«Последние страдания Спасителя»

Российская премьера страстной кантаты Карла Филиппа Эмануэля Баха

Игорь Корябин
Специальный корреспондент

Как следует уже из определения жанровой принадлежности этого опуса, «Последние страдания Спасителя» (1770) Карла Филиппа Эмануэля Баха (1714–1788) – вовсе не опера. Однако пройти мимо факта первого исполнения в России этого раритетного сочинения стало решительно невозможно и для нашего журнала.

К. Ф. Э. Бах – второй из пяти сыновей «великого немецкого кантора» И. С. Баха – по праву считается одним из основоположников классического стиля в музыке. Творчество композитора (и это очень важно) стало прочным мостом, связавшим барокко и рококо с классицизмом: знакомство с его опусом на концерте в Москве показало это весьма отчетливо. Очевидно также, что вся последующая история становления и развития оперного жанра просто не могла остаться в стороне от творческих исканий этого композитора.

Известно, что дарованием К. Ф. Э. Баха восхищались Гайдн, Моцарт и Бетховен, а влияние композитора распространилось даже на ранних романтиков – Вебера, Гофмана и Мендельсона. «Последние страдания Спасителя» относятся к гамбургскому периоду жизни мастера, и это не его единственное обращение к вокально-ораториальному жанру: тогда им было написано множество пассионов, кантат, духовных гимнов, псалмов и ораторий. До нас дошли далеко не все из них, однако зарубежная исполнительская судьба «Последних страданий Спасителя» в наши дни сложилась вполне благополучно. И лишь только сейчас, в год 300-летия со дня рождения композитора, которое отмечалось в марте, эта кантата впервые (24 октября) прозвучала в России.

Ее исполнение состоялось в рамках проекта «Шедевры и премьеры» – одного из фирменных проектов Московского камерного оркестра «Musica Viva» под руководством Александра Рудина. Такое же название – и у традиционного филармонического абонемента коллектива на сцене Концертного зала им. П.И. Чайковского. Среди московских меломанов этот цикл пользуется большой и заслуженной популярностью, и первый же его концерт в нынешнем сезоне сразу преподнес своим слушателям не иначе как царский подарок. Нотный материал – критическое издание на основе полного собрания сочинений К. Ф. Э. Баха – был предоставлен издательством «Packard» Гуманитарного института Лос-Альтоса (Калифорния). В результате эта партитура предстала не просто неведомым ранее раритетом, но и сочинением, музыкальные достоинства которого ни на миг не дают повода усомниться в том, что мы действительно встретились с подлинным постбарочным шедевром второй половины XVIII века, точнее – его третьей четверти.

Этот шедевр был создан на основе «Страстей по Матфею», написанных К. Ф. Э. Бахом годом ранее. К созданию немецкого текста кантаты имеют отношение три литератора: Анна Луиза Карш (1722–1791), Кристоф Даниэл Эбелинг (1741–1817) и Иоганн Иоахим Эшенбург (1743–1820) Следует заметить, что особых различий между кантатой и ораторией сам композитор никогда не делал. Жанровой же принадлежностью данного опуса, определенной им, как страстная (пассионная) кантата, он лишь подчеркнул ее узы не со старой барочной традицией исполнения пассионов, а с самим жанром оратории: как разновидность духовной музыки на немецкие тексты в Германии она возникла еще в начале XVIII века. Но как бы то ни было, «Последние страдания Спасителя» (H. 776, Wq. 233) – весьма масштабная «фреска» для пяти певцов-солистов, смешанного хора и оркестра. Точнее, следовало бы сказать так: страстная кантата для пяти певцов-солистов, смешанного хора, двух флейт, двух гобоев, двух фаготов, трех валторн, струнных и basso continuo, причем, в basso continuo на сей раз включены виолончель и орган.

Все сольные вокальные партии в ней не персонифицированы, а лишь приписаны к своим типам голосов (первому и второму сопрано, меццо-сопрано, тенору и басу). В кантате – 22 разноплановых музыкальных номера: речитативы (в том числе и accompagnato), ариозо и арии, порученные каждому из названных голосов, один-единственный дуэт двух сопрано, а также хоровые эпизоды. Композиционная важность последних в этом опусе чрезвычайно велика, поэтому его связь с ораторией очевидна. Пусть сочинение и открывается оркестровым вступлением со следующим за ним речитативом сопрано, уже вторым номером идет величественная хоровая экспликация «Воистину, понес Он нашу немощь». Ближе к финалу всего опуса звучит также небольшой хорал «Святой Творец, Господь». Но в партитуре есть еще и три хора, которым поручены ключевые эпизоды: в повествовании о крестных муках Христа они подытоживают те или иные события евангельского канона.

Особенно впечатляют хор «Станем взирать на Иисуса Христа», переходящий в грандиозную многоголосную фугу, и заключительный хор с блоками da capo, между которыми последовательно звучат соло сопрано, дуэт сопрано и меццо-сопрано, а также соло баса. Понятно, что с произведением для театральной сцены драматургию этого опуса сопоставить нельзя, но ее особый настрой на чувственность, на растворение в атмосфере скорби и возвышенного религиозного экстаза достигается за счет психологически тонкой и эстетически красивой композиционной формы самой музыки.

На исторической премьере 1770 года в распоряжении К. Ф. Э. Баха, управлявшего исполнением и взявшего на себя партию органа в basso continuo, находились порядка 15 оркестрантов, а потребность в солистах и хоре обеспечивали всего 8 (!) певцов. На этот же раз музыкально-творческие ресурсы были явно представлены в наиболее оптимальном соотношении. Партию органа исполнил Федор Строганов, а к великолепному оркестру «Musica Viva» и маэстро Рудину, вдумчивому и обстоятельному дирижеру, пропустившему неведомый нам раритет через призму подлинного упоения его мелодической и психологической первозданностью, присоединился вокальный ансамбль «Intrada» под руководством Екатерины Антоненко. И на этот раз он уверенно сумел подтвердить, что за последние годы стал одним из наиболее значимых хоровых коллективов столицы.

Партии первого и второго сопрано рафинированно тонко и стилистически изысканно исполнила певица из Бельгии Лора Бинон. Лишь в одном-единственном номере (дуэте) восхитительный ансамбль с ней, сотканный, словно кружево тончайших оттенков чувств, составила сопрано Лилия Гайсина. Меццо-сопрано Дарья Телятникова, еще одна участница проекта из России, показав себя вполне уверенной вокалисткой, по сравнению с уже названными певицами, «зацепила» меньше. Тенор из Германии Маркус Шафер, пробираясь сквозь непростые вокальные тернии партитуры, поначалу как-то не впечатлил, но по ходу дела «распелся», став звучать намного раскованнее, пластичнее, музыкальнее. Зато партию баса в этой кантате немецкий баритон Кристиан Имлер примерил на себя настолько эффектно и адекватно задачам музыки и стиля, что по своей эмоциональной яркости и темпераментности она запомнилось больше всего.

Дивный постбарочный раритет, открытый нами благодаря оркестру «Musica Viva» и маэстро Рудину, поражает невероятным разнообразием и богатством мелодической и чувственной фактуры, великолепием обстоятельно развернутых речитативов, необычайной свежестью и «светлостью» звучания арий, интересными композиционными находками в ансамблях. В своем «Руководстве к истинному искусству игры на клавире» К. Ф. Э. Бах писал: «Музыкант должен тронуть сердце слушателя, только если сам преисполнен переживаниями». Какие замечательные слова! И как показывает московское исполнение «Последних страданий Спасителя», высоко заданной композитором планке оно однозначно соответствует. Сегодня от светлого гения мастера остались лишь молчаливые ноты на бумаге, но современные музыканты с легкостью оживляют их словно по волшебству!

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Musica Viva

Коллективы

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ