Живя оперной мечтой…

Лайт-рецитал Динары Алиевой с РНО и Константином Орбеляном

Игорь Корябин
Специальный корреспондент

«В ней всё опьяняет и жжет, как вино», – эти слова хрестоматийной арии Роберта, обращенные к его несравненной Матильде, как нельзя лучше характеризуют артистический темперамент нашей героини. Однозначно, голос певицы Динары Алиевой – от природы сильный, большой и наделенный богатой тембральной фактурой – просто создан для оперы! На нынешнем этапе впечатляющего развития карьеры исполнительницы его можно охарактеризовать как полновесное лирико-драматическое сопрано. И будь то спектакль в Большом театре России, солисткой труппы которого она является, или выступление в столичных концертных залах, певица всегда распоряжается своим голосом расчетливо грамотно, заботится о требованиях стиля, демонстрирует высокий уровень вокальной культуры.

Нынешний оркестровый рецитал Динары Алиевой на сцене Большого зала Московской консерватории состоялся 21 апреля, на второй день Светлой Пасхи. Возможно, поэтому, памятуя о весеннем обновлении природы, вечном празднике жизни и чуде Воскресения, исполнители решили отойти от чопорной академичности, отправив тяжелую оперную артиллерию в тыл. Если на предыдущем рецитале Динары Алиевой в этом же зале безраздельно царил Верди, то на этот раз оперным номерам в программе вечера пришлось изрядно потесниться.

Однако оркестровые рециталы Динары Алиевой всегда неизменно привлекают к себе повышенное внимание публики независимо от их репертуарного расклада: так было и на этот раз.

Если рассуждать формально, то оперы в этот вечер было не так уж и мало – всё первое отделение, за исключением сáмого первого номера. Но этой пьесой – увертюрой к оперетте Оффенбаха «Орфей в аду» – сразу же четко обозначились репертуарные приоритеты, так что два других чисто оркестровых номера этого отделения – интермеццо из опер «Федора» Джордано и «Манон Леско» Пуччини – также воспринимались в каком-то облегченно-развлекательном ключе, несмотря на всю серьезность этих названий. Отчасти было даже как-то непривычно и странно, что и за изящного Оффенбаха, и за кондовый итальянский веризм на сей раз взялся Российский национальный оркестр, всегда такой интеллектуально разборчивый, как правило, обращающийся к серьезному, до мозга костей академическому симфоническому репертуару. Но к оркестру, которому, как оказалось, ничего человеческое вовсе не чуждо, абсолютно никаких претензий не возникло, а при всей своей творческой незатейливости Константин Орбелян за дирижерским пультом воспринимался очень добродушным и невероятно обаятельным массовиком-затейником. С ним было «весело» и легко – было, как принято говорить на молодежном сленге, явно «прикольно»!

Совершенно беспроблемная ситуация сложилась и с аккомпанементом четырех вокальных оперных номеров, три из которых неожиданно обратились к французскому репертуару, и в этом для певицы заключался особый интригующий элемент новизны. Были представлены вокальные портреты Манон, героини одноименной оперы Жюля Массне, и Луизы, героини одноименной оперы Гюстава Шарпантье. Неожиданность подобного обращения – вовсе не в том, что об этом не было известно заранее. Всё дело в том, что вокальные характеры этих героинь лежат больше в лирической, нежели в драматической музыкальной плоскости. Это относится и к опере Шарпантье, которую часто называют образцом «французского веризма», рассказывающего историю любви белошвейки Луизы и художника Жюльена на фоне «вечного праздника жизни», которым является Париж. И если за Луизу обычно берутся более крепкие лирические голоса, то за Манон – легкие лирические либо даже лирико-колоратурные.

Как уже было сказано, фактура голоса Динары Алиевой – совсем иного рода: ее отличает невероятно чувственный психологический драматизм, идущий из глубин души и сердца. Особенно впечатляюще это проявилось в интерпретации известной арии Луизы «Depuis le jour où je me suis donnée». В ней первозданная красота лирического настроения сочеталась с драматической аффектацией, найденной певицей и на сей раз удивительно точно: неприхотливо «спокойный» мелодизм этого номера погружал в такое же «спокойное» романтическое очарование первого любовного чувства – чувства, которое во всей полноте своих еще нерастраченных эмоций переживает главная героиня оперы. Это было действительно по-настоящему восхитительно!

Из «Манон» прозвучали речитатив и ария второго акта («Allons! Il le faut pour lui-même … Adieu, notre petite table»), а также сцена со знаменитым гавотом – типичный «концертный» хит главной героини. И знакомство с их интерпретациями сразу же показало, что чувство стиля не подвело певицу и в лирическом репертуаре. Хотя несколько преувеличенная драматическая наполненность звучания в речитативе и арии из второго акта «Манон» была не вполне привычной, подобного рода чувственные краски создавали поразительное ощущение жизненной правды, в то время как изначально серьезную фабулу отношений Манон и кавалера Де Грие чарующая мелодика Массне всё же трактует в театрализованно-иллюстративном, мелодраматическом ракурсе: таковы уж особенности наивного, но мелодически неповторимого стиля «лирического импрессионизма» Массне.

Вполне комфортно и технически уверенно ощущала себя исполнительница и на ниве виртуозного звуковедения в сцене гавота, а разгоряченная «массово-широкая» публика, дважды принимая паузы этого номера за окончание, с завидным упорством нарушала целостность его восприятия своими щедрыми овациями: но как тут сдержать эмоции, если их выхода это исполнение и впрямь требовало! Однако эта же публика, кажется, в полной мере недооценила всю глубину и всё изумительное совершенство трактовки выходного монолога и арии Адриенны Лекуврер из одноименной оперы Франческо Чилеа, ставших еще одним репертуарным сюрпризом. На сей раз драматическое амплуа Динары Алиевой нашло свое благодатнейшее воплощение в вокальном портрете французской драматической актрисы XVIII века, жизненная судьба которой сложилась трагически. При этом французский исторический сюжет оказался ловко подхвачен традицией итальянского веризма, а сильное музыкально-драматическое послевкусие от исполнения музыки Чилеа, которой завершилось первое отделение вечера, просто решительно не смогло утонуть в веселеньких эскападах увертюры к «Орфею в аду».

Кардинальная смена репертуарного тренда произошла сразу же после первого номера второго отделения, которым стал весьма бодрящий «Испанский танец» из оперы Мануэля де Фальи «Короткая жизнь». В качестве других симфонических фрагментов прозвучали зажигательная «Mamba» из «Вестсайдской истории» Леонарда Бернстайна и прелестный вальс Иоганна Штрауса-сына «Весенние голоса», как нельзя лучше соответствующий сезонному настроению. В новом «народном» наборе оркестровых пьес маэстро Орбелян ощущал себя не менее уверенно, чем в музыке Оффенбаха, а музыканты предельно честно делали свое дело, четко следуя за дирижером. Между тем, место оперы на вокальном фронте заступили иные музыкальные жанры, и среди них было, что называется, всего понемножку.

Следуя тренду второй части вечера, Динара Алиева первым делом предложила вниманию публики два популярных испанских хита – петенеру Валентины из сарсуэлы Федерико Морено Торробы «La Marchenera» (что просто означает «жительница Марчены», местечка в провинции Севильи) и знаменитую испанскую песню «De España vengo» из сарсуэлы Пабло Луны «Еврейский мальчик». Заметим лишь, что последний номер принадлежит в этом опусе девушке по имени Конча, возлюбленной Самуэля (того сáмого мальчика). Следующей вокальной парой стали хиты американские – «Over the rainbow» Гарольда Арлена из кинофильма «Волшебник страны Оз» и «визитная карточка» Элизы Дулиттл «I could have danced all night» из мюзикла Фредерика Лоу. И, конечно же, самым значимым угощением, примирившим и поклонников оперы, и поклонников легких жанров, стали два высоких образца классической оперетты – песня Джудитты из одноименного опуса Франца Легара и выходная ария Сильвы из «Королевы чардаша» Имре Кальмана.

Вокальные впечатления второго отделения вечера развивались по нарастающей. Сначала певица поразила тончайшей отделкой вокального кружева сарсуэлы. Эта потрясающе красивая музыка с точки зрения традиций отечественной музыкальной ментальности, как ни крути, воспринимается достаточно шаблонно и однообразно. Ее мелодика «весьма прихотлива», и поэтому для того, чтобы она не просто услаждала слух, а запала в сердце слушателя, помимо технической оснащенности исполнитель должен обладать незаурядным даром актерского перевоплощения. В творческом арсенале Динары Алиевой всё это, несомненно, присутствует, а значит, ее ярко темпераментные трактовки оставить равнодушным на этот раз просто не могли.

Американская лайт-музыка эстрадного жанра – творческий продукт явно на любителя. Не относя себя к этой категории слушателей, просто скажу, что встреча с подобного рода артефактами на главной академической концертной площадке столицы попала для меня лишь в разряд достаточно любопытных. Простое любопытство сменилось явной заинтересованностью, когда программа концерта открыла страницу классической оперетты. Конечно, можно много и долго говорить о том, что прекрасно поставленный оперный голос Динары Алиевой в легкий и непритязательный музыкальный стиль оперетты вносит известную долю гипертрофированной монументальности и рационального академизма. Однако при этом нельзя не отметить, что певица превосходно владеет фразировкой, что она буквально наэлектризовывает аудиторию сочетанием музыкальной силы, красоты и чувственности, что ткань эмоционального воздействия на слушательское сознание популярнейших хитов этого жанра она «прорезает» интонационно точно и драматически убедительно. И это поистине дорогого стóит!

Нежная колыбельная Клары из оперы «Порги и Бесс» Джорджа Гершвина, ставшая первым бисом вечера, сделала последнюю попытку вернуться в оперное русло, но закончилось всё задорной удалью русского романса – попурри из кинофильма «Сестра его дворецкого». И на этой порывистой, наполненной сильными чувствами ноте музыкальный вихрь обсуждаемого оркестрового рецитала Динары Алиевой подошел к своему финалу. Однако вокальное пламя обжигающей страсти певицы не иссякло – оно лишь ждет своей следующей встречи со слушателями. И новая встреча, которая принесет радость открытия новых, еще не знакомых нам интерпретаций, прежде всего, в оперном репертуаре, обязательно состоится. Вы в этом сомневаетесь? Лично я – нисколько!

На фото: Динара Алиева

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Динара Алиева

Персоналии

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ