Возможен ли совершенный «Трубадур»?

Опера Верди в рамках Bergamo Musica Festival

Ирина Сорокина
Специальный корреспондент

«Трубадур» принадлежит к любимейшим вердиевским шедеврам, и на афишах театров появляется часто. Невероятно запутанная история с нагромождением трупов в конце (тенор погибает на плахе, сопрано кончает жизнь самоубийством посредством яда, меццо-сопрано падает мертвой неизвестно от чего, но, в общем, вследствие пережитых в жизни невероятных приключений и страданий). В живых остается один бедный баритон, и можно предположить, как он проведет оставшиеся ему долгие годы жизни. Автор иронизирует любя, «Трубадур» — опера, с которой началась ее любовь к этому жанру музыкального театра. В целом, как многие шедевры мелодрамы, «Трубадур» подходит под едкое, но правдивое определение «тенор хочет заняться любовью с сопрано, а баритон ему мешает».

В Бергамо одной из опер популярной трилогии празднуют двухсотлетие со дня рождения Джузеппе Верди.

1/9

Постановок «Трубадура» много хороших и разных, немало и плохих. На подмостках Арена ди Верона «Трубадур» несет отпечаток фирменного стиля Франко Дзеффирелли, утяжеленное оформление, изобилие аксессуаров, живые лошади и немыслимое количество участников на сцене. Естественно, что на сцене небольшого и изящного театра Доницетти в Бергамо подобное грандиозное зрелище было бы невозможно, и постановщики, никого не обманывая, декларировали, что их «Трубадур» пойдет в полусценической версии.

Не знаю, как публика, и в ее числе меломаны, но автор испустила вздох облегчения. В театре «Трубадур» может обойтись и без роскошной оправы, абсурдное либретто служит лишь отправной точкой для демонстрации архетипов человеческих страстей: любви эротической, дочерней, сыновней и материнской, ревности, мести.

Сценическое решение (режиссер Луиджи Барилоне) как нельзя лучше соответствовало драматургии «Трубадура». Нестерпимо пылает пламя страстей в музыке оперы, им-то и был предоставлен зеленый свет на сцене театра в Бергамо. Молодые, почти никому неизвестные певцы, получившие свои партии благодаря честному прослушиванию (по уверению художественного руководителя Bergamo Musica Festival Франческо Беллотто), а не закулисным играм агентов. Отличный молодой дирижер, у которого, в соответствии с выражением Тосканини, «партитура в голове, а не голова в партитуре». Вот так и получилось, что в первое сентябрьское воскресенье пришедшие в театр получили роскошный подарок: на сцене театра Доницетти царствовала настоящая, большая МУЗЫКА.

Над всеми возвышалась Кристина Мелис в роли Азучены. Мелис не играла Азучену, она была ею. Характерное, решительно вылепленное лицо певицы, свобода существования в образе, беспредельная страстность, но, как того хотел Верди, без того, чтобы представлять Азучену безумной, на все время спектакля приковали внимание публики именно к ней. Удивительный голос, в меру светлый, в меру темный, богатый обертонами, мягко, красиво звучащий на всем диапазоне, безупречная верность акцентов. КРИСТИНА МЕЛИС ЕСТЬ АЗУЧЕНА.

Роберта Поццер была отличной Леонорой. У Поццер чисто лирическое сопрано, нежный, отливающий серебром, сияющий, полный радости и женственности голос. Возможно, последний эпитет звучит странно, автор признает, что он из области ощущений и доказательств тому нет. Этот голос чуть жидковат для партии Леоноры, хотя певица с честью справилась с многочисленными и трудными сольными фрагментами и доставила наслаждение в изумительной арии «L’amor sull’ali rosee».

АНДЖЕЛО ВИЛЛАРИ ЕСТЬ МАНРИКО. Не наделенный ни привлекательной внешностью, ни сценической харизмой, ни изумительной красоты тембром голоса, тенор завоевывает публику музыкальностью, гибкостью нюансировки, свободным звучанием голоса на всем диапазоне, осмысленными речитативами. Но основной секрет в том, что он в состоянии передать героический дух роли – дело в наши дни почти невозможное! Героический дух в сочетании с проникающей в самое сердце нежностью. Прекрасно звучит у него ария «Ah si ben mio coll’essere», четко, звонко и зажигательно знаменитая стретта «Di quella pira» с двумя верхними до, отсутствующими у Верди, – беспроблемными, разве что заключительное обрывается чуть преждевременно.

Молодой баритон Артуро Пастор обладает красивым голосом светлой окраски и являет графа Ди Луна, каким ему и положено быть: юным, одержимым, влюбленным и жестоким. Знаменитая ария «Il balen del suo sorriso» услаждает слух, и если наверху голос звучит чуть форсированно, это можно скорее приписать волнению, чем недостатку техники.

Бас Чой Сеунг Пил вложил горячий энтузиазм в партию Феррандо и провел ее очень корретно, доставив удовольствие звучным и хорошо летящим в зал голосом, только быстрые пассажи в каватине не выходили у него гладко.

Ну, а сценическая оправа крайне проста: видеопроекция переносит действие оперы в наши дни (не входя в противоречие с либретто Каммарано) и создает яркий контраст между мегаполисом, в котором живут представители правящего класса, граф ди Луна и его сторонники, и нищей периферией, где обитают цыгане. На экране в черно-белах тонах небоскребы, эстакада, подземная парковка, тюрьма. Сторонники графа в черных пиджаках и брюках, цыгане в самом разношерстном и простом платье: майках, штанах, блузках и юбках, Манрико в «сталинском» френче. Наряд Азучены, широкая юбка с блузкой под блейзером и крупным ожерельем на шее может вполне сойти, а вот два длинных платья Леоноры откровенно уродуют массивную фигуру Роберты Поццер и создают ей проблемы в передвижении в сцене. Очень жаль, ЖЕНЩИНЫ ОПЕРЫ, когда вы так хорошо поете, не забывайте о том, что опера – это театр, а женщина должна быть прекрасна во всем, всегда и везде...

Две удачные детали связаны с игрушечным оружием: в картине пленения Азучены сторонники графа вооружены игрушечными автоматами, в финальной картине Манрико не волокут на плаху, трубадур погибает от выстрела из пистолета графа Ди Луна...

Горячих аплодисментов заслуживает молодой дирижер Себастьяно Ролли, срочно заменивший объявленного на афише Андреаса Ритера. Красивый и ясный жест, безупречная точность, идеальный баланс всех оркестровых групп и несомненные любовь и внимание к певцам. Полностью заслуженный персональный успех.

Кто сказал, что Бергамо и его театр провинциальны? Такой разумно простой и прекрасно исполненный «Трубадур» вносит отличный вклад в дело признания Бергамо европейской столицей культуры. Правда, до этого еще далеко. 2019 год еще не на пороге.

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Трубадур

Произведения

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ