Памяти Учителя

На концерте к 80-летию со дня рождения В. С. Попова

Игорь Корябин
Специальный корреспондент
Первый фестиваль «ОПЕРА Live» прошел с 16 октября по 6 декабря, и за этот временной отрезок на разных площадках Москвы состоялись один спектакль («Севильский цирюльник» Россини в «Новой Опере») и четыре концерта. Примечательной особенностью этих пяти вечеров стало участие в них самогó инициатора фестиваля.

В Москве существует целое море самых разнообразных музыкальных фестивалей, но мимо появления этого пройти было однозначно невозможно, хотя – в силу разных взаимоисключающих обстоятельств – мне и удалось посетить на сей раз всего лишь один из его концертов. Причина интереса к Музыкальному фестивалю Василия Ладюка «ОПЕРА Live», впервые состоявшемуся в этом году, несомненно, заключена в самом имени его лидера, профессиональное реноме которого в международной оперной «табели о рангах» сегодня необычайно высоко. Наш замечательный отечественный баритон – давно желанный гость на многих концертных и театральных площадках за рубежом, однако в последнее время певец очень много выступает и в России. Отныне такую принципиальную творческую позицию, связанную с планированием своей занятости, известный исполнитель решил закрепить еще и основанием в Москве собственного фестиваля – и подобная инициатива не радовать сердца меломанов просто не может.

Первый фестиваль «ОПЕРА Live» прошел с 16 октября по 6 декабря, и за этот временной отрезок на разных площадках Москвы состоялись один спектакль («Севильский цирюльник» Россини в «Новой Опере») и четыре концерта. Примечательной особенностью этих пяти вечеров стало участие в них самогó инициатора фестиваля. Повод же для настоящих заметок – концерт «Памяти Учителя», на котором мне довелось побывать 29 ноября в Светлановском зале Московского международного Дома музыки. Он был посвящен памяти Виктора Сергеевича Попова, основателя Академии хорового искусства, ее первого ректора и художественного руководителя ее Хора (80-летие со дня рождения мастера будет отмечаться 10 декабря). Уже само название концерта красноречиво говорило о том, что Василий Ладюк и певцы, которых он пригласил для участия в нем, – выпускники Академии хорового искусства, ныне носящей имя В.С. Попова.

Профессиональную школу Академии прошли занятые в концерте сопрано Екатерина Лёхина, сопрано Елена Галицкая, тенор Георгий Фараджев и бас Николай Диденко. Вместе с баритоном Василием Ладюком этот вокальный «квинтет» и стал главной движущей силой всего вечера. Само собой разумеется, что в концерте принял участие и Хор Академии хорового искусства имени В.С. Попова (художественный руководитель – Алексей Петров). Место же за дирижерским пультом Национального филармонического оркестра России (художественный руководитель и главный дирижер – Владимир Спиваков) занял Тимур Зангиев, едва ли сегодня не самый молодой дирижер в мире. Пока он – еще студент Московской консерватории, но с 2012 года является и дирижером-ассистентом Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко.

Опыт театральной ямы, приобретенный им за это время, однозначно можно было почувствовать уже на первом номере программы – увертюре к опере Россини «Вильгельм Телль». Национальный филармонический оркестр России – да еще в россиниевском репертуаре! – было просто не узнать, и это в хорошем смысле «мощное», но филигранно точное и осмысленное прочтение сразу же задало тон всему вечеру. Хоровая же дирижерская хватка молодого маэстро не замедлила проступить при исполнении величественных страниц партитур Верди – хора плененных иудеев из «Набукко» и сцены триумфа из «Аиды». То, как дирижеру легко и изящно удалось собрать воедино огромную махину хора (а его количественный состав был просто гигантский!), меня поразило и, признаться, даже растрогало. Но еще больше поразило то, как Тимур Зангиев работал с певцами: он был явно их самым лучшим музыкальным другом – не «врагом, а союзником верным». Вокально-сольную часть представленной под его руководством обширнейшей программы – за исключением лишь «Ave Maria» Каччини – составили фрагменты западноевропейских опер. Арии и дуэты первого отделения обращались к музыке Доницетти, Беллини, Делиба, Тома и Бизе, а всё второе было отдано музыке Верди.

На этом концерте Георгий Фараджев представил два сольных номера: романс Неморино из «Любовного напитка» Доницетти и песенку Герцога из «Риголетто» Верди. Первое убедило больше, чем второе, хотя спинтовость, со временем появившаяся в голосе певца, свободе звуковедения и пластической подвижности, необходимой для подобного репертуара, сопротивлялась уже значительно больше, чем в ситуации стопроцентно лирического звучания, каким оно когда-то и было. При этом в дуэте Дона Карлоса и Родриго из «Дона Карлоса» Верди теноровая спинтовость оказалась очень даже кстати, так что интерпретацию партии Дона Карлоса в этом фрагменте можно смело назвать весьма удачной. Несколько компромиссно в исполнении певца прозвучала лирическая партия Надира в дуэте Надира и Зурги из «Искателей жемчуга» Бизе, но излишняя напористость в вокале всё еще пока оставалась в рамках задач стиля.

Елену Галицкую на этом концерте лично я услышал впервые, и с неожиданным для себя удивлением могу сказать, что природными возможностями своего небольшого, сугубо камерного лирического голоса ввести меня в меломанский транс певица так и не смогла. И дело не только в этом: к малой полетности голоса примешивалась очевидная неровность вокальной линии, досадно частые «проседания» кантилены. При этом бесспорным коньком певицы была филигранность мелких пассажей и быстрой техники. Всё это весьма причудливым образом проявилось в ее интерпретации большой развернутой арии Марии из «Дочери полка» Доницетти, исполненной в оригинальной французской редакции. Изысканная утонченность и шарм в ней были, потрясающее артистическое ощущение чувства стиля – тоже, но явная «бесплотность» вокального посыла певицы, отсутствие ярких тембральных красок и теплоты чувства заводили в ее исполнении просто в тупик. В «цветочном» дуэте из «Лакме» Делиба (дуэте Лакме и Маллики) певица «отважилась» вдруг спеть партию Маллики, обычно исполняемую меццо-сопрано или даже контральто, но критично вовсе не это, а то, что в таком упоительном дуэте практически царил лишь потрясающе полновесный и фактурно-богатый голос одной лишь Екатерины Лёхиной, взявшей на себя партию Лакме. Елена Галицкая иногда «пробивалась» в трелях, но ощущения полновесности ее участия в этом номере у меня так и не возникло. Это ощущение не возникло и в дуэте Лейлы и Зурги из «Искателей жемчуга» Бизе. Хотя попеть в нем для сопрано много чего есть, вокальный рисунок партии этого голоса воспринимался очень формальным, набросочным эскизом.

Екатерина Лёхина, продемонстрировавшая в этот вечер великолепную вокальную форму, в сопровождении Хора Академии (соло на трубе – Юрий Архангельский) очень торжественно и сосредоточенно просветленно исполнила «Ave Maria» Каччини. Поистине совершенной предстала отточенная певицей до малейших нюансов интерпретация хрестоматийной арии Джильды из «Риголетто» Верди. Но подлинным гвоздем программы стало исполнение ею полонеза Филины из оперы «Миньон» Тома. Вот где надо было показать и голос, и кантилену, и подвижность звуковедения, и диапазон, и стиль! И со всем этим набором вокальных задач певица справилась превосходно, словно играючи.

На этом концерте Василию Ладюку, много выступавшему в дуэтах, не довелось спеть вместе лишь с Екатериной Лёхиной. Помимо уже упомянутых номеров с Георгием Фараджевым (дуэтов Дона Карлоса и Родриго, Надира и Зурги) и с Еленой Галицкой (дуэта Лейлы и Зурги) два больших фундаментальных дуэта рафинированный, тонко чувствующий фактуру вокального материала баритон исполнил с невероятно зычным и мощным басом Николаем Диденко (настоящим басом profondo). Это фрагменты из опер Верди – дуэт Филиппа и Родриго из «Дона Карлоса» и финальный дуэт Симона и Фиеско из «Симона Бокканегры». На сегодняшнем этапе своей карьеры драматический репертуар Верди Василий Ладюк лишь только начинает аккуратно «прощупывать», делая это очень умело и грамотно. Из «Дона Карлоса» в исполнении певца мы услышали также сцену смерти Родриго – и вердиевский баритональный пласт оказался представленным на этом концерте довольно-таки объемно и щедро, учитывая ту степень драматического наполнения, которую необходимо в него вложить (особенно в партии Симона Бокканегры). Но даже в драматическом репертуаре благородство кантилены и точность интонационного посыла никто ведь не отменял! И с этим в техническом арсенале Василия Ладюка всё в полном порядке!

Мощное звучание голоса Николая Диденко, несомненно, сразу же приковывает к себе. Это один из редких в наше время голосов, который, кажется, всегда будет востребован. Но на одном только голосе полноценный оперный образ создать невозможно. Конечно же, вердиевский репертуар – это то, что ложится на индивидуальность певца наиболее адекватно, и прозвучавшие в его исполнении ария Филиппа из «Дона Карлоса» и романс Фиеско из «Симона Бокканегры» именно к этой мысли и склоняют. Подтверждают это и оба названных выше вердиевских дуэта, исполненных им с Василием Ладюком. И всё же в этих интерпретациях в басовом звучании хотелось бы услышать больше нюансов, больше психологических оттенков, больше интонационных «изгибов». Прямолинейность и статуарная неповоротливость вокальной эмиссии певца, по-видимому, и привели к тому, что в арии Рудольфа из «Сомнамбулы» Беллини певец ограничился лишь ее медленной частью, благополучно расставшись с быстрым финалом. Да и в медленной части этой арии голос певца в репертуаре бельканто ощущал себя, как мне показалось, не слишком свободно и уверенно. Я же, как слушатель, со своей стороны на сто процентов уверен в том, что такие фестивали и подобные гала-концерты нужны и важны. Уверен и в том, что неравнодушные к оперному вокалу меломаны именно в этом со мной и согласятся.

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ