Звёзды «Опералии» в Москве

Звёзды «Опералии» в Москве
Специальный корреспондент

Концертом вокалистов Притти Йенде (сопрано, ЮАР), Джона Осборна (тенор, США) и Национального филармонического оркестра России (дирижер Владимир Спиваков) продолжился 7-й Фестиваль «Владимир Спиваков приглашает…». Блестящее выступление артистов состоялось 6 ноября 2013 года на сцене Светлановского зала Московского международного дома музыки, концерт прошел при заполненном зале и активном зрительском интересе.

Владимир Теодорович Спиваков неоднократно высказывал свою заинтересованность в сотрудничестве с мастерами певческого искусства, в том числе готовность поддерживать молодых вокалистов и выращивать из них будущих партнеров на долгие годы совместного творчества. Два прекрасных голоса, украсивших один из концертов фестивальной программы – отличный пример оправданности такого подхода. Артисты достаточно мастеровитые, уже раскрывшие свой талант и вкусившие признания на международных конкурсах, но еще молодые, гибкие и готовые впитывать бесценный опыт российского маэстро – действительно, лучший выбор для подобного концерта.

Сопрано из ЮАР Притти Йенде запомнилась москвичам по блестящей победе на «Опералии» Пласидо Доминго, проводившейся в 2011 году в нашей столице. Разумеется, это не единственный турнир, который ученица знаменитой Мариэллы Девиа выиграла в своей карьере – за ее плечами победы на конкурсах в Нидерландах, Италии и Австрии. Один за другим певицу стали приглашать европейские театры, в 2010 году состоялся ее дебют в «Ла Скала» в партии Береники в опере Россини «Случай делает вором», а в 2013 году она дебютировала в «Метрополитен-опере» в партии Адели в опере Россини «Граф Ори».

Белькантовому репертуару нашлось место и в программе, которую молодая певица привезла в Москву. Она исполнила сложнейшую арию Эльвиры «Qui la voce sua suave» из оперы Беллини «Пуритане» и выступила в комическом дуэте Адины и Неморино «Caro, elisir...» из оперы Доницетти «Любовный напиток». Конечно, ее отношение к данному стилю пока достаточно специфическое – подчеркивание ярких высоких нот, которые у нее действительно невероятно красивы, и мягкое микширование, прикрывание технических пассажей, но в целом результат впечатляет.

Однако, еще ярче засиял прекрасный голос певицы во французском романтическом репертуаре – в концерте прозвучали Вальс Джульетты («Ромео и Джульетта» Шарля Гуно), Гавот Манон («Манон» Жюля Массне) и дуэты с тенором из этих же опер. Эти серьезные номера, золотой и бриллиантовый фон мировой оперы, показали нам Йенде как обладательницу абсолютно зрелого вокала. При этом видно, что человек еще совсем не испорчен своим успехом и, может, до конца и не осознает, какого масштаба инструментом он обладает. На публику она выходит чуть ли не стеснительно, низко кланяется, стремительно убегает, искренне удивляется рукоплещущему залу и улыбается зрителям так, что веришь, что такое поведение – не задумка хитрого импрессарио, а настоящая непосредственность творческой личности. Ну а голос действительно заслуживает лучших сцен мира – чистый как слеза, льющийся звук, хорошо проработанная интонация, длинное дыхание, позволяющее включать и «полную мощность», и нежное лиричное пение. Есть и специфический приемчик – некоторая «придыхательность» на более нижних участках диапазона в противовес серебристо-блестящим верхам. В общем, певица, несмотря на относительно небольшой опыт, во всех отношениях достойная, интересная, неординарная. Единственный оставшийся открытым вопрос – как долго она продержится на лирико-колоратурных партиях, ведь голос насыщенный, определенно, с отзвуком ролей куда как более экспрессивных и драматичных.

Ее более опытный партнер – тенор Джон Осборн – также начинал путь на европейскую сцену с победы в «Опералии», еще раньше у себя на родине он был принят в молодежную программу «Метрополитен-оперы». Певец проходил обучение у многих признанных мастеров и получил престижные премии на международных конкурсах. География его оперных ангажементов - от Сан-Франциско до Токио, а непревзойденная Чечилия Бартоли сделала его своим партнером в «Норме» на Зальцбургском фестивале текущего года.

В программе на московский концерт тенор также объединил бельканто и французский романтизм, и тоже интерпретация французских произведений вышла чуть более любопытной и неординарной. Знаменитый романс «Una furtiva lagrima» из «Любовного напитка» – первый сольный номер в концерте – вообще стал характерным примером того, как тяжело петь то, что досконально знают все, тем более не на бис, а на самом старте. Просто хорошего пения для таких произведений не достаточно, требуется какое-то прочувствованное откровение, а его не случилось, все было стандартно (это в данном случае не синоним «на троечку», а именно «по стандартам»). Впрочем, в дуэте с Адиной певец постарался внести в образ увальня Неморино и актерскую компоненту. Вступление Артуро «A te, o cara» к ансамблю из оперы Беллини «Пуритане», в принципе, артисту удалось хорошо, хотя нельзя сказать чтобы как-то особенно легко – была и капля форсирования наверху и немного широковатый звук. Однако еще больше зрителей покорила артистическая трактовка – певец пел, обращаясь непосредственно к вышедшей на сцену Эльвире, одарившей нас и своими репликами, номер был преподнесен скорее как любовный дуэт.

К слову сказать, поскольку задача критика – быть объективным и не оставить без внимания минусы, режиссерское построение дуэтов в данном концерте было проблемой. Слишком много телесного, чувственного, вольного – объятий, опасных приближений поющих партнеров – да, безусловно, это атрибут оперного театра, но отнюдь не концертной сцены, тем более российской, где по отношению к концерту классической музыки есть вполне определенные, годами складывавшиеся ожидания публики. Во время подобных дуэтов девочка-школьница в зале по приказу сердитой русской мамы старательно закрывала глаза ладошками! На Западе или даже у нас, но в мероприятии с заявленным более гламурным форматом – это может быть, но в стандартном академическом концерте – все же скорее нет, чем да.

Возвращаясь к Джону Осборну, следует отметить, что выигрышнее всего он также смотрелся во французской программе (каватина Ромео «Ah! Leve-toi soleil» из оперы Гуно «Ромео и Джульетта», ария Де Грие «Ah! fuyez douce image» из оперы Массне «Манон» и дуэты из этих же опер). Здесь певец смог раскрыть и объем своего голоса, и высокое качество вокальной подготовки. Только конкуренция с молодой талантливой коллегой-сопрано, невероятная притягательность дарования его партнерши по концерту помешала певцу получить обычную теноровую порцию зашкаливающего народного восхищения.

Ну и, безусловно, главный герой вечера и фестиваля, в целом, – сам маэстро Владимир Спиваков. Созданный им 10 лет назад Национальный филармонический оркестр России сегодня – это зрелый коллектив со своим послужным списком и традициями, имеющий разнообразную концертную практику и сотрудничество с ведущими солистами мировой сцены в активе. В качестве оркестровых номеров на 6 ноября выбрали, с одной стороны, относительный раритет – увертюру к ранней опере Верди «Король на час, или Мнимый Станислав» (впрочем, уже знакомый и полюбившийся публике ММДМ по концерту с участием НФОР, Анны Нетребко и Эрвина Шрота в марте 2012 года и более популярное интермеццо к опере Пуччини «Манон Леско» (так нам деликатно напомнили о негласном соревновании за этот сюжет между французским и итальянским великими композиторами).

И была только одна капля негатива, причем в самом финале великолепного концерта: несмотря на многократные вызовы дирижера и солистов на поклоны, на бис для зрителей так ничего и не исполнили. Впрочем, уверены, что звезды «Опералии» не в последний раз сотрудничают с маэстро, и мы их еще услышим. В частности, сольный концерт Осборна в Москве уже запланирован в ближайшие месяцы.

Примечание редакции:

Читайте также в этом выпуске интервью с обоими солистами данного концерта.

Притти Йенде: «Музыка может сблизить нас»
Интервью с Джоном Осборном

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ