Сюрприз на сюрпризе

Александр Курмачёв
Оперный обозреватель

Состоялось открытие нового сезона прямых трансляций из «Метрополитен-оперы»

Искромётный «Любовный напиток» Доницетти в роскошной постановке Бартлетта Шера с участием Анны Нетребко, Мэтью Поленцани, Мариуша Квеченя и Амброджо Маэстри открыл второй сезон московских прямых трансляций лучших спектаклей «Метрополитен-оперы». В отличие от прошлого сезона, который стал пробным камнем с весьма усеченным ассортиментом, нынешняя программа не только включает двенадцать спектаклей, из которых только два наименования можно найти в репертуарах московских театров, но и повторы трансляций для тех, кто не успел или не расслышал и не разглядел. А посмотреть и послушать благодаря профессиональной работе видео- и звукооператоров там есть что. И пышная опера Доницетти – ярчайшее тому подтверждение.

1/6

Как человек, неоднократно бывавший в гигантском ангаре «Метрополитен-оперы», я всякий раз ловлю себя на мысли, что более качественной и корректной передачи звука даже вообразить себе невозможно. Как этого добиваются инженеры, я даже не представляю, но ощущение полноценного присутствия в оперном театре возникает именно благодаря великолепной звукопередаче. К видеокартинке можно местами предъявить претензии, но они, видимо, легко могут быть переадресованы постановщику спектакля: больно уж много всего происходит на сцене у Бартлетта Шера, известного своим остроумно-аутентичным и деликатно-ироничным прочтением классических шедевров. Спектакль в оформлении Майкла Йергана и Кэтрин Зубер зрелищен и лёгок одновременно, а волшебная работа оркестра и солистов под управлением Маурицио Бенини производит неизгладимое впечатление. Вообще говоря, в Нью-Йорке принято выкладываться: публика там непосредственная и благодарная, и работать для неё артистам – одно удовольствие (в отличие от холодно напыщенной московской аудитории). И то, что «Любовный напиток» в исполнении столь блестящего ансамбля стал настоящим праздником, - скорее закономерность, чем неожиданность.

Впрочем, основной интригой, как легко догадаться, было выступление в главной партии Анны Нетребко, голос которой серьёзно покрупнел с момента её триумфов в этой партии в Венской опере и в том же «Метрополитен», где певица выступала в блестящем дуэте с Ролландо Вийясоном.

С первых кадров мы видим на сцене деловитую распорядительную итальянку (широкое использование фольклорной итальянской жестикуляции прекрасно вписывается в новый имидж нашей примадонны), а с первых звуков понимаем, что этому голосу подвластно, наверное, всё. Конечно, все фирменные технические шорохи и весьма заметные подъезды к верхним нотам как были, так и остались, и никого не удивили. Но широченная кантилена, лёгкость фиоритур, органичная свобода настоящей звезды, живущей на сцене и отдающейся партии и роли всем сердцем, - это было что-то новое. Некоторых штампов, кочующих из одной партии Нетребко в другую, актрисе избежать не удалось, но наличие этих ужимок на фоне настоящей драматической проработки роли уже не так мешает и раздражает, а тот факт, что в новом спектакле Шера Анне Нетребко, наверное, впервые удалось убедительно показать перерождение самодовольной почти профурсетки в любящую женщину, отрицать весьма сложно.

Эту задачу певице усложнял вокально и драматически блистательный Неморино в исполнении Мэтью Поленцани: певец в соответствии с режиссёрским замыслом (да и текстом либретто) делает своего героя настолько безнадежно нелепым, что полюбить такого олуха можно только через исключительно материнское сострадание и жалость. Что, собственно, и происходит. Исполнение Поленцани отличалось шелковистостью модуляций и нереально томными волшебными пиано в знаменитой “Una furtive lagrima”, исполненной без аффектации и трюкачества, но с нежной грустью и мягкостью.

Еще одним сюрпризом стало выступление в партии Белькоре польского баритона Мариуша Квеченя, известного москвичам по «Евгению Онегину» Д. Чернякова. Перенесший в прошлом году сложнейшую операцию на позвоночнике, певец уже в «Дон Жуане», также транслировавшемся из Нью-Йорка в кинотеатрах столицы, поразил самоотверженностью и выдержкой. Сегодня это был настоящий фейерверк вокальной изысканности и пластических находок. Артистизм Квеченя – явление в своём роде феноменальное: певцу всегда удаётся найти те самые правильные штрихи и жесты, без которых оперные герои после интерпретации Квеченя кажутся немыслимыми. И это в сочетании с сочным, ровным, подвижным и прекрасно сфокусированным звуком. После знойного появления центральной троицы героев в первой картине, казалось, ничто уже не сможет вызывать удивления зрителя. Но не тут-то было: образ Дулькамары, созданный фантастическим характерным басом Амброджо Маэстри, стал, пожалуй, самым главным откровением постановки. Этот добрый толстяк-аферюга, который делится с беспризорными мальчишками своим доходом от продажи облапошенным селянам всякого снадобья, не может не вызывать сочувствия, а красочный тембр певца в обрамлении импульсивной фразировки просто очаровывает.

Ощущение невероятно гармоничного во всех смыслах представления не покидало меня весь вечер: наслаждение красками, звуками, мизансценами, костюмами, - да возможно ли это в современном оперном театре?! К счастью, пока да. И этот редчайший случай безоговорочной удачи всего постановочного коллектива «Метрополитен-оперы» можно будет увидеть во время повторных показов в кинотеатрах 3 ноября и 29 декабря этого года. Впрочем, совсем скоро должен выйти DVD с записью этого жизне- и жанроутверждающего спектакля.

Ближайшая трансляция из «Метрополитен-оперы» состоится 27 октября: москвичи, как и жители более пятидесяти стран мира, смогут «живьем» увидеть и услышать оперу Верди «Отелло» в постановке Э. Мошински, за дирижерским пультом – Семён Бычков, в главных партиях блестящий ансамбль солистов – Рене Флеминг, Йохан Бота и Фальк Штрукман.

Фото — MetOpera / Ken Howard

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Метрополитен-опера

Театры и фестивали

Анна Нетребко

Персоналии

Любовный напиток

Произведения

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ