Кармен и Хозе: «счастливая» встреча на берегах Яузы

Игорь Корябин
Специальный корреспондент

Елену Зарембу московские меломаны, несомненно, помнят по ее партиям на сцене Большого театра, помнят потому, что забыть глубокий, сильный, согревающий душу голос певицы, забыть сочный и яркий тембр ее уникального природного контральто просто невозможно… И воспоминания эти связаны, конечно же, с русским оперным репертуаром, в котором, несомненно, особняком стоит партия Вани в «Жизни за царя» («Иване Сусанине») Глинки, ведь эта коронная роль стала своеобразной визитной карточкой певицы, а на миланских гастролях Большого театра 1989 года ее исполнение произвело просто оглушительный фурор. Год назад Елену Зарембу, вернувшуюся в родные пенаты, мы снова услышали в опере Глинки, на этот раз – на премьере «Руслана и Людмилы».

Правда, в погоне за модой поручив партию Ратмира тщедушным контратенорам, звучание которых едва пробивалось через оркестр, творческая постановочная команда расщедрилась для певицы лишь на партию Наины. Что ж, спасибо, как говорится, и на этом… Однако совсем уже скоро, еще до Нового года, на сцене Большого театра мы услышим ее Кончаковну в новой постановке «Князя Игоря» Бородина… Но, к сожалению, мы так и не услышали в исполнении певицы ни Ульрику, ни Азучену, ни Далилу, ни Кармен…

Но стоп! Кармен мы непростительно поздно, но всё-таки услышали, и случилось это на сцене московского «Дворца на Яузе» – площадке, путь к которой за несколько сезонов после ее возрождения подавляющая часть московской публики так для себя и не открыла. Но как говорится, кто не был, тот много потерял. Впрочем, будем объективны: восторги рецензента связаны не с обсуждаемым событием в целом, то есть с самим фактом концертного исполнения оперы Бизе «Кармен» (кого сейчас этим удивишь!), а с участием в этом проекте двух исполнителей, ради которых «приплыть» к берегам Яузы лично для меня оказалось делом самим собой разумеющимся… О Елене Зарембе, певице с мировым именем, действительно не нуждающемся в рекомендации, мы уже сказали, а ее Хозе на этот раз стал Наждмиддин Мавлянов, солист Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. После весьма удачного дебюта на этой сцене осенью 2010 года в партии Дона Альваро в премьере вердиевской «Силы судьбы» о певце сразу же заговорили, и несмотря на то, что партия Хозе давно уже у него в репертуаре, нынешнее концертное исполнение ожидалось с немалым интересом, ведь такой необычный «сводный» дуэт услышишь нечасто. К тому же необходимо отметить, что при традиционном дефиците теноров для партий драматического амплуа, который, кажется, обречен иметь место всегда, выбор в отношении именно этого исполнителя, если бы мы поскребли по сусекам всех московских оперных театров, был сделан самый что ни на есть оптимальный.

И всё же обсуждаемое концертное исполнение было не совсем рядовым, ибо проходило, как я выяснил, едва взяв в руки программку, в рамках музыкального фестиваля имени Ирины Архиповой этого года, охватившего не только концертные залы Москвы, но также Ярославля и Пензы, плюс концертный подиум Национального театра оперы и балета Молдавии имени Марии Биешу в Кишиневе. Ярославль и Пенза в августе и сентябре начали этот фестиваль. Москва с «Кармен» его подхватила. В ноябре состоится оперный гала-вечер в Кишиневе, а закроется фестиваль концертным исполнением в Большом зале Московской консерватории оперы «Сельской честь» Масканьи с Ларисой Андреевой и Владиславом Пьявко в главных партиях. Инициатором и организатором названной фестивальной акции выступили Международный союз музыкальных деятелей и Региональный общественный фонд Ирины Архиповой (художественный руководитель проекта – Владислав Пьявко). Что ж, ничего кроме благодарности в адрес этих общественных институтов и не скажешь: действительно, затеянное ими дело – из категории достойных и праведных. Некоторую досаду вызывало лишь то, что на концертном исполнении «Кармен» во «Дворце на Яузе» оркестр, хор и солисты, окружавшие главную пару, выглядели, скажем так, «попроще».

Пронзительное звучание Симфонического оркестра радио «Орфей», за пультом которого стоял его художественный руководитель и главный дирижер Сергей Кондрашев, сочеталось с вялой аморфностью, явной бескрасочностью, отсутствием каких-либо психологических акцентов и чувственных нюансов и того сáмого внутреннего нерва, без которого исполнение любой классической оперы немыслимо вообще, а «Кармен» с плакатно-драматическими, но интеллектуально тонко и изысканно мелодически прописанными в ее партитуре страстями – и подавно. Что касается хора, то, кажется, на этот раз решили взять если не качеством, то количеством, ведь «сила великая», что обеспечивала хоровую составляющую исполнения, именовалась в программе как Объединенное хоровое движение, в которое вошли три коллектива-участника: Академический хор «Русский канон», Камерный хор «Озарение» (художественный руководитель обоих коллективов – Ольга Бурова) и Камерный хор ГМПИ имени Ипполитова-Иванова (художественный руководитель – Галина Богданова). Главным же хормейстером проекта предстал президент этой группы коллективов Борис Тараканов. Как видим, всё было очень серьезно, но, увы, элегантная и стилистически рафинированная фактура хорового письма этой партитуры так и не пленила своими несомненными музыкально-эстетическими достоинствами. Напротив, услышанное превратилось в «наглядное» пособие по воплощению рутинных оперных штампов…

Переходя к партиям второго положения, но весьма значимым для сюжетно-музыкального развития, до сих пор очень сложно отделаться от ощущения того, как Алексей Шишляев, солист Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, партию Эскамильо, что называется, просто «победно протрубил» во всю мыслимую и немыслимую певческую мощь явно на пределе вокально-объемных и тесситурных возможностей, при этом едва поспевая за мелодией и выдавая на горá одни лишь колючие сухие децибелы. В то же время солистка столичной «Новой оперы» Ольга Терентьева в партии Микаэлы определенно смогла увлечь и красотой тембра, и своими природными артистическими данными, однако пока эта партия еще не покорилась ей с точки зрения утонченного музыкального стиля: исполнительница постоянно пела «в голос», форсировала, разрушая всё романтическое очарование этого чистого и хрупкого образа.

Из всей вереницы второстепенных героев наибольшее впечатление, как ни странно, произвело исполнение партии Цуниги, в которой и блеснуть-то особо нечем, но, тем не менее, Алхас Ферзба, солист Детского музыкального театра имени Наталии Сац, смог сделать из нее весьма неплохую вокальную «картинку». Но как-то совсем уж не сложилось в этот вечер с «квартетом» в составе солистки «Новой оперы» Ирины Костиной (Фраскита) и трех представителей «Геликон-Оперы» – Ирины Рейнард (Мерседес), Алексея Исаева (Данкайро) и Василия Ефимова (Ремендадо). Особенно «отличился» Василий Ефимов, который всю несостоятельность своего вокального посыла энергично «компенсировал» гримасами и жестами, лишь только этим и привлекая к себе внимание. Конечно же, темпоритмически неимоверно сложный квинтет второго акта, в котором к названному «квартету» персонажей присоединяется Кармен, по швам не развалился, но одного «драгоценного камня» по имени Елена Заремба в его короне было явно недостаточно!

Когда в первом выходе, непривычно грассируя французский «r», Кармен запела знаменитую хабанеру, шлягер всех времен и народов, я поймал себя на мысли, что в интонационно-драматическом аспекте я просто и не узнаю его! Трактовка роли была весьма непривычной для слуха, но в ней проступала подлинная вокальная и артистическая индивидуальность. Интерпретация была сочной, выпуклой, но при этом интеллектуально наполненной, выверенной, без стилистических «пережимов». Чувственная экзальтация этого вокального образа, казалось, была доведена до предела уже в самом начале оперы, и сразу подумалось: а что же будет дальше? Но в последующих эпизодах партии Елена Заремба каждый раз добавляла в нее всё новые и новые штрихи и краски. Вслед за интригующей хабанерой всё свое женское обольщение она воплотила в изысканной сегидилье. В цыганской песне в начале второго акта певица изумительно мастерски дала волю свободной безудержной страсти, а затем, пока еще не играя с огнем, в большой сцене с Хозе была по отношению к нему вызывающе провокационна, дерзка и прекрасна в своей победной, ликующей власти …

Предоставим слово самой исполнительнице: «Я всегда, когда пою Кармен, грассирую “r”, хотя в классической оперной традиции это и не принято. Но здесь я применяю эту уместную, на мой взгляд, краску. Применяю ее для того, чтобы создать образ, максимально органичный и созвучный природе моего голоса. Последние же два акта оперы, начиная со сцены гадания, я непременно наполняю полновесным всеобъемлющим драматизмом». Несомненно, в этих словах, заключена самая что ни на есть квинтэссенция подхода певицы к образу Кармен – и в соответствии с этим вторая половина оперы была окрашена уже в кроваво-драматические тона. Еще раз повторюсь: московская публика слишком поздно услышала Кармен Елены Зарембы. Возможно, сейчас из трактовки этого образа исчезла былая озорная свежесть и естественно легкий задор, возможно, сейчас образ Кармен у певицы совсем иной, не тот, что был в годы ее триумфа в этой партии на мировых оперных сценах, но сегодня она интерпретирует Кармен просто во всеоружии своего зрелого мастерства, философски осмысленно, с сознанием своей вокальной и артистической правоты – той, которую просто так не предъявишь миру, той, что присуща лишь истинно большим художникам. И голос, этот удивительный голос… Он и сегодня всё еще продолжает волновать как своими «шаманствующими» низами, так и лирическими оттенками piano… Он всё еще способен заставить переживать катарсис и впадать в медитативный транс…

Я давно мечтал услышать Елену Зарембу в партии Кармен. Наконец-то, моя мечта сбылась: в этот вечер, в дуэте с ее Хозе Наждмиддином Мавляновым, она была просто ослепительно хороша! И было бы совершенно несправедливым не сказать самые теплые слова об ее партнере. На мой взгляд, в звучании его лирико-драматического голоса больше превалирует драматическая форманта, и особенно хорош он был именно в драматических эпизодах. В лирическом же дуэте с Микаэлой тенор словно «распевался», готовился к предстоящей «вокальной схватке» с Кармен. И всё же нельзя не признать, что хрестоматийно-лирическая по своей сути «ария с цветком», прозвучавшая, пожалуй, даже несколько героически, Наждмиддину Мавлянову несомненно удалась: каким-то чудом лирические чувства героя смогли «пробить» плотную вокальную фактуру и «воспарить» над драматизмом. Зато в заключительной сцене, пользуясь лишь вокальными средствами, певец проявил такое буйство артистического темперамента, что в какой-то миг за судьбу главной героини даже стало страшно по-настоящему: в финале взаимопроникновение двух сильных артистических аур ощущалось, как никогда! И это, конечно же, поистине дорогóго стоило!

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Дворец на Яузе

Театры и фестивали

Елена Заремба

Персоналии

Кармен

Произведения

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ