь всего народа, переломилась на рубеже 80-90-х годов.

Словно жуткий амок овладел сознанием народов огромной страны. Обезумевшие толпы топтали всё, чем жили: порядок, историю, культуру, кумиров, дело жизни своих отцов и матерей... Многое погибло в этом цунами.

Распалась связь времен и судеб. В одночасье человек, одинокий и потерянный, оказался на краю бездны, утратив всё, чем жил и что имел. Многие мыслящие люди, создавшие неисчислимые материальные и духовные ценности, не выдержали крушения. Инфаркты, инсульты, самоубийства, бегство на запад и на восток – все стало нормой и смаковалось «пожелтевшими» средствами печати и ТВ.

Города вскипали митингами. Усиленные динамиками голоса витийствующих корифеев новой революции зомбировали возбужденные толпы людей. Вражда разделяла политические партии, страны, национальности, поколения, проникала на деревенские улицы, рынки, дворы, лестничные площадки... Трезвые голоса рассудка и исторического опыта тонули в урагане «революционного» хаоса.

Бульдозер «дикой» демократии прошел и по жизни Марии. Она теряла репертуар (театр погружался в глубокий застой), слушателей (голосом высокого искусства невозможно было пробиться сквозь децибелы лозунгов), связь с друзьями, зарубежными коллегами. Она познала горечь и обиду небрежения, видела наступившее за эйфорией отрезвление народа, впадавшего в неслыханную нищету.

Надо искать себя в этом стремительно меняющемся мире. Все существо Марии-творца, созидателя восставало против разложения и вандализма. Как и многие в те годы, она приникает к церкви. Помогает ей, чем может, читает религиозную литературу, поёт в храме Св. Николая. И всеми силами души, стремясь к очищению и гармонии общества, начинает строить свой храм, свой великолепный фестиваль.

Думая о будущем, Мария давно хотела подарить родине праздник Оперы. Мечтала о том, чтобы зазвучали здесь прославленные голоса, чтобы Кишинёв стал признанным оперным центром. Именно теперь в грозной атмосфере всеобщего распада эта мечта должна была воплотиться в жизнь. Именно теперь нужно было напомнить людям о лучшем в их душе, о бессмертной красоте, встречаясь с которой, человек обретает надежду, забывая о страданиях, унынии, суете... Она знала, что музыка, поющий голос несут в себе огромную целительную, умиротворяющую силу.

В сентябре 1990 года в Кишинёве открылся Первый Международный Фестиваль звёзд оперы и балета «Приглашает Мария Биешу». Трудно даже вообразить себе, как ей это удалось, сколько кабинетов пришлось обойти в поисках средств!.. Вместе с несколькими энергичными, преданными делу единомышленниками она организовала блестящий праздник музыки и театра.

Ежевечерне в переполненном зале сидели рядом демократы и коммунисты, молдаване и русские, православные и иудеи, члены дипкорпуса, высокие государственные чины и инвалиды в своих колясках...

Фестиваль стал настоящим вызовом времени, утверждая победу вечного над сиюминутным, добра над злом, созидания над разрушением, единения над разладом.

...Шли годы. Жизнь привыкала к новому руслу. Люди успокаивались, нищета и страх начали отступать. На смену некомпетентности пришли разум и опыт.

Уже тринадцать раз прилетала к нам нежная бабочка (логотип фестиваля из инициалов «М. Б.»). Вместе с нею в золотом молдавском сентябре в Кишинев слетаются звезды оперы и балета, признанные мэтры и самые яркие молодые солисты.

Фестиваль живет, развивается. Расширяется его география, разнообразятся программы. Переведенный сегодня на баланс государства, он фактически стал одним из символов (возможно, даже главным!) культуры Молдовы, а Кишинёв – одной из европейских оперных столиц.

Этот фестиваль, безусловно, утверждает интеллектуальный авторитет нашей страны в мире. Он привлекает народ (и, что особенно важно, молодежь) к большому настоящему искусству. Он утверждает благородный интернационализм, вырываясь из тех узконациональных рамок, в которые когда-то не в меру ретивые культуртрегеры желали втиснуть живой процесс взаимообогащении искусств Молдовы и мира.

Значение фестиваля, его уроки для страны неоценимы. Бесценны и все те уроки, которые даёт людям личность, жизнь и творчество Марии Биешу. Её самоотверженная, жертвенная преданность профессии, приведшая к столь высоким результатам,- замечательный мобилизующий пример не только для творческой молодежи, но и для всех, начинающих путь.

Фантастическое количество свершенных ею дел, осуществление самых смелых проектов и планов даёт уроки творческой воли, энергичной устремлённости и организованности.

Исповедуя святые христианские идеалы, она всеми своими поступками и взглядами даёт людям уроки добра, терпения, сострадания, умения прощать, уроки искренности и правды.

Вся её жизнь – высокий пример национального самосознания и подлинного патриотизма. Ничего не декларируя, не жонглируя идеями и понятиями, она сделала эту жизнь образцом великой преданности родине, разделив её судьбу не только в ясные, спокойные времена, но и в тяжелую смутную годину.

Сегодня Мария Биешу, прославленная дочь Молдовы,- настоящий флагман национальной культуры, полноправный её лидер, ось, вокруг которой вращается вся музыкальная жизнь страны. Музыканты уже много лет подряд единогласно выбирают её председателем Союза музыкальных деятелей; в то же время она вице-президент Международного Союза музыкальных деятелей (которым руководит великая Ирина Архипова). Она руководитель вокальных мастер-классов в разных странах, академик АН Молдовы, член жюри многих международных конкурсов... Её труд оценен самыми высокими знаками отличия.

Для мира второй половины XX века Мария Биешу – оперная звезда, обладательница одного из самых красивых голосов в истории вокального искусства. Для Молдовы же она есть и всегда будет любимой дочерью, сияющей легендой, которую народ будет хранить в сердце так же бережно, как священные подвиги своих героев, свершенные во славу и для счастья Родины.

Елена Вдовина, музыковед
Источник: Scena, Opera – Dragostea mea. – Ch., 2005. – p. 76 – 87.

На фото: Мария Биешу, 1976 год. Фото из архива РИА Новости

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Мария Биешу

Персоналии

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ