«Золото Рейна» и «Валькирия» на BBC Proms

Людмила Яблокова
Специальный корреспондент

ВВС Proms и чрезвычайно жаркое лондонское лето оказались трудносовместимыми. Королевский Альберт Холл, наверное, единственное здание в Лондоне, не подвергнутое внутренней реконструкции, а именно – там нет кондиционеров, нет бегущей строки, по которой все пять (при желании шесть) тысяч зрителей могли бы – так или иначе – читать и понимать содержание происходящего на сцене. И тот, кто не купил программку, может только догадываться, о чем поют певцы. Впрочем, у меня перед глазами не только программка, но и полное либретто опер.

Тот день был полон венценосных событий. Через пару часов после рождения будущего короля, сына Вильяма и Кейт, когда осчастливленная нация праздновала свершение долгожданного события, Баренбойм начал свое очередное путешествие в Валгаллу с составом солистов, появление которых на этой сцене, несомненно, можно рассматривать как одно из важнейших Proms событий.

В прошлом году Баренбойм сумел завоевать продолжительные аплодисменты после колоссальной Девятой симфонии Бетховена, как раз в ночь открытия Лондонской Олимпиады. В этом году – «Кольцо» Вагнера, которое играли четыре вечера с интервалом в пару дней, плюс «Тристан и Изольда». У Баренбойма свое видение Вагнера, своя «тропинка протоптана» вокруг «Кольца», свой богатейший опыт интерпретации композитора, что он и сумел отлично продемонстрировать в эти дни. Забегая вперед скажу – разочарованных не было!

Баренбойм – любимец публики, которая не преминула в очередной раз продемонстрировать свою приверженность таланту известного музыканта восторженным приемом. Он взошел на подиум, поднял дирижерскую палочку, и в исполнении Staatskapelle Berlin зазвучал нескончаемый ми-бемоль мажор, символизирующий начало оперного приключения под названием «Золото Рейна», непрерывная продолжительность которого составила два часа и пятьдесят минут.

Концертное и сценическое исполнение опер Вагнера – конечно же, не одно и то же, хотя обе оперы «как бы ставились» директором сцены (Джастин Вэй). Во время концертов в Альберт Холле свет не гасят, только немного приглушают, и это освещение не меняется в течение всего спектакля. Ничто не отвлекает от главного – музыка и вокал.

Некоторая лиричность, с одной стороны, и, в какой-то степени, бесхребетность перед натиском молодой жены с другой, у Вотана вылились во впечатляющий дебют Йэйна Патерсона. Английская публика и критика – в ожидании его новых ролей. Элегантное, чудное звучание Екатерины Губановой в сравнительно небольшой партии Фрикки – достойны не только Альберт Холла, но и лучших оперных домов.

Очень зрелищный вокальный образ получился у полубога огня Логе (немецкий тенор Стефан Рюгамер), в пении которого ощущалась мелодическая привлекательность. Шведское контральто Анна Ларсон исполняла роль Эрды, и ее авторитетность была вне сомнения, а появление в момент паники Вотана добавило драматизма, так и хочется хочется написать, спектаклю.

Достойный вклад внесли в это концертное представление оперы Йоханнес Мартин Кренцле (Альберих), Петер Брондер (Миме), Стивен Миллинг (Фазольт), а также русалки (Ага Миколай, Мария Горцевская, Анна Лапковская). Анна Самуил в роли Фрейи поистине – Богиня молодости и красоты. На роль бога грома Доннера был приглашен немецкий баритон, дебютант ВВС Proms Ян Бухвальд. Произвела впечатление фатальность звучания баса Эрика Халфварсона (Фафнер).

В «Валькирии» Баренбойм избрал на роль Вотана английского бас-баритона Брина Терфеля, который взял публику интеллектом, разнообразием вокальных деталей, тембровым богатством – от завораживающего шепота до металла в голосе в третьем, заключительном акте. Брунгильда в исполнении шведской сопрано Нины Штемме покорила мое сердце. Сильный голос, музыкальность и эмоциональность – так можно охарактеризовать ее выступление.

Превосходная Фрикка Екатерины Губановой в «Валькирии» заставила нескольких английских критиков озвучить вопрос, почему до сих пор мы не слышали ее в Королевской опере в Ковент-Гардене? Роль Фрикки мне кажется подстрекательской и, я бы сказала, неблагодарной, хотя и очень актуальной. Тем более – честь и хвала Екатерине.

Новозеландский тенор Саймон О'Нил (Зигмунд), исполнявший эту роль в Королевской опере в прошедшем сезоне, а также в Ла Скала, в Берлинской Государственной Опере и в Метрополитен, – певец с богатым опытом, обладатель сильного голоса, и звучание его не только глубоко, но и красиво, тепло, что просвечивает в каждой фразе. Когда он откинул голову назад и развел руки для кульминационного произнесения "Walse", возникло ощущение, что это сам Вагнер нашел свой идеал Зигмунда.

Эрик Халфварсон – как Хундинг – с большим голосом, жестким, звучал грозно, угрожающе злобно, оказавшись, по сути, простой пешкой в монументальной драме.

Дебютантка BBC Proms Аня Кампе, закончившая музыкальную академию в Дрездене и консерваторию в Тюрине, идеально соответствовала роли Зиглинды. Она пела волнующе, эмоционально, продемонстрировав широкий спектр оттенков своего голоса. Певица прожила за эти пять часов мучительную трагедию, в которой предает мужа, становится любовницей брата, а затем смотрит, как тот умирает, уже нося под сердцем его ребенка.

Оркестр представил столь качественное исполнение, особенно медных и деревянных духовых инструментов, которому мог бы позавидовать любой оперный театр. Баренбойм, конечно, знает музыку Вагнера досконально. Я стояла так близко к сцене в первый вечер и чуть сбоку, что смогла наблюдать, как он «поет» вместе с певцами все партии. Но то, что произошло на следующий вечер, никто не мог предсказать. Маэстро, поднявшись на дирижерский подиум, вдруг закрыл ноты и весь первый акт «Валькирии» дирижировал «на память».

Надо ли говорить, что исполнение обеих опер «Кольца» было мастерским, но особенно – «Валькирии». И даже качество акустики в Королевском Альберт холле, оставляющее желать лучшего, не могло повлиять на этот результат. Интенсивная тишина во время исполнения, ни шороха, ни кашля, и, в конце концов, взрывные овации тысяч слушателей, непрекращающиеся минут 20.

Были небольшие помарки, но это мелочи в сравнении с необычайной эмоциональной силой воздействия обеих опер на зрительскую аудиторию.

Тот вечер, который открывал эпический цикл «Кольца», впервые исполняемого на BBC Proms в полном объеме, и когда родился сын молодых наследников английского трона, был наижарчайшим в английской истории. В Альберт Холле была преисподняя, пéкло, а я простояла в первый вечер, как медленно оплывающая свечка, почти три часа без перерыва. Старая избитая истина – искусство требует жертв – подтвердилась в полной мере. Но оно того стоило.

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ