Оперная панорама

Оперная панорама
Оперный обозреватель

Темы: Мария Гулегина в Москве. Под покровом Федосеева. В ожидании «Трубадура». Фурланетто в русском репертуаре. Даргомыжский: забытый юбилей?

Мария Гулегина в Москве

26 декабря с сольным концертом на сцене Музыкального театр имени Станиславского и Немировича-Данченко выступит Мария Гулегина – всемирно известная русская оперная певица, покорившая своим искусством не одну мировую сцену. Этот концерт станет вторым в цикле «Королевы оперы», организованной Евгением Винтуром при поддержки культурных ведомств России и Москвы.

В сопровождении оркестра театра Гулегина исполнит арии из опер Верди – тех, что принесли ей в свое время заслуженную мировую славу. За дирижёрским пультом – Алевтина Иоффе.

История взаимоотношения Гулегиной и Москвы очень непростая. Когда-то одесситка по происхождению и минчанка по основному месту работы (Белорусская опера) не смогла завоевать профессиональное сообщество советской столицы – её не приняли в Большой, не дали там дебюта, на конкурсе Чайковского она получила только третью премию. Гулегина сильно обиделась на Москву и… вскоре завоевала весь мир: начиная с блистательного дебюта в «Ла Скала» в 1986-м.

В пору своих выдающихся свершений на Западе Гулегина не наведывалась в российскую столицу вовсе: давала о себе знать старая обида, да и занята певица была сверх меры. Ситуация изменилась в 2003-м: празднуя свой юбилей на сцене Большого театра старый приятель Гулегиной и её крёстный отец на европейской оперной сцене Паата Бурчуладзе пригласил певицу для участия в торжествах. Ему Мария отказать не смогла.

Встреча Гулегиной и Москвы оказалась более чем тёплой: в российской столице были прекрасно осведомлены об успехах Гулегиной, её не забыли и встречали очень радушно. И Мария «растаяла»: с тех пор она наведывалась к нам неоднократно с сольными проектами. К сожалению, в Москве певица так и не выступала в полноценном оперном спектакле. Нынешний концерт станет в определённой мере компенсацией: именно вердиевские героини составляют основу репертуара примадонны.

Под покровом Федосеева

В ноябре – декабре 2012 года в Большом зале Московской консерватории проходит Фестиваль Владимира Федосеева «Под покровом музыки». В рамках фестиваля Большим симфоническим оркестром им. П. И. Чайковского под управлением Владимира Федосеева будет исполнена разнообразная программа с участием прославленных хоровых коллективов и солистов.

В первом концерте фестиваля 27 ноября прозвучала опера-оратория Стравинского «Царь Эдип». В концерте приняли участие Московский камерный хор под управлением Владимира Минина, партию чтеца исполнил артист Александринского театра Николай Мартон, солисты Максим Пастер, тенор (Эдип), Олеся Петрова, меццо-сопрано (Иокаста), Михаил Гужов, бас (Креонт), Вадим Лынковский, бас (Тиресий), Алексей Татаринцев, тенор (Пастух).

В заключительном концерте фестиваля 26 декабря с БСО и Владимиром Федосеевым впервые выступит восходящая звезда Юлия Лежнева (сопрано): прозвучат виртуозные арии из опер Сальери, Моцарта и Россини.

В ожидании «Трубадура»

Театры России готовятся в вердиевскому юбилею. Вслед за премьерой «Дона Карлоса» в Мариинском театре следующий «удар» готовится нанести московская «Новая опера». 16 и 18 декабря здесь состоится премьера «Трубадура» - оперы, которая давно выпала из репертуара московских оперных театров.

На постановку одного из самых выдающихся и прихотливых шедевров Верди была приглашена творческая группа из Италии. Режиссер Марко Гандини, сценограф Итало Грасси и художник по костюмам Симона Моррези — сложившийся дружеский и творческий союз. Музыкальным руководителем является главный дирижёр театра английский маэстро Ян Латам-Кёниг. На труднейшую и харизматическую партию Манрико приглашён знаменитый тенор Карло Вентре.

Фурланетто в русском репертуаре

29 ноября и 1 декабря в Большом театре России в исторической постановке оперы «Борис Годунов» 1948 года дебютировал прославленный итальянский бас Ферруччо Фурланетто. Это далеко не первый визит певца в Москву: здесь его хорошо знают. Пел он и в Большом, правда, на Новой сцене – здесь он выступал в партии Захарии в вердиевском «Набукко». В русском репертуаре певец выступает в российской столице впервые. Его Борис уже получил высокую оценку на многих зарубежных сценах. Но петь эту партию в Большом, в знаменитой постановке Леонида Баратова – большая ответственность. О том, как певец с этим справился, читайте репортаж в следующем выпуске нашего журнала.

Традиция приглашать зарубежных исполнителей на главную партию русского репертуара существует в Большом давно. Достаточно вспомнить, что здесь во второй половине прошлого века её пели Джордж Лондон и Николай Гяуров. Международные оперные звёзды с удовольствием выступают в богатой историческом спектакле Большого. Фурланетто не стал исключением: в интервью телеканалу «Культура» он прямо заявил, что опера должна быть красивой, именно такой, какой является постановка «Бориса» в Большом.

Даргомыжский: забытый юбилей?

Следующий 2013 год пройдёт во всём оперном мире под знаком Верди и Вагнера: два великих композитора-антагониста и через два века будут конкурировать на мировых сценах в год своего юбилея. Этим событиям будут посвящены многочисленные постановки опер этих композиторов на оперных сценах всех пяти континентов.

Однако этими двумя юбилеями 2013 год не ограничится. В следующем ноябре исполняется сто лет со дня рождения великого английского оперного композитора 20 века Бенждамина Бриттена – его юбилей также будет широко отмечаться, и слава Богу, не только в его родной Англии. В Европе и в Америке, да и у нас в России ожидаются обращения к творчеству британца.

В России же в 2013 году будет своя большая дата. Но, похоже, мало кто про неё вспоминает. В феврале исполняется 200 лет со дня рождения Александра Сергеевича Даргомыжского – выдающегося русского композитора 19 века, предтечи кучкистов и основоположника реалистического направления в русской музыке.

К сожалению пока не удалось найти информации, что хотя бы в каком-нибудь из российских оперных театров ожидаются премьеры «Русалки» или «Каменного гостя» - двух выдающихся опер, давно выпавших из активного отечественного репертуара. О постановках же более ранних опер композитора – «Эсмеральде» и «Торжестве Вакха» меломанам остаётся только мечтать.

Подготовил Саша Скипетров
По материалам Рунета и пресс-релизам театров

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ