Великий мастер 20 века

К 100-летнему юбилею Бенджамина Бриттена

Евгений Цодоков
Главный редактор

В ряду славных юбилеев 2013 года – 100-летие со дня рождения Бенджамина Бриттена. Этой дате мы посвящаем публикацию словарной статьи Евгения Цодокова о композиторе.

БРИТТЕН (Britten) Бенджамин (1913—1976). Английский композитор, пианист и дирижер. Родился 22 ноября 1913 года в Лоустофте (графство Суффолк). Его яркая одаренность проявилась очень рано. Начал сочинять с 8 лет. Учился в лондонском Королевском музыкальном колледже у Д.Айрленда и А.Бенджамина. Писал музыку для кино, инструментальные и вокальные сочинения. Формирование творческой индивидуальности композитора проходило под влиянием Стравинского, Прокофьева, Малера, Равеля и др. Он вдохновлялся высокими образцами позднего Верди, изучал национальную традицию, высоко чтил сочинения Пёрселла.

Бриттен – великий композитор 20 в., поднявший на значительную высоту престиж английской национальной школы. Бескомпромиссность его творческого метода впечатляет. Композитору удалось создать свой узнаваемый, глубоко личностный, насыщенный оригинальным мелодизмом и в то же время остросовременными звучностями музыкальный язык, обогащенный яркой экспрессивностью образов, смелыми гармоническими находками, тонкой оркестровой звукописью и изощренной полифонией, сохраняющий, в определенной мере, преемственность с великими достижениями прошлого.

Главенствующее место в творчестве композитора составляют оперные сочинения, в которых он с блеском проявил свой талант во всем его многообразии. Бриттен обратился к этому жанру после своего возвращения в Англию из США, где провел около 4-х лет в 1939-42 гг.

Уже его первая опера Питер Граймс (1945, Лондон), премьера которой прошла в театре «Седлерс Уэллс», стала эпохальным явлением для английской культуры и первой национальной оперой после Пёрселла, получившей широкое и прочное мировое признание. Она продемонстрировала глубокое проникновение художника в мир драматических страстей, полный трагизма и тонких психологических переживаний. Начиная с этого оперного опуса и на протяжении, практически, всего дальнейшего творческого пути Бриттена «не отпускали» от себя ярко заявленные в «Питере Граймсе» темы нравственных испытаний личности, а также судьбы молодого человека, подростка перед лицом жестокостей окружающей действительности. Во всем этом ощущались автобиографические личные комплексы композитора. Заглавная партия в опере создавалась для выдающегося певца и близкого друга композитора Пирса, сотрудничество с которым стало постоянным. На русской сцене впервые поставлена в Мариинском театре в 1965 году.

Следом довольно быстро последовала опера Поругание Лукреции (1946, Глайндборн), написанная по мотивам поэмы Шекспира. Это сочинение стало первым в ряду камерных опер Бриттена, рассчитанных на малый состав оркестра (12 музыкантов). Ее сюжет основан на истории из Тацита о добродетельной римлянке Лукреции, покончившей собой из-за того, что ее обесчестил Секст Тарквиний. Здесь композитор использует приемы стилизации как драматургического, так и музыкального свойства. Действие наподобие античной драмы комментируют мужской и женский хоры, а музыка по духу приближается к старинным произведениям. Российская премьера оперы состоялась в театре «Санктъ-Петербургъ опера» в 2004 году.

Успех первых оперных опытов подвиг Бриттена и его единомышленников к созданию в 1947 году «Английской оперной группы» (см. Английская национальная опера), целью которой должно было стать исполнение как произведений самого композитора, так и других современных авторов.

Следующая опера Альберт Херринг (1947, Глайндборн) предназначалась уже для новой труппы и также носила камерный характер, исходя из ограниченных исполнительских возможностей небольшого коллектива. В ней Бриттен пробует, и весьма успешно, свои силы в комическом жанре. Опера поражает мастерством звукового письма, тонкой психологической нюансировкой и лиризмом, сочетающимся с иронией и гротеском. И вновь в ней звучит подростковая тема, в этот раз история скромного провинциального парня, пускающегося «во все тяжкие», чтобы познать жизнь. В России опера впервые была исполнена на «Декабрьских вечерах» в Москве в 1983 году. Инициатором и постановщиком выступил великий Святослав Рихтер, необычайно высоко ценивший талант Бриттена.

В 1948 Бриттен с друзьями основывают Музыкальный фестиваль в Олдборо, где в то время уже постоянно жил композитор. Здесь состоялась премьера детского музыкального представления в 2-х частях «Давайте создадим оперу» и «Маленький трубочист» (1949, Олдборо). В этом своеобразном оперном «ликбезе» композитор сначала музыкальными средствами рассказывает детям о том, как создаются оперы, а затем демонстрирует во 2-й части, что из этого получается. В 1979 это сочинение впервые было поставлено на русской сцене в московском Камерном музыкальном театре под управлением Б.Покровского.

Следующими значительными вехами Бриттена в оперном жанре стали монументальные произведения Билли Бадд (1951, Лондон) и «Глориана» (1953, там же), написанные для большой сцены по заказу Ковент-Гардена. В первой из них, созданной по рассказу Г.Мелвилла (либретто Э.Форстрера и Э.Крозье), Бриттен, как и в первой опере, обращается к морской теме и сложному психологическому конфликту (действие происходит на военном корабле, где зреет бунт), в центре которого мы опять видим молодого человека, простодушного матроса-новичка Билли, которого невзлюбил старшина корабельной полиции Клаггарт. Значительная роль в опере принадлежит оркестру. Российская премьера опуса прошла в 2013 году в Михайловском театре.

Опера «Глориана» (на либретто У.Плоумера), посвященная коронации королевы Елизаветы II, представляет собой исторический костюмный спектакль из времен Елизаветы I. В этом опусе Бриттен показал себя мастером большой формы.

В 1954 композитор создает один из своих лучших шедевров Поворот винта (1954, Венеция, по рассказу Г.Джеймса), где возвращается к камерному жанру. Премьера оперы, осуществленная силами Английской оперной группы, прошла на этот раз в венецианском театре «Ла Фениче». В исключительной по силе и оригинальности партитуре Бриттен тонко передает все те мистические ужасы и фантасмагории, которые происходят по ходу действия с главными героями-детьми, прежде всего, с маленьким Майлсом, находящемся психологическом плену у лакея-призрака Питера Куинта. Русская премьера состоялась на «Декабрьских вечерах» в Москве в 1984 году. И вновь идейным вдохновителем постановки выступил Рихтер.

В дальнейшем своем творчестве Бриттен еще не раз обращался к оперному жанру. В 1960 он создает волшебную сказку Сон в летнюю ночь (Олдборо, либретто автора и П.Пирса) по одноименной комедии Шекспира. Несмотря на сказочно-безмятежную и, подчас, ироническую оболочку, исторический шекспировский флёр, в опере опять же ощущается тонкий подтекст своеобразного психологического насилия над личностью и чувствами. Неопровержимым доказательством этого является, зачастую, угнетающий, своего рода, сомнамбулический характер музыки с ее медитативными темпами, тембральными и гармоническими изысками. В 1965 опера была впервые поставлена в нашей стране на сцене Большого театра.

Заслуживает внимания и менее известная телевизионная опера «Оуэн Уингрейв» (1971, телетрансляция Би-Би-си, либретто М.Пайпера по пьесе Г.Джеймса), представляющая собой семейно-психологическую драму с элементами мистики. Здесь налицо смысловые ассоциации с «Поворотом винта».

Последней оперой композитора стала Смерть в Венеции (1973, Олдборо, либретто М.Пайпера по одноименной новелле Томаса Манна). В своей «лебединой песне» (главный герой которой Ашенбах, отчетливо ассоциирующийся с автором, влюбляется в мальчика-подростка) тяжело больной композитор откровенно и прямо рассказал о своих личных переживаниях и рефлексиях, переплетенных с мыслями о судьбах европейской цивилизации.

Скончался Бриттен 4 декабря 1976 года в Олдборо.

Всего перу Бриттена принадлежит 11 оригинальных опер и 1 оперетта. К ним по жанровой принадлежности примыкают 3 церковные оперы-притчи «Река кроншнепов» (1964), «Пещное действо» (1966) и «Блудный сын» (1968). Композитор также сделал обработки знаменитой «Оперы нищего» Д.Гея и И.К.Пепуша (1948) и «Дидоны и Энея» Пёрселла (1951).

В 1963-64 гг. Малая оперная труппа Ковент-Гардена во главе с Бриттеном выступала в СССР.

Творческое наследие композитора включает в себя, кроме опер, множество сочинений симфонического, ораториального и инструментального жанра, камерные произведения, музыку для спектаклей и кинофильмов. Среди них выделяется «Военный реквием». Он был также блестящим дирижером и пианистом. Выступал как аккомпаниатор со своим многолетним соратником Пирсом (в 1971 гастролировал с ним в СССР).

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Бенджамин Бриттен

Персоналии

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ