«Сицилийская вечерня» в Ковент-Гардене

Людмила Яблокова
Специальный корреспондент

Ее здесь никогда не ставили. Противоречивая, несовершенная опера Верди, впервые исполненная в Париже 13 июня 1855 года, произвела в наши дни в лондонском Ковент-Гардене фурор. Несмотря на свои недостатки, она, однако, полна великолепной музыки, узнаваемых мелодий, музыкальных эпизодов, в которых мы ощущаем, что называется, “pure” – настоящего, чистого Верди.

Гранд-опера – в Гранд-Опера театре! Здесь все – масштабно. Богатая и разнообразная палитра драмы: патриотизм, ставший непреодолимым препятствием для любви мужчины и женщины, Елена и Анри*; вечное противоречие отцов и сынов (Анри и Монфор), и их мучительные отношения, нашедшее отражение в мощной властной музыке Верди. Балетная труппа стала полноправным участником этого эстетически идеального спектакля и весьма органично и осмысленно, благодаря захватывающей хореографии Андре де Йонг, заполнила те пустоты и периоды, когда, согласно либретто, на сцене не предполагалось никакого действия и пения, только музыка.

Хоры, поделенные на бьющихся за свою свободу сицилицев и солдат французской армии, представляющие собой, по сути, крупномасштабные дуэты, были впечатляющи. Особенно в третьем акте, когда происходит объяснение между Анри и Монфором, а также в четвертом, когда заточенную в тюрьме Елену посещает ее бывший возлюбленный – нашедший отца, француза-завоевателя и сейчас правителя Сицилии, Анри потерял свою возлюбленную.

Потрясающе роскошное оформление спектакля (сценография – Филипп Фюрхофер, костюмы – Гезине Фёльм) только усиливает подлинное театральное обаяние спектакля, и, в конечном счете, величие самой оперы. Нашему глазу предъявлено нечто действительно величественное – репетиция балетной труппы в огромном зеркальном зале, позолоченные арки и позолоченные яруса парижской оперы, так органично сливающиеся с позолотой самого Ковент-Гардена; и нечто магическое – изумительные стены, на которые спроецированы в ярко-красно-желтых цветах извергающий лаву вулкан и традиционные полуразрушенные колонны римских развалин. И все это невероятно зрелищно, впечатляюще и эффектно. Расположение этих монументальных стен постоянно меняется, а оригинальная первоначальная проекция заменяется историческими картинами восстания сицилийцев против своих французских угнетателей. И это визуальное нагнетание усиливается параллельно тому, как возрастает напряжение между «народом» и «военными» здесь, на сцене.

Кстати, действие оперы начинается именно в этой зеркальной зале, где во время репетиции балетной труппы бесцеремонно вламываются французские солдаты-насильники, один из них – Монфор. Он знает, что у него есть сын Анри, который воспитывается матерью-сицилийкой в антифранцузских настроениях. Анри же, не зная доподлинно всей истории, долго не может понять, почему у Монфора к нему столько любви и внимания. И это всего лишь одна – частная, семейная линия. На самом же деле, эта опера – памфлет борьбы за свободу!

События ее происходят в 1282 году Палермо, где сицилийцы кровно обижены и все более негодуют против оккупационных французских войск. Возглавляет протест местных борцов за свободу герцогиня Елена и фанатичный патриот Сицилии Прочида. Однако их положение становится опасным, когда Анри, один из их молодых повстанцев, узнает, что он сын Монфора, лидера французов и главы правительства Сицилии.

Известный норвежский режиссер Стефан Херхайм сместил время действия к середине девятнадцатого века, к моменту премьеры оперы, и это перемещение удалось ему блестяще. То есть, мы как бы смотрели оперу «Сицилийская вечерня» в Парижской опере в июне 1855-го. Как говорил Густав Флобер, «действительности не существует. Есть лишь восприятие». В данном случае, так оно и есть.

Исполнители главных ролей в этом спектакле – великолепны. Американский тенор Брайан Хаймел исполнил чрезвычайно ответственную роль Анри, и его сила в этой постановке – неоспорима. Прекрасная актерская игра. Страстного, горячего тенора можно однозначно поздравить с успехом.

Майкл Волле (Монфор) и Эрвин Шротт (Просида) как антагонисты не могли быть лучше, и оба представили первоклассный вокал. Сила голоса последнего удивительна: он заполняет огромный зал славными звуками, постепенно наращивая объем все больше и больше.

С Еленой было все не просто! На эту роль ещё весной этого года была объявлена Марина Поплавская. И я знаю, что именно она была задействована в репетициях. Ее в Лондоне хорошо знают и любят. Она была лауреатом Jette Рarker Young Artist for the Royal Opera 2005-07-х годов. Ее голос находят «вдохновляющим», ее пение называют «настоящим искусством». Я слышала Поплавскую в «Царской невесте», «Роберте-Дьяволе», «Травиате». Но за несколько дней до премьеры пришло сообщение о замене по болезни: премьеру провела армянское сопрано Лиана Арутюнян**, заполучив себе отличную критику и огромное количество поклонников. Я шла на второй вечер, в полной уверенности, что буду слушать Лиану. Однако сам директор театра Каспер Хольтен вышел перед началом на сцену и объявил нам «хорошую и плохую новость». Плохая – Лиана заболела, хорошая – петь будет Марина. Таким образом, завершил он, все возвращается на круги своя и к ранее объявленному актерскому составу! Ах, как он ошибался, скажу вам, забегая вперед.

Но сейчас о Марине Поплавской. Мне есть с чем сравнивать. Марина в роли Елены в этот вечер превзошла себя! Она была великолепна! Это роль абсолютно подходит ее кристальному ясному, отстранённому, и в тоже время страстному голосу. Ее игра была незаурядна. Она словно извинялась перед своими поклонниками за эту непонятную чехарду, отдав себя всю, без остатка, – представлению и зрителям! Я никогда не забуду этот вечер и ее исполнение.

Но не успела я приступить к написанию этой рецензии, как Королевская опера вновь сообщила о замене. Что же произошло на сей раз? Лиана выздоровела, а Марина снова заболела. И теперь все оставшееся спектакли будет петь Арутюнян. Я не сомневаюсь, что в итоге зритель ничего не потеряет, как и вся постановка, которой, я уверена, суждено будет войти в анналы оперного искусства как пример того, как далеко несовершенный материал может быть доведен в талантливых руках до образца большого искусства.

Однако я прекрасно представляю себе негодование неутомимого музыкального руководителя театра Антонио Паппано, на последней пресс-конференции отчаянно возмущавшегося многочисленными отказами-заменами, особенно, среди молодых певиц.

«Сицилийская вечерня» — первое новая продукция этого нового театрального сезона, опять-таки появление этой оперы приурочено к 200-летию со дня рождения Верди, а сам Паппано всю свою творческую жизнь и вот уже более десяти лет в Королевской опере его яростный пропагандист, превративший этот оперный дом, по сути, в оплот Джузеппе Верди.

И тут – такие накладки. К тому же он и дирижер этой постановки «Сицилийской вечерни». Не знаю, как чувствует Паппано себя в эти дни как музыкальный руководитель, но как дирижер в тот вечер он был в отличной форме. Как обычно, маэстро прекрасно контролировал оркестр, ему удалось выявить все скрытые глубины музыки Верди, дать новый импульс этот великолепной музыке.

Примечание редактора:

* В более распространенной итальянской редакции оперы его имя – Арриго.

** Эту певицу в России знают по ее выступлению в Москве на 13-м конкурсе Чайковского в 2007 году, где она, к сожалению, не прошла на 3-й тур, что, впрочем, не удивительно для тех, кто знает специфику конкурсных отборов.

Автор фото — Bill Cooper / ROH

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Ковент-Гарден

Театры и фестивали

Сицилийская вечерня

Произведения

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ