Родика Пичиряну: «Гениальное не нуждается в голословном»

Родика Пичиряну: «Гениальное не нуждается в голословном»
Оперный обозреватель

В сентябре этого года наш журнал гостил на 20-м Международном фестивале оперного и балетного искусства имени Марии Биешу в столице Молдавии Кишинёве. Среди спектаклей оперной программы особое впечатление оставила «Манон» Жюля Массне – последняя премьера Молдавской Оперы, в которой блеснула исполнительница главной партии Родика Пичиряну. Сегодня мы предлагаем нашим читателям интервью с певицей.

Когда Вы ощутили себя музыкантом, когда возникла потребность заниматься музыкой?

Наверно, началось все с рождения, как говорится, вначале были звуки…

1/4

Мама рассказывает, что когда мне было всего 8 месяцев я интонировала вслед за моим дедушкой короткие мелодические попевки, а не просто «гуукала» в ответ, как обычно делают детки. Потом пришло знание всего репертуара Аллы Пугачевы (в то время звучавшего с экранов телевизоров и с рупоров радиоточек повсеместно): трёх-четырёхлетним ребенком я устраивала родным концерты на каждом семейном празднике. Родители приобрели радиолу (как это называлось тогда), т.е. проигрыватель с пластинками и множество пластинок знаменитых эстрадных музыкантов: Тото Кутуньо, Пугачевой, Боярского, «Машины времени», «Песняров» и т.д., но самым интересным и захватывающим были пластинки со сказками… Родители – оба преподаватели: мама учитель химии, папа преподавал русский и литературу – знали, что у ребёнка есть полезное занятие, так как я целыми днями слушала эти пластинки. Помню, обожала потом с детками соседнего двора все эти сказки инсценировать, раздавать роли, режиссировать, что позже и вылилось кроме как в актёрской деятельности, так и в становлении моём как режиссёра: в данное время изучаю оперную режиссуру в Академии искусств Молдавии.

Наверно генетика начала сразу проявляться – любовь к пению, музицированию: бывало сидя за столом, отодвинув тарелку, я имитировала игру на фортепиано… Но генетика генетикой а главное, я считаю то, что родители заметили и дали всем этим начинаниям развиться!!! Последовала музыкальная школа (по классу фортепиано), далее музучилище, потом консерватория… Но что немаловажно и, я считаю, многогранно способствовало моему развитию, становлению как музыканта, так это неугасаемое желание идти дальше достигнутого, узнавать больше знаемого, совершенствоваться и брать новые, поставленные не только мной но и окружающими, да и, наверно, самим Богом задачи…

Так я не ограничилась только музыкальной школой – активно участвовала в драматическом кружке, солировала в школьном хоре, пела в эстрадном ансамбле. В училище мне недостаточно было одного факультета фортепиано, со 2 курса пошла и на хорового дирижёра. В консерватории с 4 курса стала работать в хоре Национального театра оперы и балета Молдавии, в котором пропев пару лет, при первой же возможности прослушалась и была принята в штат солистов. Даже сейчас, будучи солисткой, но продолжая поиски реализации себя в искусстве, решила изучить и попробовать себя в режиссуре.

Вот при помощи Вашего вопроса, пройдя мысленно заново весь путь моего музыкального становления, я вдруг осознала, как важно всё на этом пути: рождение само по себе и данные Богом родители, являющиеся первыми наставниками, судьбоносные встречи, доброжелатели и недруги, трудности и их преодоление, даже неспокойный характер и постоянное желание чего-то ещё сделать нового, интересного. Всё это так или иначе влияет и создаёт тебя как личность, как музыканта.

Как  Вы пришли к мысли стать оперной певицей? Кто подал Вам эту идею, или что повлияло на это решение, когда это произошло?

Пение всегда было для меня самой близкой реализацией душевного призыва, поэтому и откликнулась на предложение первой моей вокальной наставницы Жанны Анатольевны Вдовиченко, в прошлом солистки Молдавской Оперы, поступить не на факультет фортепиано, не на дирижёра, как было бы логично по окончании именно этих специальностей в училище, а выбрать третье направление – классическое пение!

У кого Вы учились, кто дал Вам настоящую вокальную школу?

Становление певца… Сложнейший процесс, занимающий не год, не пять консерваторских лет, не ещё парочку лет по поступлении в театр (как может некоторые предполагают), а всю жизнь! Никогда не понимала выражение «поставить голос», это не табуретка или статуя, которую вот поставил ты или кто-то и всё: стоишь – любуешься. Уверена, это состояние вечного поиска, вечного совершенствования, заново и заново приобретённых, может уже кажущихся известными знаний и навыков, состояние постоянного желания подарить эмоцию и призвать того, кому это посвящено – зрителя – прикоснуться, прочувствовать, ещё раз задуматься над вечным и прекрасным!

Даже сейчас, будучи не первый год на театральной сцене, имея в своём репертуаре такие партии как Донна Эльвира («Дон Жуан») и Графиня («Свадьба Фигаро»), Татьяна («Евгений Онегин»), Манон в одноимённой опере Массне, Микаэла («Кармен»), Мюзетта («Богема») и др., со мной рядом мой ментор, учитель - дирижёр Молдавской Оперы Светлана Попова, тренер если хотите, потому как в пении как в спорте, однозначно, растёшь и развиваешься только за счёт систематических, дисциплинированных занятий. В своё время студенткой имела счастье попасть в оперный класс под её руководством. Для меня важно иметь рядом человека профессионального, верящего в твои возможности, которому доверяешь в плане вкуса, в плане правильного и грамотного исполнения, который может корректно подсказать, направить, поддержать в важный для тебя момент.

Процесс работы над какой-либо партией долог и иногда для окружающих совсем непонятен: ведь выучить текст и музыкально воспроизводить – это даже не полдела. Это и прочтение определённой литературы, связанной с данной оперой или эпохой написанного произведения, и тщательнейший перевод и осмысления всех ситуаций и эмоций предполагаемой героини. Это постоянные мысли, переживания, внутренний диалог, с которым не расстаёшься даже по ночам. Очень важно научиться пользоваться данными Богом возможностями, энергетикой, эмоцией, передать её правильно и искренне, при этом не навредив голосу и психике; эмоцией, за которой в принципе зритель и приходит. Нельзя ничем искусственным заменить того энергетического, эмоционального накала, какой можно ощутить в хорошей постановке. Как не заменить истинную любовь!

Ваши любимые роли.

Театральный дебют мой состоялся в 2003 году в роли Недды в опере «Паяцы» Леонкавалло. Той осенью я спела подряд Микаэлу и Графиню в «Свадьбе Фигаро», в общем, подключилась сразу к творческому театральному процессу. Пела всё, и большое, и малое, уверовав в сказанное Щепкиным, а впоследствии и Станиславским: «Нет малых ролей – есть маленькие актёры».

Большая борьба состоялась при встрече с партиями моцартовских опер, бывает до сих пор у меня с ними «продолжительные беседы», но знакомство постепенно перейдёт в дружбу, я уверенна. Чего не скажу о русской музыке, которая сразу проникла в потайное души и вряд ли покинет это место когда-либо… Так после премьеры в роли Татьяны в «Онегине», приятно было узнать, что несмотря на мою, совсем не татьянинскую внешность, при первых шагах по сцене зритель явно увидел именно пушкинский образ. Русская музыка потрясает меня своей многогранностью, широтами эмоционального и голосового простора. Обожаю романсы Чайковского и Рахманинова, а ароматы танеевских миниатюр со студенчества проникли и не угасают в моих воспоминаниях.

В начале 2012 года к Татьяне, горячо любимой мной партии, присоединилась француженка Манон – сложнейшая кокетка пришлась и по вкусу, и по характеру, и по лёгкому, но в то же время трагическому восприятию, как мне, так и оперным меломанам. Любимые партии… Могут ли быть они более или менее любимы? Да, есть партии, давшиеся чуть легче, есть к которым готовилась, преодолевая себя снова и снова, но нелюбимых нет и не может быть! Иначе – смерть… Гибнет эмоция, гибнет красота, скучает и обманут зритель – что недопустимо!

Вы участвовали в каких-нибудь конкурсах? Вы были успешны в них?

Про конкурсы могу сказать - не люблю и не верю! Никогда не надеялась на фортуну или лотерею, а конкурсы часто таковыми являются… Ведь не секрет, что в них не всегда побеждают сильнейшие.

Какие у Вас сейчас основные творческие события, планы на текущий сезон? На перспективу?

Планов у меня, как у неугомонной души, как всегда много, есть у меня пару «девиц» желающих проявить себя, это и Мими в «Богеме», и Лю в «Турандот», Травиата Верди, а так же учитывая спинтовость моего лирического сопрано, обращу внимание и на репертуар покрепче. Уже впеваю постепенно Аиду Верди, Баттерфляй Пуччини.

Вагнеровские героини: планируете ли когда-нибудь обратиться к ним?

Насчёт партий в вагнеровских операх пока не задумалась, хотя изучая режиссёрскую область, аж дух захватывает, насколько современен Вагнер – прогресс только догнал его!

Пели ли Вы в России?

Никогда не пела в России, очень любопытно, но и ответственно, конечно, учитывая уровень русской вокальной школы. Когда-то, наш театр часто гастролировал по России. В период с конца прошлого века по 2010-е география поездок изменилась: Англия, Италия, Германия, Испания, Франция, даже аплодировали нашей труппе жители Таиланда и Каира. Имела также большое счастье поездить и мир повидать. Ярким впечатлением было исполнение небольшой партии Анны в «Набукко» в Лондоне, в «Альберт-холле», где для 5000 зрителей можно было «преспокойно» петь при наличии маленьких микрофончиков, что для нашей труппы было ново.

Как обстоят дела с оперой в Молдавии? Есть ли внимание властей к проблемам оперного театра?

В родном театре я уже почти 15 лет! Рада своим достижениям и довольна занятостью, за последние годы снова стали возможными новые постановки, однако с сожалением приходится констатировать тот факт, что уровень финансовой поддержки со стороны государства ничтожно мал. И от этого страдает и уровень, да что там уровень – люди страдают. Понятно, что «не хлебом единым сыт человек», но это скорее про зрителя, всё реже вспоминающего про высокое и прекрасное, а певец должен чем-то поддержать свою диафрагму, или инструменталист… Поэтому бегут или, как говорится, утекают наши кадры, наши таланты в даль заморскую, т.е. в направлении через тернии к зарубежным подмосткам.

Как Вы относитесь к современным постановкам – тем, где пытаются «актуализировать» оперные сюжеты? Вы чувствуете себя комфортно в таких спектаклях?

Сейчас не самые лёгкие времена не только для молдавского театра, но и для оперного искусства в целом. Человек загнал себя на такую скоростную волну, что и времени нет ни на что… Вот как странно – скорость вроде неимоверная, а времени на ИСТИНУ нет… Почему истину? Да потому, что все что прекрасно, что рождает чувство красоты и добра, что возрождает Божественное, что заставляет задуматься – то и есть истина!

Вот и пытается опера – искусство, созданное и процветающее во времена гениальных мыслителей и творцов прошлого, рассчитывавших на зрителя думающего, чувствующего, имеющего время для созерцания и осмысления, пытается угнаться и привлечь нынешнего, находящегося в постоянной гонке за благами, в постоянном окружении прогресса, скорости и комфорта, привлечь всеми правдами и неправдами – к сожалению во втором случае чаще. Очень часто попытка актуализации опер, особенно строго эпохальных, «сексуализация» таких героинь как Татьяна в «Онегине», или моцартовских героинь, приводит к ощущению непонятности, опустошённости, чего-то горького или даже безвкусного… Можно, конечно оправдать временем, изменившейся публикой, повторяющимся веками репертуаром, но моё глубокое убеждение, что истинное чувство, правда и чистота отношений, глубина переживаемых эмоций, какими бы они не были, не нуждается в опошлении, в плотском низменном оголении или придуманном ничем необоснованном шоу-фарсе. Гениальное не нуждается в голословном, пусть и красочном пересказе, гениальное должно манить, чтобы до него хотелось дотянуться!

Беседовал Александр Матусевич
Кишинёв, сентябрь 2012 года

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ