Ферруччо Тальявини — 100 лет

Евгений Цодоков
Основатель проекта

14 августа исполнилось 100 лет со дня рождения выдающегося итальянского тенора Ферруччо Тальявини.

Он родился в Барко близ Реджо-Эмилии. Год прослужил в армии в Африке, работал электриком, собирался стать инженером, но по настойчивым советам родных (в первую очередь отца) решил посвятить себя пению. После обучения в консерватории имени Арриго Бойто в Парме успешно выступил на конкурсе вокалистов во Флоренции и там же дебютировал в 1938 году (по другим данным в 1939) в партии Рудольфа в «Богеме». В 1940 певец пел на фестивале «Флорентийский музыкальный май» в «Семирамиде» Россини (Идрено).

В 1941 Тальявини женился на сопрано Пиа Тассинари (позднее исполняла также репертуар меццо), с которой познакомился незадолго до этого в Палермо, а впоследствии часто выступал и записывался (в 80-е годы их брак распался). С 1941 пел в Римской опере. В 1942 он уже выступал на сцене Ла Скала в «Севильском цирюльнике» (Альмавива) вместе с Тито Гобби и Джанной Педерцини.

После войны Тальявини быстро завоевал крупнейшие сцены мира, включая театр Колон (1946/47), Чикаго (c 1946), Сан-Франциско (c 1948). В 1950 гастролировал с ансамблем Ла Скала в Ковент-Гардене (Неморино). В сезоне 1955/56 вновь выступил в Королевской опере в партии Каварадосси в спектаклях с участием Ренаты Тебальди и Тито Гобби.

Лучшие годы певца связаны с театром Метрополитен, где он дебютировал в 1947 партией Рудольфа. Пел здесь до 1954, а затем в 1961-62 партии Альмавивы, Эдгара, Пинкертона, Каварадосси, Рудольфа, Альфреда, Герцога, Неморино.

С 1951 Тальявини постоянно жил в США, продолжая выступать и в Европе (Милан, Париж, Лиссабон, Штутгарт, Антверпен, Брюссель и др.). В 1951 он блистательно выступил в Ла Скала, исполнив заглавную партию в «Вертере», под управлением Ф.Капуаны с Джульеттой Симионато в роли Шарлотты. В 1953 в последний раз вышел на миланскую сцену в партии Каварадосси. В 1954 участвовал в фестивале Арена ди Верона, где исполнил партию Фауста в «Мефистофеле» Бойто. В 1957 cпел в Римской опере Де Грие в «Манон» Массне с Викторией де Лос-Анхелес.

В 1963 Тальявини принял участие в постановке «Тоски» в Филадельфии с участием Биргит Нильсон и Рамоном Винаем в партии Скарпиа. Певец завершил свою сценическую карьеру в 1965 в Венеции партией Вертера. А в 1981 в последний раз выступил в концерте (Нью-Йорк).

Последние годы жизни певец провел на родине в Реджо-Эмилии, где и скончался 29 января 1995 года после тяжелой болезни.

К наиболее впечатляющим достижениям Тальявини принадлежат партии Неморино, Эрнесто, Эльвино, Лионеля, а также Надира и Вертера. Кстати, певец был одним из немногих представителей итальянской школы, кому удалось постичь тайны французского оперного стиля. Среди других удач Тальявини можно назвать заглавную партию в опере «Друг Фриц» Масканьи. Сам композитор, под руководством которого он еще в 1939 выступал в этой опере, считал его одним из лучших интерпретаторов данной роли. Более крепкий репертуар оценивался критикой по-разному, хотя, например, в партии Каварадосси артист имел успех как в Европе, так и на обоих американских континентах.

Начиная с 1941 года Тальявини неоднократно снимался в кино (всего в 8-ми фильмах), в том числе в фильме-опере «Севильский цирюльник» (1946) вместе с Тито Гобби, Итало Тайо, Нелли Корради.

Тальявини обладал сладостным и нежным лирическим тенором, в котором впечатляла чистота тона, безупречное легато, ласкающее слух мецца воче, рафинированность стиля. Однако его фальцетная манера в духе Джильи подчас выглядела чересчур выхолощенной и жеманной, придавая образности какой-то харáктерный налет. Певца иногда причисляли к продолжателям традиций Тито Скипы, что справедливо лишь отчасти. При некоторой внешней схожести исполнительской манеры голос Скипы обладал бóльшим тембровым богатством, а его художественная палитра была изощреннее.

Весьма обширно дискографическое наследие певца. Сохранились живые записи некоторых его спектаклей (в т. ч. из «Метрополитен»), он участвовал в ряде студийных записей, в т. ч. в первых студийных версиях «Арлезианки» Чилеа с П.Тассинари и П.Сильвери (1951, дирижер А.Базиле) и «Сомнамбулы» с Л.Пальюги и Ч.Сьепи (1952, дирижер Ф.Капуана); в записи «Лючии ди Ламмермур» с М.Каллас и П.Каппуччилли (1959, дирижер Т.Серафин) и др.

Приложение:

Предлагаем читателям послушать «Вишневый дуэт» Фрица и Судзель из оперы «Друг Фриц» Масканьи под управлением автора в исполнении Ф.Тальявини и П.Тассинари (запись 1942 года).

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ