«Ариадна на Наксосе» в Ковент-Гардене

Людмила Яблокова
Специальный корреспондент

Очевидно одно: несмотря на то, что финское сопрано Карита Маттила – Примадонна/Ариадна, столь долго шедшая к этой роли, поет свои монологи со страстью, безупречно справляясь как с нотами верхнего регистра, так и нижнего, и, несмотря на то, что ее выступление в целом производит сильное впечатление, это однозначно не тот спектакль, запись которого ярые любители оперы хотели бы иметь в своей коллекции.

Очередное возобновление постановки 2002 года (режиссер – Кристоф Лой), удивительно однозначно оценено английской критикой на четыре звезды. Однако я слышала просвещенное мнение, что лучшее исполнение этой роли (и оперы в целом) ими уже было услышано ранее.*

И лично у меня осталось двойственное ощущение от этой постановки многослойного штраусовского шедевра, где соединена и комедия с цирковыми номерами, и драма.

С одной стороны — музыкальный руководитель Ковент-Гардена Антонио Паппано дирижирует великолепно, наслаждаясь сочной палитрой партитуры и получая, как это всякий раз случается, когда он находится в оркестровой яме, истинное наслаждение от музыки и происходящего.

Пылкая Цербинетта (а эту роль исполняет канадское сопрано Джейн Арчибальд), прекрасно спевшая, может быть, самую технически трудную музыку, когда-либо написанную для колоратурного сопрано, также хороша и снискала самые продолжительные и громкие овации зрителей.

Сильный состав в целом: запоминающаяся Руксандра Донозе (румынское меццо-сопрано в партии Композитора), медовый тенор Роберто Сакка (Тенор/Вакх), британский баритон Томас Аллен в роли взъерошенного Учителя музыки, многие другие, включая Наяду в исполнении русского сопрано Софии Фоминой. Наша певица впервые исполнила эту роль на сцене Ковент-Гардена, но я очень хорошо запомнила ее еще по прошлогоднему дебюту в театре, когда она спела Изабеллу в «Роберте-Дьяволе»…

С другой – представление было лишено того, что оставляет в памяти какой-то эмоциональный след. Ты фиксируешь – да, это хорошо, а это – даже замечательно, и это интересно. А все вместе – и видимо не только для меня, но и для какой-то части зрителей – в этой «Ариадне на Наксосе» не хватало чего-то существенного, действительно яркого, поистине неповторимого!

Возможно, обилие накладывающихся друг на друга художественных пластов (в прямом и буквальном смысле) дало такой эффект, или что-то еще? Мне трудно ответить.

Состоялось не только наложение двух представлений (спектакль в спектакле), но и наложение декораций. Открылся занавес, и пышно убранный холл в доме богатого мецената, а также приходящие на представление нарядно одетые гости, появившись на несколько секунд, тут же и исчезли. А затем пустой холл с парой кресел и дверью лифта, вдруг все это — вместе с полом – поднялось вверх, разделив сцену на два горизонтальных уровня.

Внизу открылся примитивный подвал, с покрытым линолеумом полом, с встроенными кубиками-загонами – это и есть гримерные наших артистов. Действие пролога проходило здесь, внизу; в верхней же половине сцены ровным счетом ничего не наблюдалось. Собственно оперное представление после антракта шло в некоем огромном зале, напомнившем только цветом барский холл, в появлении которого в первые минуты спектакля мне не видится никакого смысла…

Спектакль посвящен 150-летию со дня рождения композитора Рихарда Штрауса, и именно к этому событию приурочено его возвращение на сцену «Ковент-Гардена». Надо сказать, что за сотню лет тематика «Ариадны» не потеряла своей актуальности. Потому что споры об искусстве высшем и низшем (шоу-бизнес, например) по-прежнему на повестке дня.

Примечание редактора:

* Данная постановка шла в Ковент-Гардене трижды. В 2002 году в главных ролях выступала Петра Ланг, в 2004 – Анне Шваневилмс, в 2008 – Дебора Войт.

Автор фото — Catherine Ashmore / ROH

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Ковент-Гарден

Театры и фестивали

Ариадна на Наксосе

Произведения

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ