Ещё раз про Бориса Стаценко

Татьяна Елагина
Специальный корреспондент

Концерт Бориса Стаценко вызвал настолько живой интерес, что еще один наш постоянный автор Татьяна Елагина захотела высказаться по этому поводу. Две рецензии на общую тему в одном выпуске журнала – ситуация нетипичная. Но кому как не нам самим устанавливать собственные «правила игры». Поэтому с удовольствием предоставляем ей слово. Да и читателям всегда интересно услышать больше мнений.

Писать о юбилейном вечере можно или хвалебно или вообще не писать и промолчать. Не нравится тебе Главный герой события, не волнует – не ходи к нему в гости. Меня волнует, и я пошла. Потому ждать критических стрел от меня не стоит, особенно в адрес юбиляра. Ещё сложнее, если знакóм с именинником неприлично давно, с его консерваторских лет, и сегодняшнее исполнение Мастера невольно накладываешь на далёкие уже воспоминания 80-90 годов прошлого века.

Оперный мир с тех пор резко помолодел и стал жёстче к отбору. Если лет 20-30 назад никто особо не удивлялся Ленскому, справляющему на сцене своё 60-летие, то ныне вокалист, активно поющий после 50-ти ведущие партии, рассматривается с уважением – таких сравнительно немного, даже среди баритонов и басов. Уже приходилось отмечать, но в данном контексте не грех и повторить: из полного недюжинных талантов вокального факультета Московской консерватории 1989 года выпуска Борис Стаценко – единственный певец-мужчина, до сих пор оставшийся на сцене. И своё поколение он представил на вечере 12 сентября не только достойно, но и щедро, как мало кто может себе позволить.

Восемь полноценных арий только за одно отделение, от Моцарта до Кальмана! Это обычная доза для полновесного 2-х частного оперного гала у многих звёзд. Доверительный конферанс Михаила Сегельмана объяснил концепцию программы – ретроспектива основных творческих вех Бориса, от первой ещё консерваторской работы – Графа из «Свадьбы Фигаро» до ожидаемой летом 2015-го московской премьеры оперы «Дракула» Андрея Тихомирова. А между конечными пунктами хронологически выстроились и зажигательный Дон Жуан Моцарта (Ария с шампанским), и полнозвучный кантиленный Вольфрам из «Тангейзера» Вагнера, и эффектный отважный Эскамильо Бизе, и страдающий Ренато из «Бала-маскарада» Верди. И вдобавок – сочная Эпиталама Виндекса – единственный звучащий номер из оперы Рубинштейна «Нерон», эпикурейский гимн Гименею.

Краткая характеристика самих вокальных номеров в полной мере подходит и к исполнительскому мастерству в них героя нашего вечера. Подробнее остановлюсь на Серенаде Влада из уже упомянутой оперы Андрея Тихомирова «Дракула». Трудно судить по короткому номеру, но хотелось бы думать, что вся партитура окажется столь же мелодична и свежа по звучанию оркестра, как «Лунный кораблик в бархатном небе»… Ничего нарочито злодейского «с клыками» – ну влюбился всё ж таки Дракула, тонкий налёт фольклора, мотив, обречённый на запоминание. Правда, эффектные скачки в нижний регистр наверняка трудны для голоса, и лишь у опытного Стаценко они проскользнули играючи.

Завершала первое отделение во многом символичная ария Мистера Икса из оперетты Кальмана «Принцесса цирка». Борис спел её по-русски, с текстом, далёким по своему остро-социальному смыслу от романтического немецкого оригинала, но до боли близким и знакомым среднему-старшему поколению слушателей со времён бешеной популярности фильма «Микстер Икс» с Георгом Отсом в главной роли. Но трактовка хита «Цветы роняют лепестки на песок» у Стаценко оказалась абсолютно своей, без оглядки на Отса или кого-то ещё. Ария, заканчивающаяся весомыми для каждого актёра словами «Всегда быть в маске – судьба моя», прозвучала по-оперному мощно, перекликаясь смыслово с Прологом из «Паяцев» Леонкавалло, не прозвучавшим в этот вечер – нельзя объять весь репертуар за 30 лет карьеры Бориса Стаценко.

Известие, что вторым отделением бенефиса (именно так назывались подобные вечера в старом русском театре) будет дан 2-й акт «Тоски» Пуччини, сначала повергло меня почти в ужас, когда увидела программу концерта. Ну и юбиляр – юморист-мазохист какой-то, закончить праздник собственным убийством! Впрочем, тут же вспомнила о праздновании 70-летия Пласидо Доминго в Ковент-Гардене. «Букет» из финалов «Отелло», «Симона Бокканегры» и «Риголетто». Количество трупов подсчитайте сами. Есть с кого брать пример.

Партия барона Скарпиа столь давно и прочно в репертуаре Бориса Стаценко, так надёжно впета, что уже с первых фраз было ощущение, будто он в антракте живой воды испил. Голос свежий, гибкий, легко переходящий от почти мелодекламации и коварных sotto voce к громовым командам Шефа тайной полиции и сладострастным возгласам объятого похотью самца. И при яркости, подчас плакатности мимики в ариях, Скарпиа у Стаценко не переходил к откровенному мелодраматизму, чувствовался внутренний породистый стержень сицилийского барона. Полуконцертная постановка была интересно решена режиссёром Марианной Автандиловой. На авансцене перед оркестром – только стул, костюмы персонажей стилистически обозначали эпоху. Весь в чёрном, в длинном плаще с пелериной Скарпиа, с неожиданно эффектным и неизбитым изумрудным поясом и брошью в тон – как зловещее насекомое. Чёрное со шлейфом платье Тоски и огромный алый газовый палантин – именно кровавый цвет шарфа эстетично изобразил смертельную рану барона в финале.

Из множества великих предшественников в партии Скарпиа, глядя на Бориса, вспоминался не внешним сходством, но диалектикой, отрицательным злодейским обаянием даже не баритон, а великий итальянский актёр Витторио Гассман, сыгравший Скарпиа в пронзительно-ироничном фильме «La Tosca» 1973 года (режиссёр Л. Маньи). Но, правда, там и Тоска огневая, не брюнетка, как положено в опере, а рыжая бестия Моника Витти. Исполнительница партии Тоски Ольга Терентьева тоже рыжеволосая юная и стройная красотка. На этом сходство заканчивается. Её простое лёгкое лирическое сопрано не справлялось с плотным оркестром Пуччини, чувствовалась неровность регистров и ученически-суетливые «хлопоты лицом», особенно в сцене допроса Марио. Столь же невыразительным во всех смыслах показался и Каварадосси – Александр Скварко. Интересней слушались компримарии: Дмитрий Бобров – Сполетта и Михаил Первушин – Шарроне.

Если уж обыгрывать остроумный заголовок концерта «5:5 в пользу баритона» - то вторую отличную оценку можно поставить оркестру Новой оперы под управлением Василия Валитова. В первом отделении, открывшемся увертюрой к «Свадьбе Фигаро» и состоявшем из арий, чувствовался ансамбль с солистом, радовали маленькие соло инструментов. Интерес вызвала и редкая увертюра к вердиевскому «Оберто, граф ди Сан-Бонифаччо». Но за «Тоску», знакомую от первого до последнего аккорда наизусть, особый поклон оркестру. Удивительно, но одна из самых тиражированных опер Пуччини никогда не шла на сцене Новой оперы. Значит – минимум репетиций, а сложностей в оркестровых партиях маэстро из Лукки написал достаточно. Сыграно было вдохновенно, с явным удовольствием от терпких пуччиниевских гармоний на лицах музыкантов. Короткая кантата за сценой по качеству звучания хора вполне могла бы украсить королевское торжество, как предполагает сюжет.

Вот она – волшебная сила искусства! Убийственный финал 2-го акта «Тоски» не испортил праздничного настроения полного зала, бесконечные овации и море цветов юбиляру стали завершением памятного Дня рождения, на который пригласил всех настоящий Мастер и верный слуга её величества Оперы – Борис Стаценко!

Фото: Даниил Кочетков / Новая Опера

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Новая Опера

Театры и фестивали

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ