Оперная панорама

Оперная панорама
Оперный обозреватель

Темы: «Кастрированный» Игорь. Очередной фестиваль РНО. Сезоны Бриттена в России. Коронация очередной королевы. «Звёзды белых ночей» зажигаются вновь. Чествование Нестеренко. «Ла Скала» оптимизируется.

«Кастрированный» Игорь

Опера Александра Бородина "Князь Игорь" в постановке Юрия Любимова, премьера которой состоится на исторической сцене Большого театра 8 июня, предстанет перед слушателями в значительно сокращенном виде, в частности, в ней не будет знаменитой арии хана Кончака. Это информация из первых рук – так заявил музыкальный руководитель постановки, музыкальный руководитель ГАБТ, дирижер Василий Синайский.

"Мы движемся к премьере, и уже появилось много каких-то странных разговоров о том, каким будет спектакль, — поделился маэстро. — Но я могу сказать, и Юрий Петрович этого не скрывает, что он создает свою версию. По его мнению, музыкальный материал оперы рыхлый, опера ведь писалась 18 лет. Поэтому он убежден, что нужно было ее переделать. В итоге он убрал из партитуры час музыки".

Синайский посетовал, что такое сокращение лишило оперу многих замечательных номеров. "Это сильный удар по музыке Бородина, и мне, как музыканту, конечно, обидно — мы потеряли очень красивые эпизоды, в том числе арию Кончака и замечательный дуэт Кончаковны и Владимира, — пояснил дирижер. — Но у Любимова очень жесткая театрально-режиссерская концепция. Ей следуют и два композитора, которые работали над партитурой — Владимир Мартынов и Павел Карманов. Поэтому это будет абсолютно любимовское прочтение истории о князе Игоре".

Музыкант отметил, что репетиции проходят в штатном режиме. "Мы работаем хорошо, — поведал Синайский. — У нас уже прошло несколько корректур. Мне кажется, что у нас будет очень хороший состав певцов, да и в оркестре тоже многое делается". Он добавил, что все артисты и музыканты работают с полной отдачей.

Премьера оперы "Князь Игорь" Бородина в постановке 95-летнего Юрия Любимова в Большом театре первоначально была намечена на 16 декабря прошлого года. Но 12 октября Любимов был госпитализирован в кардиологию. Позже в пресс-службе Большого театра сообщили, что в связи с нездоровьем режиссера премьера "Князя Игоря" перенесена на 8 июня 2013 года. 30 апреля этого года режиссер приступил к репетициям.

Очередной фестиваль РНО

Российский национальный оркестр откроет концертный сезон в столице Большим фестивалем РНО. В 2009 году этот смотр, объединивший в афише самые разнообразные жанры и представивший лучших российских и зарубежных исполнителей, был впервые проведен как необычный творческий эксперимент. Однако его сразу же высоко оценили и публика, и музыкальные эксперты. «Семь дней, которые потрясли столичных меломанов», - таков был один из заголовков многочисленных восторженных рецензий.

В 2013 году Большой фестиваль пройдет в пятый раз. За минувшее время этот форум стал для слушателей не просто неотъемлемой частью московского музыкального ландшафта, но его безусловной вершиной и точкой отсчета для предстоящего творческого года. Столь высокий статус этот художественный проект, отмечающий в этом году свой первый юбилей, подтвердит и на этот раз.

В афише V Большого фестиваля – семь концертов, в которых выступят ведущие отечественные и зарубежные исполнители, выдающиеся дирижеры и звезды мировой оперы.

По оперной части ни одного «чистого», как в прошлые фестивали концерта не будет. Самым заметным событием будет полюбившийся публике формат оперного гала-концерта – 15 сентября героиней вечера станет знаменитая канадская дива Миша Брюггергосман. Певица выступает не только в классическом репертуаре, ей подвластны практически все жанры и стили, и именно ей было доверено спеть на открытии Олимпийских игр в Ванкувере в 2010 г.

Кроме того, 10 сентября в исполнении РНО, Московского государственного академического камерного хора и солистов, в числе которых итальянское сопрано Микаэла Карози, прозвучит оратория Жюля Массне «Мария Магдалина» - одно из тех значительных сочинений, которые исполняются чрезвычайно редко. Продирижирует ораторией Михаил Плетнев.

Сезоны Бриттена в России

По инициативе Фонда Бриттена-Пирса и Британского Совета 4 июня 2013 года в Санкт-Петербурге начинается серия торжественных мероприятий, посвященных столетию со дня рождения прославленного британского композитора Бенджамина Бриттена. 4 июня 2013 года в Фойе Эрмитажного театра, в рамках «Сезонов Бенджамина Бриттена в России», состоится открытие выставки работ Мэгги Хэмблинг «Стена воды». Мэгги Хемблинг – живописец, скульптор и гравер, одна из наиболее выдающихся современных художниц Великобритании. Серию гравюр «Стена воды» она создала специально к юбилейным торжествам в честь композитора. Основами для образности этих произведений стали опера Бриттена «Блудный сын» и волны на побережье Северного моря, где ранее жил и творил композитор. Выставка, организованная в рамках проекта «Эрмитаж 20/21» будет представлена до 14 июля 2013 года.

Государственный Эрмитаж, где состоится открытие и проведение «Сезонов» выбран не случайно. Россия имела особое значение для композитора: Бриттен дружил и плодотворно сотрудничал с Дмитрием Шостаковичем, пианистом Святославом Рихтером, виолончелистом Мстиславом Ростроповичем, последние много раз выступали вместе с ним на музыкальном фестивале в Олдборо. Именно в Эрмитаже во время визита в Санкт-Петербург в 1966 году он впервые увидел картину Рембрандта «Возвращение блудного сына», вдохновившую его на написание оперы «Блудный сын».

4 июня 2013 года в Эрмитажном театре состоится премьера оперы «Блудный сын» в постановке Mahogany Opera. Бенджамин Бриттен посвятил это произведение Дмитрию Шостаковичу, однако опера прежде ни разу не исполнялась в России. Работа «Блудный сын» входит в цикл «Церковных притч», которые будут представлены в Санкт-Петербурге.

Также 5 и 6 июня 2013 года в Лютеранской церкви Святой Екатерины будут исполнены оперы «Река Кэрлью» и «Пещное действо», которые также входят в цикл «Притч». 8 июня там же «Три Притчи» Бриттена будут исполнены в формате единого трехчастного произведения.

Mahogany Opera, Великобритания, представляющая «Притчи» в рамках столетнего юбилея композитора, – это объединение артистов-энтузиастов, выдающихся исполнителей работ Бриттена – Фредерика Уэйк-Уокера, который режиссировал некоторые произведения Бриттена и пел партии сопрано в трех его операх; Джеймса Гилкриста, выступавшего в роли главного тенора в каждой из «Притч»; Роджера Виньола – исполнителя ведущей партии камерного органа совместно с участниками труппы Aurora Orchestra.

Коронация очередной королевы

11 июня перед зрителями фестиваля «Королевы оперы», проходящем в течение всего этого сезона в столичном Театре Станиславского и Немировича-Данченко, предстанет Анджела Георгиу - самая эпатажная оперная певица современности.

«Изысканная и эффектная, Анджела Георгиу являет собой аристократичность оперы в самом первичном ее понимании. В каждом жесте изящной белокожей брюнетки - благородство и величие наследницы “голубых кровей”, бесконечное чувство собственного достоинства. Каждая роль Георгиу - образец высочайшего оперного мастерства, который преподносится слушателю выверенно малыми дозами, как всё самое ценное на земле. Безупречное сопрано артистки способно передавать тончайшие нюансы каждой партии, ее нежнейшие оттенки. Вокальная техника Анджелы Георгиу признана безукоризненной, а в искусстве перевоплощения с дивой мало кто может сравниться - во многом благодаря внутренней свободе артистки, стремления "делать все по-своему"».

Вот так – ни больше, ни меньше – характеризует певицу пресс-релиз фестиваля. Однако любителям оперы в России ещё памятно другое явление Георгиу, где ее едва ли можно было характеризовать столь высокопарно, – на открытии Исторической сцены Большого театра, где артистка исполнила арию Лизы из «Пиковой дамы» - по нотам, с чудовищным акцентом и весьма заметной интонационной фальшью. «На фестиваль "Королевы оперы" Анджела Георгиу, королева музыкального эпатажа и мастерица сюрпризов, - продолжает релиз, - пригласила поддержать ее румынского контратенора Чезара Оуату. В 2013 году Чезар представит Румынию на конкурсе "Евровидение". Обладатель редкого мужского сопрано на протяжении 12-ти лет до этого знаменательного события жил в Италии, где окончил Миланскую консерваторию и завоевал главные премии международных конкурсов. В их числе Francisco Viñas в Барселоне, Competizione dell’Opera в Дрездене, Riccardo Zandonai в Рива дель Гарда, вокальный конкурс Renata Tebaldi в Сан-Марино и др. В 2007 году Оуату дебютировал в Teatro la Fenice в Венеции в партии Армандо Д'Орвилля в опере "Крестоносец в Египте" Мейербера. В числе других известных партий: Нирено в "Юлии Цезаре" Генделя и Нерон в "Коронации Поппеи" Монтеверди. На сцене Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко Анджела Георгиу представит поклонникам программу, составленную из оперных шедевров Генделя, Моцарта, Бизе, Массне, Монтеверди, Дворжака, Оффенбаха. Дирижер Тибериу Соаре».

«Звезды белых ночей» зажигаются вновь

Фестиваль "Звезды белых ночей" пройдет с 24 мая по 14 июля сразу на трех сценах петербургского Мариинского театра — главной, новой и на сцене Концертного зала. Фестиваль, который продлится почти три месяца, открылся в пятницу премьерой оперы Даргомыжского "Русалка" на новой сцене театра. Ее поставил молодой, но уже известный петербургский режиссер Василий Бархатов. Для него это история в первую очередь не о русалке Наташе, а о ее неверном возлюбленном, раскаявшемся князе. Продирижировал премьерой маэстро Валерий Гергиев. 27 июля состоится главная премьера фестиваля — мир впервые увидит оперу "Левша" композитора Родиона Щедрина, которую он написал по заказу театра специально для новой сцены, посвятив Гергиеву. Режиссером спектакля выступил Алексей Степанюк, художником-постановщиком — Александр Орлов. Также в рамках фестиваля зрители смогут увидеть оперы "Аида", "Баядерка", "Иоланта", "Кармен", а также новые балеты "Головокружительное упоение точностью", "Там, где висят золотые вишни" и другие.

Фестиваль "Звезды белых ночей" впервые провели в 1993 году по инициативе Валерия Гергиева. Двадцать лет назад он шел всего 10 дней, сейчас же мероприятия длятся почти два месяца. Сегодня этот смотр считается одним из самых популярных и масштабных музыкальных форумов, входя в десятку лучших музыкальных фестивалей мира.

Чествование Нестеренко

Народный артист СССР, знаменитый бас Евгений Нестеренко сегодня выступит на Исторической сцене Большого театра вместе с коллегами и учениками в творческом вечере, посвященном его 75-летию.

"К этому концерту Евгений Евгеньевич готовился очень тщательно, — рассказал Синайский. — В разговоре со мной он вспоминал, как отмечалось его 70-летие, и тогда ему очень понравился вечер. Очень радостно, что в последние годы он опять как-то прикипел к Большому театру, потому что, живя в Вене, он, тем не менее, находит время заниматься с участниками нашей Молодежной оперной программы". Дирижер отметил, что концерт станет естественной данью педагогической работе Нестеренко, которая приносит ощутимые плоды. "В первом отделении будут исполнены фрагменты оперы "Севильский цирюльник" Россини, — поведал музыкант. — Их как раз будет петь наша талантливая молодежь — люди, с которыми Евгений Нестеренко много занимался".

Во втором отделении прозвучит сцена смерти Бориса из оперы Мусоргского "Борис Годунов". "Я думаю, что слушатели получат большое удовольствие от исполнения мастера, — сказал Синайский. — На одной из репетиций он спел эту сцену так, что мы все просто ахнули, а после оркестр спонтанно устроил ему овацию".

«Ла Скала» оптимизируется

Итальянский оперный театр «Ла Скала» сократит количество постановок в следующем сезоне из-за продолжающегося в стране экономического кризиса. В сезоне 2013/2014 годов на сцене «Ла Скала» будут поставлены лишь 10 опер, что на три меньше, чем сезоном ранее. Генеральный менеджер театра Стефан Лисснер заявил, что решение о сокращении числа постановок было принято «в связи с экономическим кризисом и уменьшением финансирования».

Лисснер отметил, что за последний год государственное финансирование театра было уменьшено на 5 миллионов долларов. Руководство «Ла Скала» могло компенсировать потери за счет сокращения числа репетиций, закрытия оперной школы или увеличения цен на билеты, однако предпочло вместо этого сократить количество постановок.

В 2012 году государственные дотации обеспечивали около трети бюджета «Ла Скала», который составлял 116 миллионов долларов — остальные средства выручались от продажи билетов, спонсорских отчислений и гастрольных туров. В среднем по Европе, между тем, поступления из госказны достигают до 50 процентов бюджета крупных оперных театров.

Италия в течение последних нескольких лет страдает от финансового кризиса, связанного с высоким уровнем государственного долга. Правительством страны был принят целый ряд законов, предусматривающих значительные сокращения бюджетных трат в разнообразных областях.

Подготовили Саша Скипетров
По материалам Рунета и пресс-релизам театров

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ