Рафаэль Кубелик — 100 лет со дня рождения

Евгений Цодоков
Главный редактор

Исполнилось 100 лет со дня рождения выдающегося чешского дирижера Рафаэля Кубелика. Он родился 29 июня 1914 года в Богемии в местечке Быхоры в фамильном замке своих родителей, который сохранился до сих пор. Его отцом был знаменитый скрипач Ян Кубелик, мать – венгерская графиня.

После окончания Пражской консерватории, где юноша занимался по классам скрипки, дирижирования и композиции в 1929-33 гг., Кубелик в 1934 году успешно дебютировал в Праге как симфонический дирижер. Прекрасно владея фортепиано, молодой музыкант также гастролировал со своим отцом в качестве аккомпаниатора. С 1936 по 1939 работал с Пражским филармоническим оркестром, возглавляемым в то время Вацлавом Талихом. Выступал в Англии, Шотландии, Бельгии. В 1937 осуществил концертный тур с рядом американских оркестров. Ему поступали предложения поработать в США на постоянной основе, но он отклонил их.

В 1939-41 гг. Кубелик – руководитель оперного театра в Брно. Поставил здесь 8 опер, в основном сочинения чешских композиторов Сметаны, Дворжака, Яначека, а также исполнил «Троянцев» Берлиоза. В 1942 Кубелик занимает пост руководителя оркестра Чешской филармонии.

После окончания войны Кубелик не принял новой коммунистической власти и в 1948 году, воспользовавшись приглашением исполнить «Дон Жуана» на Глайндборнском и Эдинбургском фестивалях, эмигрировал на Запад.

В Западной Европе маэстро быстро завоевал известность. С конца 1949 по 1953 он руководил Чикагским симфоническим оркестром. Позднее в 1961-1979 возглавлял Симфонический оркестр Баварского радио. Это был самый плодотворный период его жизни и творчества. Регулярно выступал маэстро также с Берлинским и Венским филармоническими оркестрами (в т. ч. на Зальцбургских фестивалях), Королевским оркестром Концертгебау, Бостонским симфоническим оркестром и другими коллективами. Его репертуар был огромен и простирался от Палестрины и Генделя до сочинений композиторов 20 века, таких как Дебюсси, Яначек, Шёнберг, Пфицнер, Хиндемит, Онеггер, Мартину, Орф и др. Исполнял он также симфонии Моцарта, Бетховена, Шумана, Брамса, Малера и др. Его полные циклы симфоний Бетховена и Малера получили большой резонанс. В репертуаре Кубелика была и русская музыка – Мусоргский, Чайковский, Стравинский, Шостакович.

Оперная деятельность Кубелика носила эпизодический, но яркий характер. В 1954 году он с огромным успехом дебютирует в Англии в театре Седлерс Уэллс оперой «Катя Кабанова», открыв для английского слушателя творчество Яначека. В 1955 его назначают музыкальным руководителем Ковент-Гардена. В течение 3-х сезонов он исполняет здесь 14 опер, среди них «Проданная невеста» Сметаны (дебют), «Отелло», «Богема», «Волшебная флейта», «Пиковая дама», «Кармен», «Нюрнбергские мейстерзингеры», «Троянцы» (1957, английская премьера), «Аида», «Диалоги кармелиток», «Питер Граймс», «Енуфа», «Тристан и Изольда», Борис Годунов».

Работа в Ковент-Гардене наряду с блестящими успехами и признанием публики, принесла Кубелику и много переживаний. Националистически настроенная часть музыкальной общественности во главе с дирижером Томасом Бичемом подвергала резкой критике решение пригласить на руководящую роль в главном театре страны иностранца. И оскорбленный Кубелик решил подать в отставку.

В 1971 году новый генеральный директор Метрополитен-опера известный шведский актер и режиссер Гёран Джентеле приглашает Кубелика занять пост музыкального руководителя нью-йоркского театра, но скоропостижная смерть Джентеле в 1972 году в автокатастрофе помешала исполнению этого плана. Впрочем, в 1973 году Кубелик все же приступает к своим обязанностям в нью-йоркском театре. Однако множество обязательств маэстро по другим контрактам привело к напряженной ситуации в оркестре Мет., работа с которым требовала много сил и отвлекала от активной концертной деятельности. Не желая жертвовать ею, Кубелик покидает Мет спустя шесть месяцев. В итоге, дебютировав здесь «Троянцами» (американская премьера) с блистательными Ш.Верретт в партиях Кассандры и Дидоны и Д.Викерсом в партии Энея, дирижер поставил в Мет. еще только одну оперу – «Гибель богов» с участием Б.Нильсон и Д.Томаса.

Среди редких выступлений в других театрах – участие маэстро в торжествах, посвященных восстановлению Венской оперы, где он в 1955 исполнил «Аиду» с Л.Ризанек в заглавной роли, а также постановку в Ла Скала все тех же «Троянцев» в 1960 году с участием Д.Симионато и М.дель Монако. Интересным опытом обращения к барочному репертуару стал генделевский «Ксеркс» в мюнхенском Резиденцтеатре в 1962 году с Ф.Вундерлихом в заглавной партии. В 1968 году Кубелик вернулся в Ковент-Гарден, чтобы исполнить «Енуфу». Следует отметить также «оперу «Катя Кабанова» в Сан-Франциско со знаменитой Э.Сёдерстрём, которую по праву считают одним из лучших интерпретаторов творчества Яначека.

Дискография Кубелика огромна. Есть в ней и яркие оперные достижения. Работая с оркестром Баварского радио, Кубелик записал много опер. Ряд его записей с этим коллективом и выдающимися певцами вошли в золотой фонд истории оперы. Среди них: «Нюрнбергские мейстерзингеры» (1967, солисты Т.Стюарт, Ш.Конья, Г.Яновиц и др.) «Оберон» (1968, солисты Д.Гробе, Б.Нильсон, П.Доминго и др.), «Лоэнгрин» (1970, солисты Д.Кинг, Г.Яновиц, Т.Стюарт, Г.Джонс), «Виндзорские проказницы» Николаи (1977, солисты К.Риддербуш, Х.Донат, В.Брендель и др.).

Неординарным оказался «рискованный», по выражению Д.Фишера-Дискау, проект записи «Риголетто» с оркестром Ла Скала в 1964 году. Великий немецкий певец вспоминал об этой записи в таких выражениях: «Что это вздумал искать в этой опере questo tedesco»? Тем не менее, эта версия «Риголетто» и участие в ней Фишера-Дискау произвели на взыскательного итальянского слушателя большое впечатление. Певец позднее вспоминал, что Джузеппе Синополи говорил ему, что питает «особую любовь к моему Риголетто». Надо добавить, что в этой записи участвовали замечательные итальянские певцы Рената Скотто и Карло Бергонци. В своих воспоминаниях Фишер-Дискау с благодарностью вспоминает о совеем творческом союзе с Кубеликом, о концертах с ним, в которых он принимал участие и которые называл «овеянными духом свободного музицирования».

В 1973 году Кубелик принимает швейцарское гражданство. В 1977 участвует как дирижер в создании фильма-оперы «Виндзорские проказницы».

7 июня 1985 года в Мюнхене он официально завершает свою полувековую дирижерскую карьеру 9-й симфонией Брукнера. И все-таки маэстро еще несколько раз становился за пульт после своего триумфального возвращения на родину в 1990 году для участия в фестивале «Пражская весна». Его последнее выступление состоялось 11 октября 1991 года.

Кубелик – обладатель множества наград и званий разных стран, в том числе и рыцарских. Почетный член ряда музыкальных академий, почетный кавалер Ордена Британской империи.

Художественный почерк Рафаэля Кубелика привлекает своим постромантическим духом и искренностью. Оркестр, ведомый им, всегда вдохновлял слушателя колористическим богатством и ритмической целеустремленностью трактовки. Дирижеру одинаково хорошо удавалась лирика и драматизм.

Композиторское творчество Кубелика, также носящее позднеромантический характер, включает 5 опер, 2 симфонии, несколько кантат, 6 струнных квартетов, ряд инструментальных сочинений и др.

Скончался Кубелик 11 августа 1996 года в Каштаниенбауме близ Люцерна, похоронен дирижер на Вышеградском кладбище в Праге.

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Рафаэль Кубелик

Персоналии

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ