Оперная панорама

Евгений Цодоков
Главный редактор

Темы: Кончина Лорина Маазеля. «Война и мир» на фестивале «Звезды белых ночей». «Опера – всем». Большой успех Ирины Чуриловой. Новый диск фирмы «Мелодия». Четыре лучших оперных спектакля Германии. «Сказки Венского леса» в Брегенце.

Кончина Лорина Маазеля

Сегодня пришла печальная весть – 13 июля на 85-м году жизни в своем доме в Каслтоне (штат Вирджиния) скончался выдающийся американский дирижер, скрипач и композитор Лорин Маазель.

Краткая биография маэстро

Маазель родился в Нёйи близ Парижа 6 марта 1930 года в американской еврейской семье с российскими корнями. Был вундеркиндом и впервые встал за дирижерский пульт в девятилетнем возрасте. Учился частным образом, в т. ч. у В.Бакалейникова. В 1943 году впервые выступил с Кливлендским оркестром. В 1953 дебютировал в Европе.

Работал с ведущими оркестрами мира, в т. ч. с Бостонским и Чикагским симфоническими оркестрами, Венским филармоническим оркестром, Симфоническим оркестром BBC и др. Возглавлял в разные годы Питтсбургский симфонический оркестр, Лондонский оркестр «Нью филармония», Национальный оркестр Франции, Кливлендский симфонический оркестр, Симфонический оркестр Берлинского радио, Симфонический оркестр Баварского радио, Нью-йоркский филармонический оркестр.

Значительную часть своей карьеры Маазель посвятил опере. Выступал на крупнейших сценах мира. В 1960 стал 1-м американским дирижером на Байрёйтском фестивале, где исполнил «Лоэнгрина» (в 1968 здесь же дирижировал «Кольцом нибелунга»). С 1962 в течение многих лет выступал в Метрополитен-опера (дебют в «Дон Жуане»). Его последнее выступление на нью-йоркской сцене состоялось в 2013 году в «Дон Карлосе».

В 1963 Маазель дебютирует на Зальцбургском фестивале «Свадьбой Фигаро». В 1965 году ставит в Риме «Евгения Онегина». В 1965-1971 гг. он – главный дирижер Немецкой оперы в Берлине. Плодотворным было сотрудничество маэстро с миланским Ла Скала, где он впервые выступил с концертом еще в 1955 году. Среди его лучших спектаклей в Милане «Турандот» (1983), «Аида» (1985).

В 1978 Маазель впервые появляется на сцене Ковент-Гардена, где исполняет «Луизу Миллер». Эта постановка с участием К. Риччарелли, Л. Паваротти, Л. Нуччи, Р. Ван Аллана стала одной из лучших в оперной карьере дирижера. В 2005 в Ковент-Гардене состоялась мировая премьера его оперы «1984» (по Оруэллу) с участием Д. Дамрау, Д.Браунли, С. Кинлисайда и др.

В 1982-1984 Маазель руководит Венской оперой (его дебют на главной австрийской сцене состоялся еще в 1964 году в «Фиделио»). В течение 3-х сезонов дирижер исполнил здесь оперы «Тангейзер», «Фальстаф», «Турандот», полную версию «Лулу» Берга, Аиду», «Валькирию», «Кармен».

Маазель оставил большое наследие в области звукозаписи. Среди его лучших оперных записей «Таис» Массне (1976, Б.Силс, Ш.Милнс, Н.Гедда), «Луиза Миллер» (1979, К.Риччарелли, П.Доминго), «Ласточка» Пуччини (1981, К.те Канава, П.Доминго), «Кармен» (1983, солисты Х.Михенес-Джонсон, П.Доминго). Участвовал как дирижер в фильмах-операх «Дон Жуан» (режиссер Д.Лоузи), «Кармен» (1983, режиссер Ф.Рози), «Отелло» (1986, режиссер Ф.Дзеффирелли).

«Война и мир» на фестивале «Звезды белых ночей»

В рамках очередного фестиваля «Звезды белых ночей» в Мариинском театре очередная премьера – 15-16 июля будет дана «Война и мир». Новую версию шедевра Прокофьева поставил Грэм Вик, за пультом Валерий Гергиев. В главных партиях задействованы: Андрей Бондаренко, Владимир Мороз, Виктор Коротич (Андрей Болконский), Аида Гарифуллина, Екатерина Гончарова (Наташа Ростова), Евгений Акимов, Сергей Скороходов (Пьер Безухов), Сергей Алексашкин, Геннадий Беззубенков (Кутузов) и др.

Рецензия на этот спектакль будет опубликована на страницах нашего журнала в одном из ближайших выпусков.

«Опера – всем»

Уже ставший традиционным Третий международный Санкт-петербургский фестиваль «Опера – всем» открылся в северной столице 12 июля «Золотым петушком» Римского-Корсакова». Его исполнили на Соборной площади Петропавловской крепости (дирижер Фабио Мастранджело, режиссер Виктор Высоцкий). В программе форума под открытым небом еще два спектакля. 19 июля в Александровском парке прозвучит «Фиделио» Бетховена в исполнении специального гостя фестиваля театра Мюзик-холл под управлением Сергея Стадлера (постановка Ирины Фокиной). И, наконец, 20 июля на Елагином острове фестиваль закроется «Пиковой дамой». Её публике представят дирижер из Германии Оливер Ведер и режиссер Элина Амромина.

Большой успех Ирины Чуриловой

Солистка Новосибирской оперы Ирина Чурилова стала абсолютным победителем 33-го Международного конкурса певцов «Бельведер» (Hans Gabor Belvedere Competition). Ирина стала обладателем Первой премии и приза зрительских симпатий, а также трех специальных призов – приза от немецкой музыкальной прессы и двух контрактов.

Belvedere Competition – один из самых престижных зарубежных конкурсов оперных певцов, проводится ежегодно уже в течение 33 лет. В 2014 конкурс проходил в Дюссельдорфе с 28 июня по 5 июля, финал состоялся на сцене Deutche Oper am Rhein в сопровождении Duisburg Orchestra.

Новый диск фирмы «Мелодия»

24 июля в Музее А.Н.Скрябина в Москве пройдет презентация нового диска фирмы «Мелодия» — «Чайковский. Романсы». Эту запись осуществили известные солисты Музыкального театра имени Станиславского и Немирович-Данченко Наталья Петрожицкая и Дмитрий Зуев. Партия фортепиано – Антонина Кадобнова.

Четыре лучших оперных спектакля Германии

Предлагаем читателям статью немецкого критика Deutsche Welle Анастасии Буцко о лучших на ее взгляд оперных постановках Германии в истекшем сезоне.

Сенсация сезона: "Солдаты" Циммермана в Мюнхене

Если бы тотализаторы принимали ставки не только на матчи предстоящего чемпионата по футболу, но и, скажем, на лучшую оперную постановку сезона, можно было бы смело ставить на "Солдат" ("Die Soldaten"). Кирилл Петренко, главный дирижер Баварской национальной оперы, взялся за одну из сложнейших партитур ХХ века и добился грандиозного результата.

Опера кельнского композитора Бернда Алоиса Циммермана (Bernd Alois Zimmermann) — вневременной антивоенный манифест, радикальный по форме и полистилистичному музыкальному языку (от пронзительного сериального реквиема до джаза). Партию главной героини Мари исполнила в Мюнхене, показав вокальное и актерское мастерство, певица Барбара Ханниган.

Сложность оперы Циммермана легендарна. Изначально композитор предполагал семь темповых линий (что делало необходимым наличие семи дирижеров). Лишь под давлением исполнителей он слегка упростил партитуру, так что с ней теоретически может справиться один музыкальный руководитель. Премьера в 1965 году не принесла успеха, тон оперы казался слишком трагическим. Косвенным образом этот неуспех стал причиной депрессии композитора, покончившего жизнь самоубийством в 1970 году в возрасте 52-х лет.

Лишь в наши дни "Солдаты" по-настоящему приходят на сцену. От предыдущих исполнений (например, на фестивале в Зальцбурге в 2012 году) мюнхенскую постановку, осуществленную режиссером Андреасом Кригенбургом (Andreas Kriegenburg), отличает, как бы странно это ни прозвучало, легкость. Из психологически неподъемного раритета "Солдаты" превратились в краеугольный камень национального репертуара. Петренко дирижирует Циммермана как "обыкновенного Вагнера", делая ставку на красоту музыки, живописность оркестра, певучесть лирических пассажей.

Антивоенный посыл сочинения не теряет актуальности. "Мы ежедневно видим, сколь зыбок фундамент нормальности в нашем мире", - говорит исполнитель одной из центральных партий Штольциуса Михаэль Надь (Michael Nagy).

Рихард Штраус сезона: "Арабелла" в Зальцбурге и Дрездене

Представленная впервые в Зальцбурге во время Пасхального фестиваля постановка оперы Рихарда Штрауса (Richard Strauss) - не просто очередная "Арабелла". Это - "Арабелиссима"! Маэстро Кристиан Тилеман (Christian Thielemann) считает, что подарок к юбилею Штрауса (11 июня исполняется 150 лет со дня рождения композитора) удался.

Тилеман выбрал на центральные партии американских звезд Рене Флеминг и Томаса Хэмпсона. Оркестр Staatskapelle Dresden продемонстрировал чудеса перфекционизма. Молодому режиссеру Флорентине Клеппер (Florentine Klepper) оставалось лишь создать красивую рамку для всеобщей гармонии. Обкатанный в весеннем Зальцбурге, спектакль станет "гвоздем" "недель Рихарда Штраусса", которые пройдут в знаменитой опере Земпера (Semperoper) в Дрездене.

Открытие сезона: "Сон - это жизнь" Браунфельса в Бонне

Что и говорить: в своем стремлении откопать что-нибудь оригинальное и неслыханное европейские оперные театры порою серьeзно испытывают терпение. Но на сей раз открытие оказалось удачным: "Der Traum ein Leben" ("Сон - это жизнь") немецкого композитора Вальтера Браунфельса (Walter Braunfels), воскрешенная дирижером Вилом Хумбургом (Wil Humburg) и режиссером Юргеном Вебером (Jürgen Weber) на сцене оперы Бонна. Не случайно об этой постановке сочла необходимым написать вся центральная пресса Германии.

Браунфельс (1882-1954) известен в лучшем случае своими ранними операми "Принцесса Брамбилла" и "Птицы", написанными до нацистского запрета на профессию, пришедшего на почтовый адрес композитора в виде серого конверта с маркой в пять пфеннигов.

"Настоящим сообщаем вам, что вы лишены права заниматься профессиональной деятельностью во всех областях, вверенных надзору Имперской палаты музыки", - значится в послании, представленном на небольшой выставке в стенах Боннской оперы. Наполовину еврей по крови, Брануфельс, основатель Кельнской филармонии, был лишен права быть действующим музыкантом.

Барокко сезона: "Leucippo" Хассе в Шветцингене

Переполох в Аркадии: нимфа Дафна неожиданно осознает, что влюблена в пастушка Левкипа. Затем и прочие невинные юноши и девы стремительно переходят в стадию полового созревания со всеми вытекающими отсюда последствиями... Игривая пастораль Иоганна Адольфа Хассе (Johann Adolph Hasse) "Leucippo" стала украшением фестиваля в Шветцингене, где она весьма стильно прозвучала на сцене княжеского рококо-театра.

Во второй половине XVIII века Хассе был одним из самых востребованных европейских композиторов, был женат на первой певице эпохи Фаустине Бордони. Даже безобидная пастораль "Leucippo" выдает его как мастера страстной, драматической музыки. Ни одна из 42 опер Хассе не является сегодня репертуарной. За воскрешение шедевра следует особо поблагодарить маэстро Конрада Юнгхенделя (Konrad Junghändel) и его ансамбль Conderto Köln. В заглавной партии был очень хорош российский контратенор Василий Хорошев. В октябре постановка будет показана на сцене Кельнской оперы.

Материал опубликован на русскоязычном сайте DW 3 июня 2014 г.

«Сказки Венского леса» в Брегенце

Популярный австрийский фестиваль в Брегенце в этом году откроется 23 июля мировой премьерой современной оперы. В Фестшпильхаусе будет представлено новое сочинение австрийского композитора Третьей венской школы Хайнца Карла Грубера «Сказки Венского леса». В основе либретто опуса знаменитая одноименная пьеса австрийского драматурга Эдёна фон Хорвата (1901-1938), созданная им в 1931 году. Великая депрессия, крушение идеалов прекрасной эпохи старой Вены на фоне надвигающейся фашистской чумы – основная тема этой мелодрамы с элементами социальной сатиры. В 1979 по мотивам пьесы был снят фильм (режиссер Максимилиан Шелл).

Хайнц Карл Грубер, композитор, контрабасист и певец, типичный представитель постмодерна, в творчестве которого перемешаны традиции классики (Грубер закончил Венскую Высшую школу музыки), нововенского авангарда и популярной музыки. Прославился своим весьма эпатажным сочинением «Франкенштайн!! Пандемониум для певца и оркестра» на абсурдистские стихи Х.К.Артмана.

Режиссер спектакля – хорошо известный у нас по петербургским постановкам «Идоменея» и «Арианды на Наксосе» Михаэль Штурмингер. Дирижировать будет сам автор. Среди солистов Ева Либау, Даниэль Шмутцхард, Йорг Шнайдер, Ангелика Кирхшлагер и неувядаемая Аня Силья.

Подготовил Евгений Цодоков

По материалам Рунета, пресс-релизам театров и фестивалей

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Лорин Маазель

Персоналии

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ