Притягательность кровожадной оперы

«Электра» в «Ковент-Гардене»

Людмила Яблокова
Специальный корреспондент

Смешанные чувства. Ненависть, насилие, любовь, месть, кровь, много крови, море крови. Это «Электра». Ужасающе, и в то же время чрезвычайно мощно. Шок. Американское сопрано Кристина Гёрке в партии Электры – сенсация!

Психологическая интерпретация одной из величайших греческих трагедий идет сейчас в Королевской опере «Ковент-Гарден». Впервые она была поставлена здесь в 2003 году (режиссура, декорации и свет Чарльза Эдвардса), и это ее второе возвращение на сцену.

Эдвардс связал два периода – Древнюю Грецию эпохи Софокла (Клитемнестра, Электра – принадлежат Греции) и времена Штрауса (Хризотемида и Эгист), и это стало главной творческой достопримечательностью постановки. Декорации тоже несут на себе принадлежность времени: относительно современные, полуразбитые вращающиеся стеклянные двери (как в самой Королевской опере), часть греческого монумента и кабинет периода венского модернизма.

Опера предъявляет огромные требования трем певицам, задействованным в главных ролях, и все трое оказались на высоте. Гёрке спела заглавную роль, которая является одной из самых трудных в оперном репертуаре, ее дебют в этой роли в «Ковент-Гардене» был долгожданным и впечатляющим.

У нее голос огромный, и она ни разу не сорвалась на крик, каждая нота занимают свою позицию. Голос Гёрке мощен, тверд и непреступен в среднем и нижнем регистрах, но и верхние ноты производили захватывающее действие. Но было заметно, что к концу вечера она начала уставать, что совсем не удивительно – она выложилась полностью, так петь дано не каждому. Кристина – превосходная актриса. Ее безумный взгляд, голова с растрепанными волосами, ее игра достойна похвалы Станиславского.

Ей соответствуют немецкое меццо-сопрано Михаэла Шустер в партии её матери Клитемнестры и молодая и привлекательная Хризофемида, ее сестра, эта партия-роль была исполнена канадской сопрано Адрианой Печонкой. Этот потрясающий контраст между сестрами – в возрасте, в манерах, в одежде, в поведении в корне изменил драматическую раскладку мать – дочери, сестра – сестра. Клитемнестра здесь – опаснее и коварнее, и между матерью и дочерью из искр, сыплющихся с обеих, едва не вспыхнуло разрушительное пламя. Пение Клитемнестры интенсивно, импульсивно. Хризофемида – совсем другая, в этой постановке она предстала хозяйкой некоего гламурного общества, и Печонка отыграла эту роль с непревзойденной легкостью.

Йен Патерсон в роли Ореста, брата Электры, произвел заметное впечатление, пел благородно, хотя некоторые из его нижних нот не впечатлили. Британский тенор Джон Дасзак в небольшой роли Эгиста, молодого любовника стареющей, увядающей Клитемнестры, и ее соучастник в убийстве Агамемнона, отца Электры и Хризофемиды, чувствовал себя на сцене достаточно комфортно и уверенно.

Латышской дирижер Андрис Нельсонс довел трагедию до неумолимой и сокрушительной кульминации, а зрителя – до огромного эмоционального экстаза, и он был вознагражден! Королевский оперный оркестр играл выше всяких похвал!

Этот вечер невозможно забыть. И, как и более ста лет назад, эта опера вызывает споры по поводу своей кровавости и жестокости. Убийство Агамемнона – подлое и коварное, но вырезанные Орестом не только Эгист и Клитемнестра, но и все, им сочувствующие, – это уже не месть, а кровавая бойня, это уже геноцид!

А я, как заядный любитель музыки, не перестаю удивляться, как это Штраус со своей легкой, изящной, великолепной музыкой (какую мы слышим в «Арабелле», «Кавалере розы», «Ариадне на Наксосе» и др.) выбрал из истории всех времен и народов самые кровавые и создал такие оперы, как «Саломея» и «Электра», которые, может быть, принять всем сердцем – трудно, но забыть – невозможно!

Автор фото — Clive Barda

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Ковент-Гарден

Театры и фестивали

Электра

Произведения

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ