Оперная панорама

Евгений Цодоков
Главный редактор

Темы: Юбилей Тамары Милашкиной. Оперные планы Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Борис Стаценко празднует свое 55-летие. Самарская опера обретает главного дирижера. От Тавенера к Тавернеру. Пять столетий английской духовной музыки. Кончина Магды Оливеро.

Юбилей Тамары Милашкиной

13 сентября исполнилось 80 лет со дня рождения замечательной русской певицы, Народной артистки СССР Тамары Милашкиной. Уроженка Астрахани, она по совету своей знаменитой землячки Марии Максаковой, услыхавшей как-то юную студентку в стенах астраханского музыкального училища, приехала в столицу и поступила в Московскую консерваторию. Блистательный дебют начинающей певицы состоялся в стенах Большого театра в 1958 году. Будучи стажером, она выступила в партии Татьяны в спектакле, где ее партнером был сам Сергей Лемешев.

С этого времени в течение 3-х десятилетий (до 1989) она была солисткой главной оперной сцены нашей страны, где ее выдающийся талант сверкал также в партиях Лизы, Февронии, Ярославны, Иоланты, Елизаветы («Дон Карлос»), Аиды, Леоноры («Трубадур»), Амелии, Дездемоны, Тоски и других. Нельзя не упомянуть и о партиях в современных операх советских композиторов, таких как Катарина («Укрощение строптивой»), Наташа Ростова.

С огромным успехом пела Милашкина и на зарубежных сценах. В 1961 году она первой среди советских артистов выступила на сцене миланского театра Ла Скала в партии Лиды в опере Верди «Битва при Леньяно». Ярким событием в ее карьере был дебют в Венской опере, где в 1966 году она спела Аиду в спектакле с участием Р.Резник и Д. Узунова. В дальнейшем не раз выступала она как в австрийской столице, так и на других мировых сценах и концертных залах – в Берлине, Мюнхене, Нью-Йорке, Монреале, Париже, Хельсинки, Осло…

Голос Милашкиной счастливо сочетал в себе солнечную ясность тона и душевную теплоту звука, легкую подвижность звукоизвлечения и нужный драматический масштаб. Она с впечатляющим мастерством пела партии как русского, так и итальянского репертуара, умела точно и убедительно передать стилистику произведения.

Оперные планы Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко

После весьма плодотворного прошлогоднего сезона Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко не собирается снижать своей оперной активности и в сезоне 2014/15 гг. Четыре премьеры ожидают публику в ближайшее время.

Наибольший интерес представляет постановка оперы Луиджи Керубини «Медея». Это произведение, написанное в 1797 году, довольно длительное время было раритетом. И лишь после исполнения заглавной партии Марией Каллас в спектакле Ла Скала 1953 года опера вновь стала популярной. В наше стране «Медея» ставится второй раз. Российская премьера прошла в 1982 году в Самарском театре оперы и балета.

Нынешнюю премьеру в театре на Большой Дмитровке, которая намечена на 14 мая 2015 года, готовят дирижер Феликс Коробов, режиссер Александр Титель и художник Владимир Арефьев.

Другой новинкой сезона станет «Хованщина» Мусорского, премьера которой запланирована на 18 февраля 2015 года. Спектакль будут ставить дирижер Александр Лазарев, режиссер Александр Титель и художник Владимир Арефьев.

Два спектакля предназначены для Малой сцены театра. Это «Тайный брак» Чимарозы, который выпустят совсем скоро (20 сентября) и «Орфей и Эвридика» Глюка, запланированная на декабрь месяц.

Борис Стаценко празднует свое 55-летие

В театре «Новая опера» 12 сентября состоялся сольный концерт баритона Бориса Стаценко. Солист Немецкой оперы на Рейне, начинавший свой творческий путь еще в СССР и сделавший успешную карьеру на Западе, артист вот уже год является приглашенным солистом Новой оперы. Нынешний юбилейный концерт вызвал большой интерес у любителей оперного искусства и большой армии поклонников певца. В зале был полный аншлаг. Рецензию на этот концерт мы опубликуем в следующем выпуске нашего журнала.

Самарская опера обретает главного режиссера

Известный оперный режиссер Михаил Панджавидзе, интервью с которым недавно было опубликовано на страницах нашего журнала, назначен главным режиссером Самарского театра оперы и балета. При этом он сохранил за собой аналогичный пост в Национальном Большом театре оперы и балета Республики Беларусь, где плодотворно трудился последние годы.

От Тавенера к Тавернеру. Пять столетий английской духовной музыки

21 и 23 сентября 2014 года в Московской государственной консерватории пройдут международный фестиваль и научная конференция "От Тавернера к Тавенеру. Пять столетий английской духовной музыки", посвященные памяти выдающегося британского композитора сэра Джона Тавенера (1944-2013).

В концертах примут участие всемирно известный вокальный ансамбль The Tallis Scholars, возглавляемый Питером Филлипсом, а также молодой российский вокальный ансамбль Intrada под руководством Екатерины Антоненко. Джон Тавенер лично принимал участие в составлении программы фестиваля еще при жизни – композитор отбирал произведения, которые хотел представить именно российской аудитории.

Творчество Джона Тавенера тесно связано с русской духовной музыкой и культурой России в целом. В частности, он положил на музыку "Реквием" Анны Ахматовой и создал сценическое произведение по рассказу Федора Достоевского "Кроткая". Одна из центральных сфер творчества Джона Тавенера – вокальная музыка без инструментального сопровождения. И это неслучайно, так как композитор часто обращался за вдохновением к русской духовной музыке – в 1977 году Джон Тавенер принял православие. В концерте 21 сентября в Рахманиновском зале Консерватории в исполнении ансамбля Intrada под управлением Питера Филлипса помимо сочинений на родном композитору английском языке, прозвучат и сочинения, написанные на церковно-славянские тексты.

Настоящим открытием для гостей фестиваля станет российская премьера сочинения Джона Тавенера «Реквием», которое прозвучит в концерте 23 сентября в Большом зале консерватории. Мировая премьера этого сочинения состоялась всего месяц назад – 4 августа на фестивале «BBC Proms» в Королевском Альберт-Холле в исполнении ансамбля «The Tallis Scholars» для которого оно и предназначалось композитором. «Реквием» Тавенера уже успел получить признание нового музыкального шедевра. На фестивале в Москве сочинение объединит известный британский коллектив с российскими исполнителями — вокальным ансамблем «Intrada», Екатериной Назаровой (скрипка), Ильей Мовчаном (скрипка), Сергеем Полтавским (альт), Рустамом Комачковым (виолончель), Андреем Зенчуговым (тромбон) и Егором Павловым (тромбон). Сольную партию в "Реквиеме" исполнит российское сопрано с мировым именем Юлия Лежнева.

В течение двух фестивальных дней слушатели получат возможность познакомиться с английской духовной музыкой эпохи Ренессанса и современности. Программа концертов включает сочинения композиторов эпохи Возрождения: Дж. Тавернера (ок. 1490–1545) и Р. Фэрфакса (1464–1521), которые откроют для публики ранее не известные в России страницы английского Ренессанса. Современная духовная музыка будет также представлена произведениями И. Стравинского (1882–1971) и А. Пярта (р. 1935), созвучными творчеству Тавенера.

Отдельное внимание на фестивале будет уделено творчеству Джона Тавернера (ок. 1490–1545) — прямому предку Джона Тавенера. Международная научная конференция памяти сэра Джона Тавенера «От Тавернера к Тавенеру: Пять веков английской духовной музыки», на которой выступят ведущие российские и британские музыковеды, будет посвящена музыке Джона Тавенера в контексте духовной музыки его предшественников и современников.

Кончина Магды Оливеро

8 сентября в Милане в возрасте 104 лет скончалась Магда Оливеро, легендарное сопрано, которую называли «королевой веризма». Ее профессиональная карьера была весьма неординарной. Начавшись в 1932 году на концертное эстраде, она продолжалась вплоть до 1990 года, когда певицу в возрасте 80-ти лет еще можно было увидеть на театральной сцене – она выступила в своей коронной роли Адрианы Лекуврер на сцене театра в Йези. А первой ее сценической работой стала партия Лауретты в опере Пуччини «Джанни Скикки» в Турине (1933). За эти годы она успела в 1941 году уйти со сцены и вернуться спустя десять лет.

Оливеро на удивление мало выступала на ведущих сценах мира. Всего в 3-х спектаклях она пела в Ла Скала, исполнив партии Адрианы (1959), Франчески да Римини в одноименной опере Дзандонаи (1959) и Дьячихи в «Енуфе» Яначека (1974). В Венской опере ее слышали и того меньше – всего один раз в «Тоске» (1965) – в этом спектакле она пела с Николаем Геддой и Альдо Протти. Исключительным явлением стал дебют 65-летней певицы в Метрополитен, когда она впервые выступила на этой сцене в партии Тоски. Спев три спектакля, она вернулась еще раз в Мет. в 1979, чтобы вновь участвовать в «Тоске», правда на этот раз во время гастрольных выступлений театра по провинциальным американским городам.

Однако, несмотря на все сказанное выше, карьера певицы была насыщенной. Она выступала на многих других известных сценах мира, в Барселоне, Риме, Неаполе, Венеции, Амстердаме, на популярных фестивальных площадках (Арена ди Верона, Флорентийский музыкальный май и др.).

К лучшим достижениям певицы принадлежат, наряду Адрианой, партии Тоски, Манон Леско (Пуччини), Минни, Федоры, Ирис в одноименной опере Масканьи, Катюши Масловой в «Воскресении» Альфано и др. Она пела, практически во всех операх Пуччини. Впрочем, репертуар певицы был значительно шире и включал в себя, например, «Травиату», «Медею», «Мефистофеля» Бойто и даже «Мазепу» Чайковского. Выступала она и в операх современных итальянских композиторов – Росселини, Рота и др.

Мы предлагаем читателям познакомиться более подробно с творческим портретом Оливеро, опубликованным в нашем журнале в связи с ее 100-летним юбилеем 4 года назад. Этой славной дате посвящена статья Ирины Сорокиной, которую предваряет редакционное вступление.

Подготовил Евгений Цодоков

При подготовке обзора использованы новости СМИ, пресс-релизы театров и концертных залов.

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Тамара Милашкина

Персоналии

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ