Сияние бельканто в театральных сумерках

«Лючия ди Ламмермур» в Вероне

Ирина Сорокина
Специальный корреспондент
«Лючия», конечно, опера ульртраромантическая и совсем не веселая, но что слишком, то слишком! Даже в сцене подписания брачного контракта несчастная ламмермурская невеста появлялась в глухой черной вуали, не говоря уже о том, что платье на ней было то же, что в первом акте и первой картине второго действия... черно-серое! Костюмы Франсуаз Райбо не принимали во внимание время действия оперы (у Каммарано конец XVI века), а, скорее, отсылали к пост-викторианской эпохе. Все бы ничего, но все мужские персонажи были разодеты в почти одинаковые наряды! Цвет? Темно-серый...

Противоречивую «Лючию ди Ламмермур» показали на сцене театра Филармонико в Вероне. Оперой Доницетти, хорошо известной и все же не слишком часто появляющейся на сцене, официально открылся сезон 2014/15 года. «Лючия», кстати, не появлялась здесь с 1996 года. Самым естественным образом ожидалось событие... но его не получилось.

Спектакль прибыл в Верону из Катании: речь шла о прокате постановки театра Массимо Беллини. Сам факт проката спектакля из Сицилии в области Венето говорит за себя: речь идет об экономии средств, что при сложившейся в Италии экономической ситуации дело привычное.

Но, похоже, «Лючия ди Ламмермур» стала жертвой гипертрофированного представления о том, как экономить: спектакль практически был сделан «из ничего».

1/3

На почти полностью голой сцене можно было заметить лежащий на земле ствол дерева (во второй картине первого действия, сцене Лючии с Алисой и затем с Эдгаром), фонари, стол, в последней сцене притащили несколько кладбищенских памятников.

Значащийся в афише сценограф Стефано Паче почти полностью для создания внешней оправы спектакля использовал видеопроекцию: лес с пролетающими над головами верных Аштону людей птицами в первом действии, угрожающие черно-синие небеса с беспокойной и тусклой луной в первой картине второго, три больших витража в сцене подписания брачного контракта, наполовину обрушившаяся мрачная башня в качестве фона для дуэта Эдгара и Энрико. Автор видеопроекции Массимилиано имел одну фамилию с художником – Паче. У автора не хватило времени выяснить, были ли два автора сицилийской «Лючии», эмигрировавшей в Верону, родственниками... Скорее всего, были. Зато понадобились всего лишь считанные мгновения, чтобы устать от бесконечной черноты, доминировавшей в спектакле...

«Лючия», конечно, опера ульртраромантическая и совсем не веселая, но что слишком, то слишком! Даже в сцене подписания брачного контракта несчастная ламмермурская невеста появлялась в глухой черной вуали, не говоря уже о том, что платье на ней было то же, что в первом акте и первой картине второго действия... черно-серое! Костюмы Франсуаз Райбо не принимали во внимание время действия оперы (у Каммарано конец XVI века), а, скорее, отсылали к пост-викторианской эпохе. Все бы ничего, но все мужские персонажи были разодеты в почти одинаковые наряды! Цвет? Темно-серый...

Подобно сценографу, был незаметен режиссер из Катании Гульельмо Ферро, работавший в драматическом театре и пополнивший несметное полчище режиссеров, которые не имеют никакого представления, что делать с Владычицей, то есть с Оперой. Спектакль свелся к проекции и к удачному выступлению предоставленных себе певцов. В начале второго действия по кабинету Энрико бродили мужчины, «вооруженные» некими предметами, которые можно было счесть как щетками, так и миноискателями! Вопрос остался непроясненным и вызвал смех и слезы. Первый по адресу артистов миманса, которым пришлось выполнять эти действия, последние по адресу вновь обиженной Владычицы...

Автору пришлось слушать второй состав, и она нимало в этом не раскаивается! Мария Грация Скьяво, не наделенная, как многие представители ее поколения, особой красотой тембра или какими-либо другими выдающимися качествами, с честью вышла из поединка с трудной и длинной партией Лючии, как победила и в соревновании с солирующей флейтой в сцене безумия. Голос Скьяво, несколько хрупкий, без яркой окраски, чуточку «белесый», однако певица пела очень музыкально, демонстрировала продуманную фразировку, чисто выпевала виртуозные пассажи. Вдохновенному исполнению сцены безумия зал внимал, затаив дыхание, и взорвался горячими аплодисментами, когда «мертвая» поднялась и вышла на поклоны.

Прекрасное впечатление произвел молодой тенор Алессандро Скотто ди Луцио, пышное имя которого вполне себя оправдало: наделенный physique du role, стройной фигурой и привлекательным лицом, пленивший благородной манерой держаться на сцене и умением носить костюм, он, думается, завоевал многие сердца. В идеале воображение рисовало именно такого Эдгара, каким был Алессандро: высоким, чуточку бледным, с ниспадающими на плечи кудрями, страстно влюбленным, бесконечно страдающим, на грани пропасти... Голос молодого тенора, как и голос его партнерши, не поразил исключительной красотой, зато пленили мягкость вокальной линии и превосходное владение стилем романтического бельканто. Bravo, Алессанлро Скотто ди Луцио! В скобках необходимо добавить, что в другие дни, когда пел первый состав с участием Ирины Лунгу и Пьеро Претти, Алессандро выступил в небольшой роли Артура, и в ней также очаровал публику вокально и сценически.

Марко Ди Феличе, один из крепких и надежных баритонов, которыми, к счастью, может похвастаться современная итальянская оперная сцена, имеет все необходимые качества для партии Энрико, которая в целом ему удалась, как удался и образ жестокого брата Лючии. Ди Феличе предпочел обрисовать Энрико только черными красками, в открытой полемике с Кристианом Сенном, совсем недавно создавшим крайне человечный и волнующий персонаж в другой «Лючии» на сцене театра Доницетти в Бергамо. У Ди Феличе образ Энрико получился монотонным, а его мужественный и отлично сфокусированный голос доставил бы гораздо больше удовольствия, если бы звучал с большим благородством. Не помешало бы и разнообразие оттенков.

Достойным окружением трех главных персонажей были Сеунг Пил Чой (Раймонд), Франческо Питтари (Артур), Элиза Бальбо (Алиса). Знаменитый секстет второго действия, которого с замиранием сердца ждет каждый, кто знает и любит «Лючию ди Ламмермур», оправдал ожидания, пленив ухо сбалансированностью звучания и тонкостью музыкальной отделки. Как всегда, выше всяких похвал был хор Арена ди Верона, подготовленный маэстро Сальво Згро: фрагмент, следующий за соло Раймонда, объявляющем об ужасном убийстве Лючией Артура, артисты хора спели с таким мастерством и вдохновением, что удостоились заслуженной овации.

Фабрицио Мария Карминати, подлинный специалист, когда речь идет об этой ветви репертуара, дирижировал крайне внимательно и корректно, деликатно аккомпанируя певцам.

Театр на этот раз проиграл, музыка победила. Что добавить? Я бы добавила восхищение вечно прекрасной музыкой Доницетти, и в особенности преклонение перед красотой оперы «Лючия ди Ламмермур»! Ну, а спектакль под маркой «Театро Массимо Беллини» придется скоренько сдать в архив.

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Лючия ди Ламмермур

Произведения

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ