Оперная панорама

Оперная панорама
Оперный обозреватель

Темы: Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко – номинант престижной премии. 140-летию Рахманинова. Осетинская Опера впервые в Москве. «Зазеркалье» встречает весну. Вспоминая Георга Отса. Первая примадонна Белоруссии. Опытные дебютанты в Мет.

Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко — номинант престижной премии

22 апреля 2013 года в Лондоне пройдет первая церемония вручения международной оперной премии The International Opera Awards. Лондонская газета Evening Standard назвала эту премию оперным аналогом "Оскара".

В номинации "Оперный театр года" на победу претендуют пять театров: Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, Национальная опера Лиона (Франция), Театр ан дер Вин (Австрия), оперные театры Франкфурта и Штутгарта (Германия). Среди номинантов премии также сотрудничающие с нашим театром художник по костюмам Ольга Поликарпова и художник по свету Адам Сильверман.

140-летию Рахманинова

1 апреля исполнится 140 лет со дня рождения великого русского композитора Сергея Васильевича Рахманинова. Кроме того, в этом же году исполняется 70 лет со дня его смерти. К рахманиновским юбилеям будет приурочено много исполнений его музыки. Прозвучат и оперы, произведения жанра, которому великий композитор уделил к сожалению меньше внимания, чем мог бы.

В Москве оперный Рахманинов прозвучит неоднократно. 11, 15 и 23 марта Симфоническая капелла России под управлением Валерия Полянского представит на сцене Большого зала Московской консерватории три программы, в каждый из вечеров которых прозвучит по одной опере композитора: 11-го – «Алеко», 15-го – «Скупой рыцарь» и 23-го – «Франческа да Римини».

16 марта в БЗК состоится премьера оперы «Алеко» в постановке Оперной студии Московской консерватории. А 31 марта должное Рахманинову отдаёт Большой театр: его солисты, хор и оркестр под управлением главного дирижёра Василия Синайского исполнят в ММДМ «Франческу да Римини». Как известно с 1904 по 1906 годы Рахманинов был главным дирижёром Большого, кроме того, мировые премьеры всех его трёх опер состоялись именно в Большом.

Осетинская Опера впервые в Москве

В понедельник 11 марта впервые в Москве выступит Владикавказский театр оперы и балета. На сцене Российского молодёжного театра Осетинская Опера, которой руководит Лариса Гергиева, покажет «Агриппину» Георга Фридриха Генделя – редчайшую оперу не только на российских просторах, но и на мировых.

Спектакль будет показан в рамках фестиваля «Золотая маска», но в конкурсную программу он не входит: хотя эксперты не отобрали эту премьеру для показов в Москве, «Маска» всё равно решила показать её в столице, тем самым наконец презентовав этот театр широкой российской общественности.

О бывшей Владикавказской музкомедии, которая выросла в полноценный академический театр, говорят уже давно – как о перспективном театре с большими успехами. И то, что в Москву привозят, не национальный репертуар и не русскую или итальянскую классику, а такой вот раритет – сразу поднимает планку очень высоко. Театр хочет заявить о себе сразу громко и нетривиально.

Лариса Гергиева: «Я давно вынашивала идею познакомить зрителя с этим шедевром эпохи барокко: этот репертуар, к сожалению, редко исполняется на российской сцене». Режиссёр спектакля Софья Сираканян: «Опера-драма «Агриппина» далека от первоисточника: купюры, новая оркестровка, новый текст, даже новые персонажи. Но, что важнее, она близка духу и эстетике эпохи барокко: сочетание комического и серьезного, оперы и танца, античного и современного, мифологического и исторического. Будучи традиционным барочным приемом, свободная интерпретация позволяет открыть новую прелесть в музыке «старых мастеров».

«Зазеркалье» встречает весну

Весну в Детском музыкальном театре «Зазеркалье» встречают «весенней сказкой» Н. А. Римского-Корсакова: 20 и 23 марта театр представляет премьеру – оперу «Снегурочка». Новый спектакль в «Зазеркалье» создан командой, объединившей молодые силы (режиссер-постановщик — Василий Заржецкий, сценограф — Алексей Левданский) и таких мастеров сцены, как Александр Петров (художественный руководитель постановки), Павел Бубельников (музыкальный руководитель и дирижер), Стефания Граурогкайте (художник по костюмам), Ирина Новик (балетмейстер-постановщик). В «Снегурочке» заняты молодые артисты и ведущие солисты театра.

Спектакль адресован детям от девяти лет. В работе над «Снегурочкой» постановщики стремились сделать великую классику предельно близкой и внятной для ребёнка. Отсюда и некоторые сокращения, которые претерпела опера в редакции театра (в основном это масштабные хоровые сцены). Центральной в спектакле стала тема милосердия, человеческого света, тепла и, конечно, тема любви – ведь только ей подвластно превратить ледяную красавицу в живую девушку.

«Снегурочка» — одна из вершин оперного искусства как в творчестве Н. А. Римского-Корсакова, так и в мировой музыке. Либретто написано самим композитором по мотивам одноименной пьесы А. Н. Островского, которую драматург также назвал «весенней сказкой». Римскому-Корсакову удалось создать мелодию самой природы, музыкой выразить её душу. При этом наряду с живописно-изобразительным мастерством в «Снегурочке» поражает тонкость поэзии и чистота лирики, которыми дышит музыка оперы. Этот эффект достигается композитором не только в вокальных партиях, но и в поразительно многокрасочном звучании оркестра, с его изысканной палитрой музыкальных красок и тембров: музыка «Снегурочки» не даёт забыть о том, что опера родилась в годы зарождения музыкального импрессионизма во Франции и предвосхитила оркестровые, гармонические находки молодых Клода Дебюсси и Мориса Равеля.

В постановке «Зазеркалья» оркестр расположен на сцене. Он становится действующим лицом спектакля. Юные зрители увидят и услышат, какие инструменты и какие музыкальные темы сопровождают каждого героя. Они смогут оценить роль каждого артиста, ощутить магию оркестра, волю дирижёра – и увидеть во всех них чутких соратников и могущественных волшебников, одушевляющих своим мастерством «весеннюю сказку».

Вспоминая Георга Отса

21 марта 2013 года в эстонском концертном зале «Яани Кирик» состоится вечер, посвящённый знаменитому эстонскому певцу Георгу Отсу. Именно в этот день 94 года назад в Петрограде в семье оперного певца Карла Отса родился сын, судьба которого была в дальнейшем тесно связана с Таллином и Ленинградом.

Концерт в день рождения замечательного советского певца Георга Отса станет ещё одной музыкальной традицией северной столицы. В этот вечер знаменитые арии и дуэты из опер и оперетт Чайковского, Моцарта, Пуччини, И. Штрауса, Кальмана, Легара, Гершвина и других композиторов прозвучат в исполнении Прийта Вольмера, Натальи Креслиной и Андрея Бреуса. Ведёт концерт - друг и соратник Георга Отса, многие годы проработавший главным режиссёром Национальной оперы "Эстония" Арне Микк. В концерте принимает участие Международный молодёжный оркестр Капеллы "Таврическая" под управлением Михаила Голикова.

Знаменитый оперный баритон прославился на весь Советский Союз после выхода на экраны картины "Мистер Икс", поставленной на Ленфильме по оперетте Кальмана "Принцесса цирка". В ней он сыграл загадочного Мистера Икса, чья выходная ария стала на долгие годы визитной карточкой певца. Ни одно выступление артиста не могло пройти без исполнения "на бис" этой гениальной арии Имре Кальмана. В 1960 году Отсу присвоили звание народного артиста СССР. Он был звездой, и не только театра "Эстония", но и советской эстрады. Именитые композиторы писали песни специально для него. Он исполнял советские суперхиты - "Соловьи" и "Подмосковные вечера" Соловьёва-Седого; "Пусть всегда будет солнце!" Островского и "С чего начинается Родина" Баснера.

Первая примадонна Белоруссии

Презентация личных вещей и фотографий Ларисы Александровской, первой в Белоруссии народной артистки СССР (1940) и первой женщины-режиссера оперы, состоялась в филиале Национального исторического музея Белоруссии "Доме-музее I съезда РСДРП". На выставке представлено около 20 мемориальных вещей. Это различные буклеты, пригласительные билеты, гребни, элементы одежды. Среди уникальных экспонатов - кастаньеты, на которых артистка играла в спектакле "Кармен" в 1933 году – именно с этого спектакля начался профессиональный оперный театр в Минске. Среди фотографий наиболее ценными являются военные снимки 1942 года.

Лариса Александровская (2(15).02.1904 — 23.05.1980) - белорусская оперная певица, общественный деятель, режиссер. Родилась в Минске, окончила Белорусский музыкальный техникум, усовершенствовала мастерство в Белорусской студии оперы и балета. Во время Великой Отечественной войны выступала в составе концертных фронтовых бригад. В 1933-м партией Кармен ("Кармен" Ж.Бизе) дебютировала на сцене Государственного театра оперы и балета БССР. До 1960 была солисткой, а с 1951 по 1960 год - главным режиссером этого театра. В Минске имя Александровской присвоено музыкальной школе №1. На доме, где жила певица, установлена мемориальная доска.

Опытные дебютанты в «Мет»

На днях состоялся дебют в опере «Травиата» на сцене «Мет» трёх знаменитых певцов. Все они – маститые музыканты, но в знаменитой опере Верди поют здесь свои партии впервые. В постановке 2010 года Вилли Деккера, перенесённой из Зальцбурга (где в маленьком красном платье в главной партии выходила Анна Нетребко, а позже в «Мет» - Марина Поплавская), спели Диана Дамрау, Саймир Пиргу и… Пласидо Доминго.

Дамрау уже не один сезон поёт в «Мет» колоратурные партии, но Виолетту спела впервые. Доминго, начиная с 1970 года, неоднократно выходил на нью-йоркскую сцену в партии Альфреда, но в этот раз он попробовал себя в роли его отца-баритона. Албанский тенор Пиргу появился в «Мет» в 2009-м. Альфреда он пел на многих мировых сценах, но доселе – никогда в «Мет». Спектакль, которому сопутствовал шумный успех, блистательно провёл канадский маэстро Янник Незе-Сеген.

Подготовил Саша Скипетров
По материалам Рунета и пресс-релизам театров

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ