Сомнительный подарок к юбилею

«Аида» от Капеллы Полянского

«Аида» от Капеллы Полянского
Оперный обозреватель

Оперный абонемент Симфонической капеллы России под управлением Валерия Полянского в этом сезоне полностью посвящен творчеству одного из самых главных юбиляров 2013 года – Джузеппе Верди. В его рамках уже прозвучал «Бал-маскарад» и ещё предстоит услышать «Отелло». На календарном же стыке зимы и осени коллектив предложил московской публике бессмертную «Аиду», прозвучавшую в его исполнении трижды – в Российском молодёжном театре, в Зале Чайковского и Большом зале консерватории. С некоторых пор это уже стало традицией – показывать свою концертную работу сразу в нескольких столичных залах: тут возможная рокировка, когда взамен какой-нибудь из площадок задействуется Светлановский зал ММДМ.

Последние лет десять, а то и более, Полянский и его коллектив регулярно угощают столичных меломанов оперными программами. Среди исполненного были и настоящие раритеты, давно или даже никогда не звучавшие в российской столице, было и очень популярное. Вердиевским опусам маэстро уделяет внимание уже не в первый раз – таковые звучали в исполнении ГАСК России и задолго до года Верди. То, что в юбилейный год 200-летия композитора к его произведениям Полянский обращается столь основательно, беря к исполнению, пожалуй, сложнейшие из них, имеющие богатейшую исполнительскую традицию, и закономерно, и налагает дополнительную ответственность.

В отношении «Аиды» это особенно верно: пожалуй, эта опера как никакая другая в наследии композитора обросла традицией, к ней всегда завышенные требования по части вокала, который должен быть самого высокого качества. «Аида» — опера звёзд и без царственного пения, без красивых и больших голосов здесь делать абсолютно нечего, даже, несмотря на то, что сильно это произведение и многими другими своими составляющими – великолепным оркестровым письмом, роскошными хорами, убедительной драматической коллизией. В отличие от многих более ранних опер Верди «Аида» напрочь лишена ходульности и оперной вампучности, при всей её грандиозности и плакатности, это произведение – очень реалистичное, где величие большой оперы ни на секунду не заслонило психологической правды чувств, тонких нюансов взаимоотношений героев. «Аида» - счастливое сочетание разных направлений в итальянской опере, где они встречаются гармонично, делая это произведение уникальным. Однако, пение всё-таки остаётся на первом плане – без высокого качества вокала никак не обойтись.

Как учит музыковедение, «Аида» - гуманистическое произведение, трагический финал которого не отменяет пафоса человеколюбия, где в противостоянии церковно-государственной машины и большой любви в итоге, несмотря ни на что, побеждает последняя. Гуманистический посыл произведения должен бы настроить рецензента на милосердие по отношению к артистам, на прощение им ошибок и недочётов. Воздать хвалы за смелость, что осилили такой сложный опус, подчеркнуть положительное, высказать пару пожеланий и умолкнуть, дабы не уподобляться Рамфису и его коллегам, жестокосердие которых в следовании закону не знало границ. Но есть вещи, которые возмущают настолько, что молчать очень трудно.

Валерий Полянский на международных звезд никогда не ориентировался: в его проектах поют отечественные вокалисты, в основном московские, с которыми маэстро связан сотворчеством уже на протяжении не одного года, иногда с вкраплением тех, кто делает неплохую карьеру за рубежом. Заметно, что под чутким руководством маэстро многие из певцов заметно прогрессируют, поют год от года лучше, справляются со все более и более сложными партиями. Но относится это далеко не ко всем и касается далеко не каждого проекта.

Со стилистикой «Аиды» справиться почти не удалось, прежде всего, по её вокальному наполнению. Певческий мужской состав был очень среднего качества: не плохо, но и не хорошо. Олег Долгов ещё очевидно не дорос до Радамеса, даже, несмотря на устойчивость верхнего регистра и достаточную голосовую мощь для этой партии: всё прозвучало мелко и неинтересно, образа, именно вокального образа бесстрашного и мужественного героя не получилось. Формально никаких ошибок не было, ноты спеты честно, но назвать это творческой удачей, сделанной ролью – язык не поворачивается.

Сергей Топтыгин был весьма убедителен актёрски в роли неистового Амонасро, но полноценному приятию его трактовки мешают дефекты его большого и звучного голоса: придавленный, горловой звук, особенно в верхнем регистре доставлял настоящее мучение ушам, особенно, когда певец по-премьерски «садился» на бесконечные ферматы, полагая, видимо, что доставляет залу этим большую услугу. Возможно, партия басу-баритону Топтыгину высоковата и этим объясняется резкий звук, особенно на верхах.

Оба баса – опытный Михаил Гужов (Рамфис) и дебютант Александр Маркеев (Царь Египта) – ничем не поразили: вяловатое пение последнего и не всегда удачные, напряжённые (с претензией на «габтовскую басовитость» давно минувших эпох) потуги первого, больше подошедшие к русскому репертуару и бесконечно далёкие от итальянских стандартов, откровенно не вдохновляли. Если музыка – это прежде всего ноты, то ноты были спеты – не вопрос. Если всё же что-то большее, то, увы, пение этих артистов никак почувствовать этого не давало.

На дамской половине разыгралась главная интрига данного концерта: блистательной Аиде была противопоставлена безобразная Амнерис. И не по сюжету – а именно по пению. Елене Евсеевой в партии пленённой эфиопской царевны удалось всё, что, в общем-то, до известной степени примирило с этой трактовкой «Аиды»: эфирные пианиссими, мощные форте, исключительной красоты тембр объёмного, сочного сопрано певицы, мягкая звукоподача доставили истинное наслаждение. Державшаяся вне пения несколько простовато, Евсеева совершенно преображалась в вокале, даря публике образ искренний и яркий. Мне не вполне понятна малая востребованность солистки Большого в её родном театре и практически закончившаяся её карьера на Западе: таких мастеров вокала, такие голоса по всему комплексу качеств – ещё поискать! Трудно назвать одну какую-то удачу в партии, но, пожалуй, всё-таки особо выделю Сцену Нила, проведённую с большой эмоциональной отдачей, но в то же время и с хорошим контролем, не позволявшим срываться на откровенно мелодраматические эффекты, вредящие пению, чистоте вокальной линии, изяществу музицирования.

В очередной раз ужаснула Людмила Кузнецова, гарантированно участвующая практически во всех проектах Полянского, которой доверяются самые ответственные партии типа Азучены, Эболи и пр. Вот дошла очередь до Амнерис. Результат тот же: тремоляция по всему диапазону, неточная интонация, полное отсутствие низов, недотянутые верхи, на редкость некрасивый тембр, недостаточная звучность, что проявляется в ансамблях и кульминациях оперы, где Кузнецову просто не слышно. Очевидно, что певица не соответствует взятой на себя роли – солистки оперы – в принципе, тем более в таких грандиозных ролях как Амнерис. Тем не менее, уважаемый музыкант маэстро Полянский из года в год угощает Москву вот таким с позволения сказать искусством – причин активного делания примадонны из явно не тянущей на эту роль певицы мы не знаем, но ситуация просто вопиющая. И это одно перечёркивает по сути всю прочую работу – остальных солистов, капеллы в целом…

Мы столь много времени уделили вокалистам, ибо «Аида» к тому обязывает. Но не сказать о хоре и оркестре было бы несправедливо. Коллективы убедили – качеством и красотой звука, профессионализмом исполнения. Даже медные духовые, чья роль здесь особа, не подвели – не всегда попадали в долю, не всегда поспевали за оркестром, но не киксовали – и на том спасибо. Очень понравился звук хора: часто, в прочих оперных проектах капеллы, его мощности и «жирности» немного не хватало, он казался не вполне оперным. На этот раз такого ощущения не было вовсе, напротив, сочное, яркое звучание всех хоровых партий, вулканические тутти, пластичное звуковедение в лирических фрагментах ни на минуту не оставляли сомнения – да, это полноценная оперы.

В целом на этот раз у маэстро Полянского несколько не хватало чёткости и выверенности темпов и звукового баланса, оркестровое рубато было уж слишком вольным, порою, приводя к асинхронности, а то и к расхождениям. Но всё это простительно и в рамках «санитарных норм»: не откровение, но и не провал. Если бы не некоторые «звёзды вокала»…

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Валерий Полянский

Персоналии

Аида

Произведения

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ