Оперная панорама

Оперная панорама
Оперный обозреватель

Темы: К открытию сезона в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. Копродукция Михайловского с Берлином. Итоги конкурса Образцовой. Новый сезон Пермской Оперы. «Голландец» впервые долетит до Урала. Галина Аверина победила в Ницце. Выставка «Посвящение Джузеппе Верди». Скандальное увольнение Жагарса. Реконструкция Стокгольмской Оперы. Проблемы нью-йоркской Сити-Оперы.

К открытию сезона в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко

Московский музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко готовится к новому сезону

, который в этом году откроется 27 сентября премьерой вагнеровского «Тангейзера» – редчайшего гостя на отечественных сценах. Этим спектаклем в постановке Андрейса Жагарса театр отдает дань славному 200-летнему юбилею композитора. За пультом французский дирижер Фабрис Болон.

Для постановки была выбрана парижская редакция оперы, до этого исполнявшаяся в Москве всего один раз на сцене Большого театра в далеком 1919 году. Такой выбор во многом был определен характером режиссерской концепции спектакля, о которой пока не будем рассказывать, чтобы не лишать интриги предстоящую премьеру.

А 10 сентября в театре состоялся сбор труппы. Перед коллективом впервые в качестве руководителя выступил новый директор театра Ара Карапетян, занявший эту должность после назначения Владимира Урина директором Большого театра. А.Карапетян заверил труппу, что в основе его деятельности буде принцип преемственности и никаких революций в театре не предвидится. Он также отметил, что в истекшем сезоне театр достиг впечатляющего уровня посещаемости, составившего почти 94 процента.

Художественный руководитель оперы Александр Титель рассказал собравшимся, среди которых были и представители прессы, о планах театра на новый сезон. В числе главных событий наряду с «Тангейзером» также предстоящие премьеры вердиевской «Аиды» (11 апреля), которую осуществят немецкий режиссер Петер Штайн и дирижер-постановщик Феликс Коробов, и моцартовского «Дон Жуана» (11 июня), которого публике представят Александр Титель и английский маэстро Уильям Лейси. Ряд оперных премьер, названия которых определятся позднее, ожидают и Малую сцену театра.

Будут в этом сезоне и гастролеры. Для выступления в «Тоске» приглашены баритон Сергей Мурзаев и грузинский тенор Теймураз Гугушвили. Планируется участие Мурзаева также в исполнении «Силы судьбы». Максим Миронов и Сергей Романовский вновь споют в «Итальянке в Алжире», а Романовский выступит еще и в «Севильском цирюльнике». Заглавную партию в «Вертере» исполнит Дмитрий Корчак.

Одним из самых интересных событий сезона может стать выступление выдающегося итальянского дирижера Нелло Санти в «Силе судьбы». Сейчас идут переговоры, и, как сказал А.Титель, «важно чтобы совпало время» для возможного приезда Санти в Москву.

В наступающем сезоне театр попрощается со спектаклем-долгожителем – «Пиковой дамой» в постановке Льва Михайлова, премьера которой состоялась 25 декабря 1976 года. В последний раз опера пройдет 12 февраля.

Копродукция Михайловского с Берлином

Михайловский театр в сезоне 2014/2015 выпустит совместный спектакль с Немецкой государственной оперой. Им станет опера Джакомо Пуччини «Манон Леско». Об этом сообщил директор Михайловского театра Владимир Кехман. Кто займется постановкой, пока не сообщается.

Музыкальный руководитель Немецкой государственной оперы Даниэль Баренбойм 8 и 9 сентября выступил на сцене Михайловского театра с Берлинской Штаатскапеллой. Оркестр исполнил фрагменты из опер «Нюрнбергские мейстерзингеры» и «Тристан и Изольда» Вагнера, симфоническую поэму «Жизнь героя» Р. Штрауса, «Неоконченную симфонию» Шуберта и Вторую симфонию Элгара. Выступление немецкого оркестра состоялось в рамках серии концертов, посвященных 180-летию Михайловского театра, которое отпразднуют в ноябре.

Среди планов театра на сезон 2013/2014 также современная опера «Немаяковский» молодого композитора Алексея Сюмака. Поставит «Немаяковского» новый руководитель михайловской оперной труппы Василий Бархатов.

Итоги конкурса Образцовой

31 августа в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича завершился Девятый Международный конкурс молодых оперных певцов Елены Образцовой.

Лауреатом первой премии (10 000 Евро) стала Элеонор Лайонс, сопрано из Австралии. Певица проходила обучение в Консерватории музыки Сиднея (Австралия), стажировалась в Королевском Северном колледже музыки (Великобритания). Выступала в Сиднейском оперном театре, на сценах России, Италии, Австралии, Новой Зеландии и Великобритании. В Петербурге ей уже приходилось выступать на сцене филармонии, принимая участие в Международном фестивале искусств «От авангарда до наших дней».

Вторая премия и 5 000 Евро присуждены российскому басу, петербуржцу, солисту театра «Санкт-Петербург Опера» Юрию Власову. Лауреатом третьей премии (3 000 Евро) стала солистка Академии молодых оперных певцов Мариинского театра, сопрано Екатерина Морозова.

Российские певцы – сопрано Наталья Кучина, меццо-сопрано Александра Чухина, тенора Игорь Морозов, Александр Мурашов, Александр Трофимов, бас Роман Люлькин и баритон из Грузии Алуда Тодуа – стали дипломантами конкурса.

Обладателем приза от Законодательного Собрания Санкт-Петербурга «Надежда конкурса» стал певец из Рязани, тенор Игорь Морозов. Никого в зале не оставило равнодушным его проникновенное исполнение арии Ленского из оперы «Евгений Онегин» П.И.Чайковского. Творческим подарком ему станет участие в оперной постановке московского музыкального театра «Геликон-опера» (художественный руководитель Дмитрий Бертман).

Специальный приз – выступление на сцене Санкт-Петербургской филармонии в сезоне 2014/2015 гг. получил московский тенор, солист оперной студии Российской Академии музыки имени Гнесиных Александр Мурашов. Сольным концертом от школы Musashino Tokyo Kurihara (Япония) награжден баритон из Грузии Алуда Тодуа.

Право выступить в Ротонде Мариинского дворца (еще один специальный приз от Законодательного Собрания Санкт-Петербурга) будет предоставлено студентке Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А.Римского-Корсакова, меццо-сопрано Александре Чухиной.

Новый сезон Пермской Оперы

3 сентября Пермский театр оперы и балета им. П. И. Чайковского открыл свой 142-й сезон. В течение него зрителей ждет пять премьер, масштабный фестиваль и балетный конкурс, а также насыщенная гастрольная программа.

На сборе труппы, который состоялся 26 августа, выступил художественный руководитель театра Теодор Курентзис. По его словам, «…Пермский театр сегодня является полноправным соперником столичным и западным театрам, это значит, что в новом сезоне нам предстоит работать еще напряженнее, чем в прошлом. Благодарим руководство Пермского края за поддержку, которую оно оказывает театру.

Уже месяц идет работа над первой премьерой — оперой «Королева индейцев», и я хочу сказать, что это большая честь для нас — работать в Перми с одним из самых выдающихся режиссеров нашего времени Питером Селларсом. Это колоссальный опыт для всех участников постановки.

Первая премьера нового сезона традиционно состоится в конце сентября: 25-го числа прозвучит барочная семи-опера Генри Пёрселла «Королева индейцев», которую Пермский театр готовит в копродукции с мадридским театром «Реал» и Английской национальной оперой. Европейская публика увидит оперу «Королева индейцев» только в ноябре — на мадридской сцене.

Нынешней осенью в театре стартует новый проект — серия концертных исполнений опер, поставить которые на существующей сцене театра не позволяют технические условия. Первыми станут опера «Летучий голландец» Р. Вагнера и оперетта И. Штрауса «Летучая мышь». Под Новый год юных поклонников театра ждет возобновление оперы «Двенадцать месяцев» С. Баневича.

«Голландец» впервые долетит до Урала

21 сентября впервые опера Вагнера «Летучий голландец» прозвучит в Екатеринбургском театре оперы и балета. В течение всего 2013 года музыкальный мир празднует 200-летие со дня рождения великого Вагнера. И нынешней постановкой «Летучего голландца» Екатеринбург присоединяется к мероприятиям, приуроченным к юбилею композитора.

Этой премьерой театр открывает 102 театральный сезон. Произведения немецкого композитора на сцене театра последний раз были показаны в 1937 году, а «Летучего голландца» в Екатеринбургской опере не ставили никогда.

Для работы над оперой был приглашен один из ведущих европейских режиссеров, неоднократно ставивший Вагнера в разных театрах мира Пол Карран. Вот его мнение о предстоящей премьере: «Сегодня «Летучий голландец» требует такой постановки, чтобы опера прозвучала актуально, не как какая-то сказка. Голландец – это абсолютно человеческая, современная история, поэтому режиссура должна быть приближена к кинематографу».

Сейчас в опере никого уже не удивишь переносом действия из одной эпохи в другую, и, тем не менее, время екатеринбургского спектакля – середина двадцатого века, очень условные «пятидесятые-шестидесятые». Режиссер объясняет это тем, что очень сложно выстроить и наполнить жизнью время, которое ты не застал, которое лично для тебя – «далекое прошлое».

За сценографию спектакля отвечает Гэри Маккан. Он относится к редкому числу художников, которые способны актуализировать классику, внести креативность и сделать визуализацию более привлекательной для современного зрителя, не подвергая изменениям музыкальную драматургию оригинала.

Вся сценография спектакля решена двумя массивными конструкциями, на которые нанизываются все сцены. Из них можно создать 10 разных конфигураций.

Художник активно использует проектор, при помощи которого будет создано море, безбрежный океан, рисующий жизнь норвежских моряков.

Голландец будет одет в кожаный плащ и ботфорты. Сцена женского хора перенесена из простой комнаты в швейную мастерскую, где сидя за машинками Zinger девушки слушают Сенту, которая одержимая своей любовью поет балладу о моряке–скитальце. Гэри Маккан: «Никаких шокирующих вещей не будет. В опере очень драматичный сюжет и невероятно экспрессивная музыка. При этом спектакль довольно короткий. Одним словом, сплошные плюсы».

Галина Аверина победила в Ницце

Солистка Пермского театра оперы и балета Галина Аверина (сопрано) стала лауреатом Международного конкурса вокалистов «Les Azuriales 2013» в Ницце (Франция).

Оперный фестиваль «Les Azuriales» проходит на Лазурном побережье Франции ежегодно с 1997 года. Фестиваль нацелен на поиск и поддержку карьеры по-настоящему талантливых молодых артистов, чему вот уже более пятнадцати лет способствует не только конкурс вокалистов, но и программы мастер-классов, стажировок, специальных стипендий.

Галина Аверина стала обладательницей одного из трех призов конкурса «Les Azuriales»: солистка пермского театра победила в возрастной группе для певцов до 26 лет.

Галина Аверина: «В этом году, как и всегда на конкурсе “Les Azuriales”, был очень строгий отбор участников. В финал выходят всего порядка десяти певцов. Все конкурсанты были невероятно сильными, я шокирована тем, что победила, и, конечно, счастлива. Получила много сильных эмоций, услышала много похвал и приятных слов от коллег и соперников».

Выставка «Посвящение Джузеппе Верди»

В Москве в Государственном музее А.С.Пушкина на Пречистенке в рамках года туризма Италия-Россия открылась выставка «Посвящение Джузеппе Верди». На выставке, которая будет работать с 12 по 29 сентября, представлены эскизы декораций и костюмы спектаклей из собрания Римской оперы. Среди более сотни экспонатов здесь можно увидеть работы таких крупнейших мастеров оперной сцены как Лукино Висконти, Франко Дзеффирелли, Николай Бенуа, Пьер Луиджи Пицци, Данило Донати и др. В залах музея также демонстрируются видеозаписи с отрывками из вердиевских опер.

Скандальное увольнение Жагарса

Директор Латвийской национальной оперы Андрейс Жагарс внезапно уволен со своего поста и подаст в суд на министра культуры Жанете Яунземе-Гренде. Он обвиняет главу ведомства в оскорблении чести и достоинства. Жагарс также попросит суд оценить законность решения министра о его увольнении. «Яунземе-Гренде проигнорировала результаты конкурса, согласно которым я вошел в тройку лучших претендентов на должность директора», — подчеркнул Жагарс, добавив, что результаты его работы на посту «прекрасно иллюстрирует статистика». За последние три года финансовое положение оперы, по его словам, удалось стабилизировать: доходы в течение этого периода выросли на 98 процентов, повысились посещаемость и зарплаты сотрудников, а 2012 год завершился с прибылью. «Опера получила международное признание и успех в профессиональных кругах, однако от министра я получил лишь оскорбления и публичную клевету», — резюмировал Жагарс.

Жагарс, возглавлявший ее с 1996 года, лишился своего поста 11 сентября. В соответствующем приказе министра культуры говорилось, что его уволили «из-за утраты доверия». Жагарс должен был покинуть помещение оперы в тот же день, однако отказался сделать это. Тогда работники министерства культуры сами вынесли его вещи из рабочего кабинета. Комментируя произошедшее, президент Латвии Андрис Берзиньш заявил, что в цивилизованном мире так вопросы не решают, и что «до полного театра абсурда не хватало только вывести Жагарса в наручниках».

В настоящее время вместо Жагарса во главе национальной оперы поставлено правление из трех человек. Между тем в поддержку бывшего директора ЛНО уже выступили многие деятели культуры, а в интернете начался сбор подписей за отставку министра культуры.

В связи с уходом Жагарса ряд спонсоров Латвийской оперы заявили о приостановлении своего сотрудничества с театром.

Однако конфликтная ситуация получила свое неожиданное продолжение уже в пятницу 13 сентября. Накануне премьер-министр Латвии Валдис Домбровскис провел встречу с министром культуры, где та изложила свой взгляд на причины увольнения Жагарса. Видимо аргументы Яунземе-Гренде не убедили премьера, так как на следующий день он на специальной пресс-конференции заявил, что принял решение об отставке министра культуры. Впрочем, добавил он, формально окончательное решение будет принято в понедельник 16 сентября.

Реконструкция Стокгольмской Оперы

Шведское правительство приняло решение поручить Ведомству государственной недвижимости в сотрудничестве с Королевской оперой разработать план реконструкции ее здания. Предложения должны быть представлены правительству в 2014 году.

Королевская Опера (Kungliga Operan) является национальной сценой Швеции. Первое здание оперного театра было построено по приказу короля Густава III на том месте, где стоит нынешнее здание Оперы, в 1782 году. Сто лет спустя здание было снесено, и на его месте было построено в 1898 году новое, которое стоит по сей день.

С тех пор здание театра оперы и балета постоянно ремонтировалось. И вот теперь настало время для его серьезной реконструкции и модернизации. Целью реконструкции является, как пишет в пресс-релизе министр культуры Лена Аделсон-Лильерут, «создать предпосылки для развития художественной деятельности театра и роста его сотрудничества с другими подобными учреждениями мира».

Проблемы нью-йоркской Сити-Оперы

Еще недавно казалось: Джодж Стил вывел многострадальную Сити-оперу Нью-Йорка из творческого и финансового кризиса, и можно спокойно наслаждаться совершенно восхитительными постановками, намеченными на предстоящий сезон: никогда не звучавшей в Америке оперой англичанина Торнаги «Анна-Николь» (недавняя сенсация в Британии), столь же незнакомой нам оперой одного из детей Баха - Иоганна Христиана «Эндимион», а также «Замком герцога Синяя Борода» Бартока и моцартовской «Свадьбой Фигаро». Все четыре постановки - новые.

Но только что стало известно: если Сити-опера не соберет к концу сентября 7 млн долларов, то из намеченного публика увидит только «Анну-Николь». А если к концу декабря не будет собрано еще 13 млн, то придется отменять весь следующий сезон.

В годы кризиса, когда компания вынуждена была отменить свои спектакли в Линкольн-центре на то время, когда здание Стэйт-театра ремонтировалось, ей пришлось залезть в свой же карман, то есть в эндаумент - неприкосновенный фонд, приносивший в виде процентов с капитала по меньшей мере $3 млн в год на ежедневные операции.

Дальше больше: приглашение Жерара Мортье на должность генерального менеджера и его быстрая отставка (обнаружив, что бюджет сезона будет вдвое меньше того, который ему первоначально обещали, он немедленно отказался от должности еще до официального вступления в нее), последовавшее за этим приглашение Джорджа Стила и вынужденное (из-за бедности) решение отказаться от выступлений в Линкольн-центре и резко сократить сезон – все это в конце концов привело к конфликту с профсоюзами, поставившему компанию на грань закрытия, и одновременно резкому уменьшению спонсорских вкладов.

И хотя Сити-опера сумела сбалансировать свой бюджет (договорившись с профсоюзами о понижении зарплат и льгот, сократив администрацию и жестоко экономя на всем) и вот уже третий сезон как привлекает внимание публики и критики интересным репертуаром и смелыми постановками, свободных денег на новые спектакли у нее нет. Комиссионный магазин Сити-оперы в Манхэттене приносит больше дохода, чем эндаумент, который теперь «вырабатывает» всего $200.000.

Собрать 7 млн. за три недели и еще 13 за три месяца кажется почти недостижимой задачей, если у Сити-оперы не найдется одного или двух серьезных «ангелов». Но Стил не теряет надежды и пока что обратился к широким народным массам, решив собрать часть средств через популярный сайт, принимающий даже самые маленькие дотации: начиная с пяти долларов. Максимальная сумма, которую здесь можно собрать - миллион долларов, что тоже неплохо.

Подготовили Саша Скипетров,
Евгений Цодоков
(К открытию сезона в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, Выставка «Посвящение Джузеппе Верди»).
По материалам Рунета и пресс-релизам театров

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ