Оперная панорама

Оперная панорама
Оперный обозреватель

Темы: «Золотая маска» стартует. Гастроли рижан. Эстонская опера в Белоруссии. «Важные» спектакли в Москве. Опера в Томске. Опера-буфф от Юрия Любимова. Трагедия в Чикаго: до чего доводит «режопера». Опера о голодоморе.

«Золотая маска» стартует

На будущей неделе начинаются показы оперных спектаклей в рамках фестиваля «Золотая маска». По традиции программу открывают спектакли Мариинского театра – «Пеллеас и Мелизанда» и «Сказки Гофмана». Наш журнал рецензировал эти спектакли, когда были их петербургские премьеры.

Вслед петербуржцам выступят пермяки: Теодор Курентзис привозит две своих нашумевших работы – «Так поступают все» и «Медея-материал» французского композитора Паскаля Дюсапена.

Обе труппы выступят в Москве значительно раньше прочих участников фестиваля. Основная же программа «Маски» пройдёт во второй половине марте – начале апреля. В Москве будут гастролировать театры Екатеринбурга, Астрахани и Владикавказа.

Гастроли рижан

Сегодня в Москве завершаются гастроли Латвийской национальной оперы. На сцене Большого театра были показаны новые постановки рижского театра – «Евгений Онегин» и «Лючия ди Ламмермур», обе – работы художественного руководителя труппы Андрейса Жагарса. Оба спектакля выдержаны в эстетике режиссёрского театра – с переносами во времени, с новым прочтением поведения и мотивов героев.

На московские гастроли театр выставил лучшие вокальные силы, что у него имеются. Однако А. Жагарс на пресс-конференции сетовал, что собрать всех звёзд Латвийской оперы на гастроли не удалось: такие певцы как Элина Гаранча, Александр Антоненко, Инга Кална, Майя Ковалевская плотно заняты в репертуаре ведущих американских и европейских театров. Тем не менее, москвичи с энтузиазмом воспринимали спектакли гостей. Посмотрим теперь, каков будет вердикт профессиональной московской критики.

Эстонская опера в Белоруссии

В то время как Москва принимает гостей из Риги, в столице Белоруссии гостят музыканты из другой прибалтийской республики. В эти дни на сцене Минского театра оперы и балета выступает Национальная опера Эстонии. Таллинская труппа привезла два оперных и два балетных спектакля – оперы «Манон Леско» Пуччини и «Травиата» Верди, а также балеты «Щелкунчик» Чайковского и «Манон» на музыку Массне.

«Важные» спектакли в Москве

Февральскую афишу Театра Станиславского и Немировича-Данченко украсят оперы, которые в этом сезоне можно будет увидеть в последний раз. Причём оба спектакля – номинанты «Золотой маски». Это «Сон в летнюю ночь» и «Война и мир». Первая постановка вообще уезжает в Лондон и более в Москве прокатываться не будет – таковы условия соглашения с партнёром – Английской национальной оперой.

Начало марта ознаменуется премьерой в Большом оперы Беллини «Сомнамбула». Впервые за многие годы музыка великого итальянца прозвучит в Большом. Ставит спектакль знаменитый Пьер Луиджи Пицци, за музыкальную часть отвечает Энрике Маццола.

Опера в Томске

Томская филармония в новом сезоне поставит на своей сцене четыре оперы, в которых главные партии исполнят томские вокалисты. К постановке планируются оперы "Волшебная флейта" Моцарта, "Ожидание" Таривердиева, "Человеческий голос" Пуленка и "Иоланта " Чайковского. Главные партии в операх будут исполнять томские вокалисты, в том числе Вероника Цай, Светлана Ренье и Владимир Федорец. Филармония хочет, чтобы костяк исполнителей был томский, и подбирала произведения, ориентируясь на те силы, которыми располагает в настоящий момент.

В операх будет задействовано и несколько приглашенных артистов из Москвы, Санкт-Петербурга, Омска и Тюмени. Как показал опыт показа оперы "Евгений Онегин", которую в текущем сезоне привозил в Томскую филармонию оперный центр Галины Вишневской, этот жанр весьма востребован томским зрителем.

"Как новая форма филармонической работы - это очень актуально, насколько я могу себе представить. Если это и было в Томске (постановка опер), то очень мало, фрагментарно и несистематично. А мы теперь делаем целый абонемент", - сказал руководитель филармонии Дмитрий Ушаков.

По словам худрука филармонии, действовать оперный абонемент будет по такому же принципу, как уже привычные посетителям томской филармонии абонементы на симфонические концерты и концерты камерной музыки. Как известно, в крупнейшем и старейшем городе Сибири к сожалению нет собственного оперного театра.

Опера-буфф от Юрия Любимова

Режиссер Юрий Любимов выступит автором либретто и постановщиком оперы-буфф "Школа жен" по мотивам произведения Мольера в театре "Новая опера". Премьера запланирована на май 2014 года. Об этом сообщил директор театра Дмитрий Сибирцев.

"На следующей неделе мы подписываем контракт с композитором Владимиром Мартыновым, который будет писать музыку для этой оперы. Завершить свою работу он должен к концу сентября. По мере написания автор будет передавать готовые части в театр, для того, чтобы солисты и музыканты могли начинать работать над музыкальным материалом. Что касается либретто, то оно уже готово у Юрия Петровича. Известен и художник спектакля - сценограф Зиновий Марголин", - сказал Сибирцев.

С Любимовым будет подписан контракт после написания музыки. По словам директора, постановку оперы "Школа жен" курирует московский департамент культуры, который и предложил театру этот проект. "Уверен, что постановка вызовет большой интерес, поскольку здесь все очень удачно совпало - великий Мольер и замечательная творческая команда во главе в Юрием Петровичем Любимовым. Пока только не определен дирижер. Одна из желанных кандидатур - Владимир Юровский", - пояснил он.

Трагедия в Чикаго: до чего доводит «режопера»

Артист Лирической оперы Чикаго Уэсли Дэниэл пострадал во время несчастного случая на репетиции. 24-летний мужчина получил серьезные ожоги в ходе подготовки к постановке оперы Рихарда Вагнера «Нюрнбергские мейстерзингеры».

У. Дэниэл должен был выполнить сложный трюк — выдуть язык пламени, передвигаясь при этом на ходулях. Однако произошло непредвиденное: артиста охватил огонь, когда он попытался исполнить задуманное.

В критическом состоянии c ожогами лица, шеи и левой руки У. Дэниел был доставлен в местную клинику. В настоящее время состояние артиста, госпитализированного во вторник, 5 февраля, начало улучшаться.

Пока неизвестно, что стало причиной инцидента. Представители Лирической оперы, одного из ведущих оперных театров США, подчеркивают, что в момент происшествия на У. Дэниэле были огнеупорный костюм и маска. Хотя трюк был согласован с департаментом пожарной охраны Чикаго, больше его в театре использовать не будут.

У. Дэниэл — правнук одного из президентов США Гарри Трумэна. Он окончил Университет Рузвельта и в настоящее время работает артистом, специализирующемся на выполнении различных трюков. 


Опера о голодоморе

В Нью-Йорке состоялась премьера оперы об украинском голодоморе. Композитор Вирко Балей, потомок эмигрантов, начал писать оперу еще в 1984 году. Спустя почти 30 лет первоначальный замысел произведения изменился. Вирко Балей родился во Львовской области в 1938 году, и трагедия голодомора не коснулась ни его, ни ближайших родственников, однако он встречал людей переживших эти трагические события. С 1949 года композитор и дирижер живет в США. В 1996 году он получил Шевченковскую премию "за выдающийся вклад в развитие украинского музыкального искусства и его пропаганду в мире".

Главная героиня оперы - молодая женщина. В первой части она беременна и просит благословения у умершего отца. Во второй, младенцем на руках, она скорбит об убитом во время сталинской коллективизации муже и ищет в себе силы остаться в этом мире ради крохотного, только что родившегося ребенка.

На премьеру в Нью-Йорке пришли преимущественно представители старшего поколения украинской диаспоры. После финала труппу и композитора несколько раз вызывали на сцену аплодисментами. Вместе с автором либретто Богданом Бойчуком, Вирко уже готовит украиноязычную версию оперы. Хотя главная цель творческого замысла уже достигнута, считает автор.

Подготовил Саша Скипетров
По материалам Рунета и пресс-релизам театров

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ