Задержавшаяся весна «Болдинской осени»

Заметки о XXVIII Пушкинском фестивале в Нижнем Новгороде

Игорь Корябин
Специальный корреспондент
В отношении сценографии и костюмного облика «Бориса Годунова» и «Мазепы» сразу же бросается в глаза, что их прокат поддерживается в театре на уровне чрезвычайно высокой и качественной добротности.

Для Нижегородского государственного академического театра оперы и балета имени А.С. Пушкина словосочетание «Болдинская осень» давно уже стало ежегодным фирменным фестивальным брендом. И это не просто слова. В нынешнем юбилейном 80-м сезоне названный музыкальный смотр прошел в 28-й раз (с 14-го по 21 ноября), а его художественным руководителем стал художественный руководитель театра, дирижер Ренат Жиганшин. И сегодня обширную галерею спектаклей, концертов и премьер, состоявшихся в рамках такого знакового для театра фестиваля за такой внушительный отрезок времени, можно расценивать в качестве весьма весомого подтверждения серьезности художественных намерений коллектива. Официально «Болдинская осень» имеет статус Всероссийского Пушкинского фестиваля оперного и балетного искусства, однако пушкинская тема, всегда оставаясь в эпицентре этого музыкального праздника, каждый год дополняется и другими сюжетами классического музыкального репертуара.

1/5

Для любого нижегородца, которому небезразличны богатые исторические и культурные традиции региона, имя А.С. Пушкина ассоциируется, прежде всего, с музеем-заповедником Болдино (ныне – селом Большое Болдино). В начале XIX века это имение было разделено между отцом и дядей поэта. Трижды приезжая сюда (в осенние месяцы 1830-го, 1833-го и 1834 годов), Пушкин оказывался единственным обитателем пустующей усадьбы своего отца, и, как известно, эти периоды, объединенные исследователями творчества поэта общим названием «Болдинская осень», стали для него моментами невиданного всплеска творческой активности.

В этом сезоне в оперной части фестиваля творчество Пушкина было представлено показанным на открытии «Борисом Годуновым» Мусоргского, а также «Мазепой» и «Евгением Онегиным» Чайковского. В силу важности своей культурно-определяющей миссии эти постановки, как и «Пиковая дама» Чайковского, из репертуара театра не исчезают никогда (последняя, хотя в программу фестиваля этого года и не вошла, была показана незадолго до его открытия). К слову сказать, в репертуаре театра бережно сохраняются и другие спектакли на пушкинские сюжеты. Среди них – «Русалка» Даргомыжского, «Моцарт и Сальери» Римского-Корсакова, одноактная комическая опера «Граф Нулин» Алексея Николаева (1983), а также балет «Капитанская дочка» Тихона Хренникова (1999), увидевший свет нижегородской театральной рампы в 2003 году.

Выстраивая балетную репертуарную линию, в программу фестиваля нынешнего года организаторы включили как проверенную временем классику («Жизель» Адана и «Лебединое озеро» Чайковского), так и новую работу, премьера которой состоялась в октябре. Речь идет о вечере одноактных балетов болгарского композитора Кирилла Ламбова. Общее название премьерного хореографического диптиха – «Истории любви». В него вошли балеты «Нунча» и «Майя» по мотивам произведений М. Горького (первый отсылает к истории из сборника «Сказки об Италии», второй – к обработке валашской сказки «О маленькой фее и молодом чабане»). Обращение театра к литературному творчеству знаменитого уроженца Нижнего Новгорода – не менее символично, чем к творчеству Пушкина, и в силу этого предстает явно весомым и актуальным.

Но фестиваль «Болдинская осень» – это еще и повод приглашать для участия в нем как отдельных солистов других музыкальных театров страны, так и целые творческие коллективы. Приглашенные солисты были и на этот раз, но о них – несколько позже. Первым же делом необходимо отметить, что настоящий фурор на фестивале этого года произвел гастрольный показ балета «Сарпиге» на музыку Фёдора Васильева – постановки Чувашского государственного театра оперы и балета (хореография Елены Лемешевской, сценография и костюмы главного художника Чувашского театра оперы и балета Валентина Фёдорова). Для этого из Чебоксар в Нижний Новгород прибыла не только балетная труппа, но и оркестр во главе с художественным руководителем и главным дирижером театра Ольгой Нестеровой: изысканной тонкостью и элегантностью оркестрового сопровождения поразить Нижний Новгород ей однозначно удалось. В качестве ответного шага в рамках XXIV Международного оперного фестиваля им. М.Д. Михайлова в Чебоксарах, проходящего в этом году с 25 по 30 ноября, Нижегородский театр оперы и балета покажет постановку «Русалки» Даргомыжского.

Балет и опера – жанры, несомненно, родственные, в силу своего главного стержня – Ее Величества Музыки, но специфика нашего интернет-журнала существенно бóльшее внимание заставляет уделить опере. И если традиционный заключительный концерт фестиваля, в программе которого эти два жанра ежегодно сливаются в единое целое, в поле моего зрительского охвата объективно не попадал уже изначально, то с постановкой «Евгения Онегина» мне не довелось познакомиться совсем по иной причине. Выбор был весьма непрост и «драматичен», но альтернатива поездки в этот день в Большое Болдино, которая предполагала экскурсию по пушкинским местам и вечерний благотворительный концерт, закономерно взяла верх. Отказать себе в этом было решительно невозможно! И пусть этот концерт традиционно проходит в зале скромного кинотеатра, каждый год для местных жителей он становится важным событием – праздником, которого с нетерпением ждут и которому всегда искренне рады.

Зрительный зал на этих концертах неизменно полон: так было и на этот раз. В последние два десятилетия в Большом Болдино уверенно развивается туристическая инфраструктура, и – будем надеяться – уже следующий выездной концерт фестиваля пройдет в новом концертном зале Научно-культурного центра: отделочные работы в стенах этой площадки сегодня ведутся уже полным ходом. Несмотря на то, что фестиваль имеет всероссийский статус, в разные годы в его мероприятиях принимали участие и зарубежные артисты. Но полностью зарубежный десант в Большом Болдино высаживается в этом году впервые. Первопроходцами пушкинских мест стали артисты оперной компании «Solist Divas» из Республики Корея (Южной Кореи). Вместе с сопрано Ли Йонг Шин (руководителем коллектива) в Россию приехали сопрано Ким Юн Хи, сопрано Ли Джонг А, меццо-сопрано Бьён Джонг Ран, тенор Ким Чу Ван и баритон Юн Хёк Чин. В качестве аккомпаниатора выступил концертмейстер театра Александр Маркин, и по всему было видно, что «заговорить» с корейскими исполнителями на одном музыкальном языке ему однозначно удалось.

Корейские певцы были настолько воодушевлены посещением Болдино, что еще во время экскурсии по территории мемориального комплекса, несмотря на то, что пора золотой осени давно прошла и уже во всю ощущалось приближение зимы, Ким Чу Ван, не дождавшись репетиции, прямо на мостике через господский пруд вдруг запел арию Ленского на русском языке. Прозвучала она и на концерте. Конечно, проблема русского произношения для зарубежных, особенно азиатских певцов, с повестки дня не снимается, но то, с каким искренним воодушевлением и чувством этот шлягер русской оперы прозвучал в трактовке корейского тенора, я запомню надолго! Еще одним сюрпризом стал романс Чайковского «Нет, только тот, кто знал…», который, опять же, на русском языке весьма темпераментно исполнил баритон Юн Хёк Чин.

Весь мой предыдущий слушательский опыт убеждал в том, что корейские голоса, как правило, – небольшие по объему и легкие по фактуре. Но в этом ансамбле – именно ансамбле, так как многие номера концерта прозвучали в достойном ансамблевом исполнении – я услышал голоса достаточно сильные, драматически выразительные и фактурно-богатые. Кроме музыки Чайковского в концерте прозвучали вокальные пьесы Морриконе, Ллойд-Уэббера, Оффенбаха, Джордано, Верди, Масканьи, Дворжака, Бизе и Капуа. Из всей программы вечера меня больше всего потрясла полновесная, безупречно выдержанная драматическая аффектация в арии Маддалены из «Андре Шенье» Джордано, которую продемонстрировала Ким Юн Хи, а также стилистически точное и психологически акцентированное проникновение в образ в арии Русалки из одноименной оперы Дворжака, которое невероятно убедительно смогла осуществить Ли Джонг А.

Непривычно сочное и выразительное для голосов из Азии меццо-сопрано Бьён Джонг Ран наиболее ярко и полно показала себя в хабанере из «Кармен» Бизе. И, на мой взгляд, те слушатели, которые через день после закрытия фестиваля придут в театр на спектакль «Кармен», не должны уйти после него разочарованными, ведь в нем в «квартете» главных партий заявлена уже известная нам четверка корейских солистов: Бьён Джонг Ран (Кармен), Ким Чу Ван (Дон Хозе), Ли Джонг А (Микаэла) и Юн Хёк Чин (Эскамильо). Эта четверка вместе с сопрано Ким Юн Хи приняла участие и в заключительном концерте фестиваля. Прозвучавшие на нем номера с программой концерта в Болдино частично пересекались, но на редкость сильно запавшую в душу мелодично-печальную песню «Кымгансан», которую сочинил корейский композитор На Ун Йонг и которую с огромным успехом у публики в эффектном национальном корейском костюме исполнила Ли Йонг Шин, и можно было услышать лишь в Болдино. «Кымгансан» значит «Алмазные горы», и в этой песне выражена непреходящая печаль по поводу того, что жители Южной Кореи посещать эти невероятно красивые места, овеянные преданиями и легендами, давно уже не могут, так как это территория Северной Кореи.

Наконец, из Болдино, подарившего массу культурно-исторических и музыкальных впечатлений, мы снова возвращаемся под своды Нижегородского театра оперы и балета, ведь разговор об увиденных на его сцене постановках «Бориса Годунова» и «Мазепы» заслуживает, на мой взгляд, самого пристального внимания. Курс на традиционное прочтение «золотой» оперной классики этот театр вполне сознательно избрал уже давно, и этим он заполняет необычайно важную музыкально-культурную нишу в регионе. Не будь так, местную публику вряд ли удалось бы заманить в зрительный зал. Здешняя публика достаточно консервативна, но, если вдуматься, в таком провинциальном консерватизме ничего предосудительного нет. Русская «глубинка» всегда жила по своим законам и новаторские «прогрессивные» веяния всегда переваривала с большим трудом (кавычки здесь вовсе не случайны, ибо в большинстве случаев, как показывает жизнь, так называемый «прогресс» не ведет к конструктивности).

В отношении сценографии и костюмного облика «Бориса Годунова» и «Мазепы» сразу же бросается в глаза, что их прокат поддерживается в театре на уровне чрезвычайно высокой и качественной добротности. Опера «Мазепа» была поставлена в 1991-м, а «Борис Годунов» – в 1994 году. Так что в этом году «Борис Годунов» отмечает свой 20-летний юбилей, и сегодня, когда современный оперный театр просто достиг апогея режиссерской и сценографической вседозволенности, решение когда-то давно взять за основу знаменитые эскизы Фёдора Федоровского воспринимается как однозначно правильное и дальновидное. Сценографу Виктору Немкову и художнику по костюмам Людмиле Волковой, несомненно, удалось, главное – «имперскую» монументальность стиля Большого театра очень органично и естественно вписать в условия малого и ограниченного по глубине сценического пространства здешнего театра. По сравнению с партитурой, сегодня исполняемой в Большом театре и также имеющей определенные купюры, в постановке Нижегородского театра оперы и балета, кажется, оставлено лишь «всё, что нужно». Не теряя заложенной в ней эпичности и монументальности, она производит впечатление свежести, компактности и динамичности сценического воплощения.

Примерно в той же костюмно-сценографической манере большого стиля художником-постановщиком Борисом Ториком решена и опера «Мазепа». Ее сюжетная канва, хотя и разворачивается на богатом историко-этническом фоне, в прорисовке характеров предполагает заведомо бóльшую, если так можно выразиться, «камерность», и сценография это явно учитывает. Оба спектакля поставлены известным мэтром отечественной оперной режиссуры Отаром Дадишкилиани, однако при всех своих фундаментальных достоинствах «Мазепа» производит впечатление заведомо меньшее в силу откровенной статичности, причем – не только в хоровых эпизодах: очень статично и как-то напряженно неестественно воспринимается вся большая сцена в кабинете Мазепы. Если в каждой мизансцене «Бориса Годунова» буквально растворяешься без остатка, то в «Мазепе», без страха и упрека вполне доверчиво принимая все «разводки и подводки», пребываешь, как бы это парадоксально, на первый взгляд, ни звучало, в состоянии лишь «реалистичной условности». Но сегодня в оперном театре зачастую не встретишь и этого, так что в данном случае оценочные градации постановки «вполне хорошо» и «здóрово» – это, в любом случае, несомненный позитив.

Солист Пермского академического театра оперы и балета имени П.И. Чайковского Владимир Тайсаев выступил в партиях Бориса Годунова и Кочубея. Понятно, что по масштабности образа вторая из них явно уступает первой, но именно она явилась для певца безусловным попаданием в десятку. В «Борисе Годунове» на протяжении всего спектакля свой вокально-артистический потенциал от эпизода к эпизоду певец наращивал с завидным упорством, так что во всеоружии подошел к этому образу лишь в сцене смерти своего героя. Именно в финале и проступила та психологическая глубина, которой явно недоставало в сцене терема, особенно в финальном ее разделе – эпизоде кровавого видéния. В целом, певец, которого я бы отнес к категории баритональных басов, обладает весьма неплохим уровнем вокальной культуры, но сама природа голоса не всегда позволяла достигать ему в этой партии нужного результата.

Если на очевидный налет вокальной манерности и артистического самолюбования, проступивший в трактовке партии Марины Мнишек Татьяной Гарькушовой, просто не обращать внимания, то со всей очевидностью можно утверждать, что в наше время при явном дефиците настоящих меццо-сопрано мы имеем дело с одной из ярких представительниц этого вокального цеха. В роли Пимена вполне оптимистичное вокальное впечатление произвел бас Виктор Ряузов. Своим раскачанно-зычным, но в последнее время всё же отчасти выправившимся тенором, воздух в зрительном зале что есть сил мощно продавливал децибелами солист Большого театра России Роман Муравицкий.

За исключением Кочубея, вокально-ярких открытий постановка «Мазепы» так и не принесла. В партии Мазепы солист Музыкального театра имени Станиславского и Немировича Данченко, лирический баритон Евгений Поликанин (а партия эта еще какая драматическая!), весьма обнадеживающе бодро начав в ансамблевых сценах первого акта, в сцене кабинета, где от певца уже требуется огромная вокальная отдача, свои возможности в этой роли явно переоценил. Большая сольная сцена и дуэт с Марией, в которых много и на полновесной кантилене, прежде всего, требуется сначала петь, а уже затем играть, предстали заведомым эрзацем вокальной интерпретации. Выправить положение в третьем акте было уже практически невозможно: лакмусовой бумагой партии Мазепы всегда был и останется второй акт. В партии Марии былой ровности звучания на середине и piano, лишь постоянно «наезжая» на forte, сегодня уже не демонстрирует и Нина Товстоног: пожалуй, лишь финальная сцена и колыбельная Марии за счет яркого артистического всплеска этой партии и смогла хоть как-то переломить ситуацию к лучшему. Не задела за живое и небольшая, но сюжетно значимая партия Любови, вполне ровно, но отстраненно холодно исполненная Еленой Шевченко. И, наконец, в партии Андрея, даже при всей проблемности драматического звучания, хочется отметить тенора Сергея Перминова: конечно, в плане общей вокальной культуры контраст хотя бы с уровнем Романа Муравицкого не в пользу первого, но, как ни крути, качество самого голоса здешнего исполнителя впечатляет существенно больше.

Хоровые страницы обеих опер произвели просто фантастическое впечатление: хор Нижегородского театра оперы и балета оказался явно на подъеме (хормейстер – Эдуард Пастухов). Несколько резонирующее звучание оркестровых tutti, на мой взгляд, вообще, идет от специфики родной, но далеко не самой лучшей акустики театрального зала. Если четко понять, что творчески созидать в подобных условиях отнюдь не просто, то оркестровую палитру и «Бориса Годунова» (дирижер – Ренат Жиганшин), и «Мазепы» (дирижер – Роман Демидов) уверенно можно охарактеризовать как профессионально достойную, четко выдержанную в плане темпоритма, интонационных и кульминационно-смысловых штрихов. И поскольку оркестр – это базис музыкального театра, обретенные живые впечатления от его звучания, несомненно, настраивают на оптимизм.

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Александр Пушкин

Персоналии

Борис Годунов, Мазепа

Произведения

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ