21-й фестиваль, 2-й конкурс: с именем Биешу

21-й фестиваль, 2-й конкурс: с именем Биешу
Оперный обозреватель

С 6 по 15 сентября в столице Молдавии проходил очередной, уже 21-й по счёту фестиваль Марии Биешу. Во второй раз он прошёл без его основательницы – великой молдавской певицы Марии Биешу, скончавшейся в мае прошлого года. Фестиваль состоялся, несмотря на все трудности, которые на сегодня имеются в Национальной опере Молдавии. Как известно, ещё прошлогодний форум был под угрозой срыва в виду забастовки артистов хора и некоторых ведущих солистов, которые протестовали против политики директора театра Валерии Шейкан. Молодую и красивую даму-менеджера, больше напоминающую кинодиву, нежели руководителя большой организации, которую она возглавляла с 2009 года, коллектив обвинял в непрофессионализме и крупных хищениях. Фестиваль 2012 года всё-таки состоялся, равно как и нынешний, хотя активное противостояние в театре сохранялось весь прошедший год. На следующий день после завершения фестиваля этого года всё-таки последовала отставка Шейкан, которая переведена на работу в Министерство культуры Молдавии, при этом против неё возбуждено дело Генеральной прокуратурой республики по представлению Счётной палаты, обнаружившей в ходе проверки театра в июне сего года существенные финансовые нарушения.

1/9

Вне зависимости от того, как в дальнейшем сложится судьба экс-директора, можно подвести итоги её четырёхлетнего правления. Они весьма противоречивы, и невозможно отмахнуться от той критики, что все годы раздавалась в адрес Шейкан: театр играет в месяц не более 4 – 5 спектаклей, все остальные дни его площади сдаются под аренду, причём не только культурных мероприятий (всевозможных эстрадных концертов и шоу), но и под нужды различных организаций (съездов политических партий, конференций работников различных отраслей экономики) и даже под соревнования по боксу: автор этих строк самолично видел на главном фасаде театра по соседству с афишей фестиваля Биешу огромную рекламу международного первенства по этому виду спорта с фотографиями десятка полуголых атлетов. Понятно, что театру необходимо выживать и зарабатывать, что в условиях финансового неблагополучия в республике сделать совсем не просто, но, во-первых, наверно стоило бы более разборчиво относиться к выбору арендаторов, во-вторых, едва ли правильным можно признать столь радикальное сокращение собственной творческой деятельности коллектива, в-третьих, финансовый эффект от этого «перепрофилирования» театра не виден – здание находится не в лучшем состоянии, зарплаты артистов смехотворно низки…

В творческом плане обычной практикой для театра стал выпуск максимум двух премьер в сезон – одной оперной и одной балетной, правда в сезоне 2012/13 оперная труппа выпустила два спектакля, но не оперы, а оперетты – «Весёлую вдову» и «Летучую мышь», и оба этих новых спектакля почему-то не попали в афишу сентябрьского фестиваля. Вообще, сложилось впечатление, что театр на этот раз несколько дистанцировался от этого форума, организуемого по традиции совместно с Союзом музыкальных деятелей Молдавии, в афишу были поставлены только весьма старые спектакли текущего репертуара. Некоторое разнообразие в фестивальную программу внесли гастролёры: Московский камерный музыкальный театр им. Б. А. Покровского привёз в Кишинёв одну из своих самых последних и крайне любопытных премьер – «Три Пинто» Вебера – Малера, а франко-германская труппа современного балета представила камерный спектакль формата контемпорари-данс.

Оперная программа фестиваля, представленная Национальным театром оперы и балета Молдавии имени Биешу, включала три наименования классического итальянского репертуара. На открытии фестиваля была исполнена бессмертная «Аида», а в числе гастролёров оказались украинская сопрано Анна Шафажинская, российский тенор Ахмед Агади и австрийский дирижёр Фридрих Пфайфер. «Богема» была представлена в интерпретации главного дирижёра Одесского театра оперы и балета Александра Самоилэ, а ведущие партии спели сопрано из Румынии Николетта Майер и украинский тенор Константин Андреев.

Безусловно, центральным событием фестиваля стал спектакль «Паяцы», приуроченный к 70-летию выдающегося молдавского тенора, народного артиста СССР Михаила Мунтяна. Постановка 1992 года была осуществлена Евгением Платоном и с тех пор стабильно держится в репертуаре с неизменным Канио – Мунтяном. Спектакль решён в реалистическом ключе – это именно та история, которую мы привыкли видеть в знаменитой опере Леонкавалло: на пустынной сцене – повозка-балаган странствующих артистов, которая во втором акте распахнёт свои створки-ширмы и превратится в импровизированную сцену, где артисты бродячей труппы разыграют последний и самый трагический спектакль своего репертуара. Сценография Вячеслава Окунева рисует живописный мир итальянской провинции, а яркие костюмы Ирины Пресс необыкновенно органичны в стихии комедии дель-арте, с которой обманчиво начинается второй, изначально беременный фатальным исходом акт веристской драмы.

В центре этого спектакля – трагический образ Канио, немолодого артиста, умудрённого жизненным опытом, но не потерявшего пылкости чувств и желания любить и быть любимым. С появления его задумчивой фигуры начинается опера – в тёмном костюме и плаще, еще до знаменитого сольного пролога коллеги-баритона, он одиноко ходит вокруг повозки, вглядываясь усталым взглядом в зал, в лица людей, ища ответы на вопросы, мучающие его, ища сочувствия и понимания. Уверенность и лёгкость, с какой движется Канио-Мунтян по сцене, заставляют публику усомниться в информации из программки – что этому артисту уже немало лет, а сцене отданы больше половины из них. На сцене совсем не старик, но зрелый и серьёзный, даже суровый муж, душа которого болит и переполнена страданием, который не хочет уступать своего счастья и соглашаться с постигшим его глубоким разочарованием. Мунтян начинает петь, и программке не веришь ещё в большей степени: да, это голос не юнца, в нём нет задора юности и отваги незрелости, но это по-прежнему красивый и сильный голос, уверенно звучащий по всему диапазону, который как и встарь свободно штурмует экстремальные вершины и выдаёт максимум эмоций на грани экзальтации в знаменитом монологе-исповеди «Recitar».

Румынка Николетта Майер – тонкая, маленькая, словно куколка, грациозная Недда с ярким голосом и хорошей техникой: она вокализирует свободно, равно как и держится на сцене. Борис Материнко не плох в роли Тонио, да и музыкально партия сделана уверенно, если бы не заваленный верхний регистр, в результате чего певец не поёт обе знаменитые верхушки (в кульминации и в финале) в Прологе, заменяя их подходящими по гармонии консонансами. У Юрия Гыскэ (Сильвио) – яркий и благородный баритон несколько брутального, грубоватого окраса, что делает его вкупе с плотной, коренастой фигурой весьма гармоничным в роли деревенского мачо. Руслан Пакатович (Беппо) не всегда устойчив на верхних нотах, но с канцонеттой справляется, тембр голоса неожиданно плотный для этой партии, в которой более привычно слышать ультралирических теноров.

Маэстро Александр Самоилэ подаёт «Паяцев» можно сказать эталонно, как настоящую веристскую трагедию: буйную, темпераментную, неожиданную. Оркестр звучит упоительно: сочно, экспрессивно, но в то же время точно, без досадных огрехов. Зная о непростых буднях коллектива, понимаешь, что музыканты собираются и подтягиваются, работая со своим бывшим многолетним худруком с воодушевлением, с энтузиазмом, желая сделать фестивальный спектакль как можно более выразительным. У оркестрантов это получается. У хора гораздо в меньшей степени – слишком пёстрый, разболтанный звук, особенно у мужских голосов, но сильно погоды это не портит, ибо роль хора здесь не столь велика – все краски в оркестре и у певцов, на которых сконцентрировано внимание публики. Благодаря этому спектакль получился, а торжество состоялось: юбилейных «Паяцев» посетили президент и председатель парламента Молдавии – высокие гости пришли отдать дань уважения великому артисту-земляку, патриоту своей родины Михаилу Мунтяну.

В рамках фестиваля уже второй раз прошёл международный конкурс оперных певцов имени Марии Биешу. Планировалось, что его жюри возглавит Елена Образцова, но в итоге российская примадонна до Кишинёва не доехала, и в председателях оказался аргентинский тенор Роберто Гарсия Лопес. В состав жюри вошли молдавские музыканты М. Мунтян, А. Самоилэ, Г. Мустя, С. Бивол, румынский тенор С. Лупу, армянский бас Б. Туманян и победитель первого конкурса им. Биешу казахский баритон А. Желтиргузов. Было подано около сорока заявок, помимо Молдавии конкурсанты представляли такие страны как Армения, Белоруссия, Германия, Израиль, Казахстан, Россия, Румыния и Украина. В финал конкурса вышло 13 человек, и окончательное решение жюри оказалось на редкость щедрым – все 13 получили его поощрения: были поделены шесть премий и вручён один спецприз жюри. Мне довелось присутствовать только на третьем туре, и по его итогам согласиться со столь благожелательным вердиктом едва ли можно: некоторое финалисты демонстрировали непозволительные для профессиональных оперных певцов проблемы, такие как хроническое детонирование, полное отсутствие фразировки и откровенное пение по слогам, стилистическое несоответствие исполняемым произведениям, неумение выбрать подходящий для своего голоса репертуар (последним грешили даже лучшие, в частности, получившие первую премию вокалисты) и пр.

Певцов, которые понравились абсолютно, для меня лично двое, и оба тенора: белорус Павел Петров, чей красивый и ровный лирический тенор идеально подошёл к романсу Неморино из «Любовного напитка» (к сожалению, юный певец совершенно напрасно берётся уже сейчас за более тяжёлый репертуар, например, за Каварадосси), и армянин Липарит Аветисян, с жаром и нежностью одновременно спевший знаменитую арию с цветком из «Кармен». Петров получил первую премию, а Аветисян – вторую. Украинка Юлия Терещук, также получившая первую премию, пожалуй, более других смотрелась профессионально на сцене, но её бедноватый и экономный голос вряд ли подходит для таких масштабных романтических героинь как Адриенна Лекуврёр и Чио-Чио-сан, скорее это уж голос для Моцарта. Армянин Ованес Нерсесян, получивший третью премию, обладает могучим раскатистым басом, весьма уместным в русской музыке (из которой он спел арию Гремина), но его манера совершенно не подходит к Беллини (ария Оровезо – второй номер его программы).

Фестиваль завершился грандиозным гала-концертом в Национальном дворце республики, подарившим публике многие мгновения встречи с истинно прекрасным. Помимо победителей конкурса, впечатление от пения которых было ровно таким же, как и на третьем туре, перед кишинёвцами и гостями молдавской столицы выступили мастера сцены – некоторые члены жюри и солисты Молдавской оперы. Необыкновенной культурой исполнения и стилистической точностью отличался монолог короля Филиппа из «Дон Карлоса», спетый Барсегом Туманяном. Серебристый голос Николетты Майер прекрасно сочетался с тёплым и сочным тенором Константина Андреева в дуэте из «Богемы». Павароттиевскую манеру и огненный темперамент продемонстрировал Роберто Гарсия Лопес в монологе Канио. Исключительной красоты баритон Петра Раковицы был впечатляющ своей экспрессией в сцене с хором из «Набукко». Сорин Лупу одарил зал знаменитыми девятью верхними до в арии Тонио из «Дочери полка», спетыми феерически. Отличный французский и безграничное дыхание показал Азамат Желтиргузов в куплетах Эскамильо. Михаил Мунтян спел знаменитую арию «E lucevan le stelle» из «Тоски» горячо и проникновенно. Сцена триумфа из «Аиды» логично «закольцевала» праздник музыкального искусства в Кишинёве, вселив надежду на светлое будущее этого абсолютно необходимого явления в культурной жизни Молдавии.

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Мария Биешу

Персоналии

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ