Пласидо Доминго как Фоскари — величие и печаль

«Двое Фоскари» в Ковент-Гардене

Людмила Яблокова
Специальный корреспондент

Недолгие раздумья на тему: а надо ли идти на оперу, которую английские критики оценили на две звезды (!) из пяти возможных, склонились в пользу профессионального любопытства. «Двое Фоскари» – это первая новая постановка Королевской оперы в этом сезоне, созданная совместно с Оперой Лос-Анджелеса, венским Театром Ан дер Вин и валенсианским Дворцом искусств королевы Софии. Поставил спектакль американский режиссер Таддеуш Страссбергер.

Мощный вокал, красивая музыка Верди, динамичное дирижирование Антонио Паппано, достигшего классических высот в трактовке музыки Верди, и стареющий мэтр, не утративший своего блеска – Пласидо Доминго, голос которого в этот вечер по-прежнему покорял!

Шестая опера Верди начинается печально и заканчивается трагедией.

Историческая драма Байрона «Двое Фоскари», вдохновившая Верди на создание оперы, рассматривает сложную психологическую дилемму: долг перед государством и отцовское чувство. Стареющий дож Франческо Фоскари, потерявший троих своих сыновей, следует закону даже тогда, когда его единственного из оставшихся в живых сына Якопо могущественный «Совет Десяти» (высший карательный орган республики) обвиняет в государственной измене. И, несмотря на то, что Якопо отвергает участие в предательстве, ведущий обвинитель и старый соперник Фоскари дож Лоредано, не скрывающий своего восторга от возможности взять реванш, – непреклонен. Старый же дож Фоскари, чья власть иллюзорна, несмотря на просьбы Якопо и его жены Лукреции отказывается вмешаться в судьбу сына, ибо то ли не видит политической игры, затеянной его соперником, то ли слепо верит в правосудие.

Опера, как и трагедия Байрона, сценически мало эффектна – сюжет прост, в нем не так уж много действия, отсутствует любовная интрига, но есть глубокий психологизм.

«Мы не все дожи и наши дети не обвинены в убийстве политических противников, но я думаю, что мы действительно чувствуем конфликт между нашими обязанностями на работе и дома. Я думаю, что одна из вещей, которая успешно работает в опере - это исследование наших человеческих эмоций», - так представил Таддеуш Страссбергер свою постановку. И в этом он был прав. Именно этот аспект оперы увлек меня чрезвычайно, затронул за живое.

Однако, несмотря на большую компанию оперных театров, сотрудничающих с Ковент-Гарденом, саму постановку, наверное, трудно назвать очень удачной.

Действие происходит на фоне сломанной городской стены, кучи щебня – не совсем удачная ссылка на политическую коррупцию в Венеции. Видеоряд мутной, периодически обагряемой кровавыми пятнами лагуны, на который в начале первого и второго действий накладывается текст, полуголые окровавленные тела, периодически переносимые палачами из одного конца сцены в другой, и сын Фоскари, большую часть постановки сидящий скрученным в средневековой клетке для пыток, сопровождают действие.

В третьем акте вдруг вываливаются акробаты из огромной пасти картонного льва, в которой несколько минут спустя исчезает (читайте – погибает) Якопо. Апогеем этой сценической нелепости стал эпизод, когда во время финальной арии старого дожа Лукреция пытается утопить в луже одного из своих детей.

Много бессмысленности, хаотичности, неясности в этой постановке, но удивительно совсем другое: я всего этого, как и невыразительных декораций (сценография Кевина Найта) просто не заметила. И вы бы, возможно, не прочитали этих строк, если бы не редактор, напомнивший мне: «Надо хоть пару слов сказать о режиссуре!».

«Двое Фоскари» для меня – вещь исключительно эмоциональная. Это глубокий психологический анализ человеческих взаимоотношений, который я предпочту любым “action”, и это совсем не удивительно, учитывая нашу подготовленность к такого рода переживаниям благодаря русской классической литературе. Это страстный, захватывающий душевный мир героев, которым зритель не может не сочувствовать, эта печальная аура потерянного отца, это горечь обреченного сына, это отчаяние жены, теряющей мужа.

Но, прежде всего – это замечательная музыка, великолепные арии, исключительный вокал и грандиозный хор, которые безраздельно овладевают вниманием зрителя, держат его в эмоциональном напряжении, несмотря на то, что конец предсказуем, а мрачность и трагедийность очевидны.

Это то, что прочувствовала и увидела в тот вечер я, то, ради чего мы снова и снова возвращаемся в оперу, но, к сожалению, далеко не всегда получаем.

Итальянский тенор Франческо Мели в партии Якопо уже пел эту роль в Лос-Анджелесе и Риме, он владеет хорошо поставленным голосом, идеально подходящим для этой музыки, выразителен актерски – благородный и красивый герой.

Не менее интересна и итальянское сопрано Мария Агреста, поющая Лукрецию вначале бескомпромиссно, мощно и страстно. Затем ее голос смягчается, в нем чувствуется все больше тепла по мере того, как прогрессирует драма, все более проявляется артистизм.

Мстительный Лоредано в исполнении итальянского баса Маурицио Мураро, несмотря на то, что его пения было не так уж много, запомнился своим мощным, хорошо интонирующим голосом.

Вот уже много лет имя Пласидо Доминго заполняет залы многих оперных домов мира. Стареющий, однако, сохранивший свое величие, он убедителен в образе печального дожа Фоскари, сострадающего своему сыну и своей семье, не могущего более противиться коррумпированной власти Десятки, поставившей его на колени.

Присутствие Пласидо Доминго на сцене завораживает. И хотя в его голосе отсутствует полноценная баритональная глубина, в тот вечер (я подчеркиваю этот момент) он исполнял свои монологи с мощной интенсивностью, отлично выражал свое артистическое достоинство и пел с обычной для него музыкальностью. Стоит ли удивляться тому, что после спектакля аплодисменты не заканчивались, зрители не торопились к выходу, наслаждаясь этим удивительным состоянием внутреннего волнения и благодарности.

И все-таки – старая истина опять торжествует: лучше один раз увидеть, услышать самому, чем… прочитать десятки рецензий.

Вместо послесловия:

На днях в одном из лондонских фешенебельных отелей состоялась первая кинотрансляция из Ковент-Гардена. Балет «Манон» в тот вечер показали в кинотеатрах по всему миру. А сегодня, в том числе и в кинотеатрах России, будет в прямой трансляции демонстрироваться опера «Двое Фоскари».

Как сказал Исполнительный директор Королевской оперы Алекс Бирд, киноаудитория Королевской оперы в прошлом театральном сезоне удвоилась, смотреть оперу и балет из Лондона по всему миру пришли более 700 тысяч зрителей, иногда из-за большого наплыва желающих показ шел параллельно в двух залах.

Вот какие спектакли нынешнего театрального сезона смогут увидеть в кинотеатрах любители оперы и балета:

27 октября – опера «Двое Фоскари»
26 ноября – опера «Любовный напиток»
16 декабря – балет «Алиса в стране чудес»
29 января – опера «Андре Шенье»
24 февраля 2015 года – опера «Летучий голландец»
16 марта – балет «Лебединое озеро»
1 апреля – новая постановка оперы «Возвышение и падение города Махагони»
5 мая – балет «Тщетная предосторожность»
10 июня – опера «Богема»
5 июля – новая постановка оперы «Вильгельм Телль»

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Ковент-Гарден

Театры и фестивали

Двое Фоскари

Произведения

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ