В Татарском академическом театре оперы и балета им. М. Джалиля начался ХХХIII Международный оперный фестиваль им. Федора Шаляпина. Наш журнал обязательно познакомит читателей с лучшими спектаклями фестиваля. А сейчас предлагаем небольшой репортаж об открытии форума.
В этом году Шаляпинский фестиваль посвящен 140-й годовщине со дня начала регулярных оперных постановок в этом городе. 1 февраля, в день открытия феста, давали оперу Пуччини «Турандот» в постановке Михаила Панджавидзе. Но спектакль был предварен небольшой торжественной частью, что стало приятным сюрпризом для публики. После третьего звонка, когда переполненный до отказа зал затих, раздались фанфары, раздвинулся занавес, и публика увидела во много раз увеличенную афишу спектакля «Жизнь за царя» – именно этой оперой Глинки в августе 1874 года знаменитый российский антрепренер Петр Медведев начал работу в Казани постоянной оперной труппы.
Исторические вехи любимого казанцами оперного театра можно было увидеть в фильме, который был показан в начале торжественной части. Когда он завершился, на сцену вышли известные певцы, лауреаты международных конкурсов, поющие на лучших сценах мира – Альбина Шагимуратова и Михаил Казаков, оба они – солисты казанской оперы. «Наши маяки», — назвал их в фильме директор оперного театра Рауфаль Мухаметзянов, благодаря грамотному менеджменту которого казанский театр сейчас – один из самых благополучных в России. Впрочем, его хорошо знают и в Европе – в течение сезона балетная и оперная труппа из Казани дает здесь около 150 спектаклей.
Когда Шагимуратова и Казаков завершили короткий экскурс в историю казанской оперы, на сцену был приглашен президент Татарстана Рустам Минниханов. Помимо традиционного поздравления с началом фестиваля и юбилеем оперы, у главы Татарстана была и еще одна приятная миссия – он вручил правительственные награды более чем двадцати сотрудникам театра. Это были артисты оркестра, солисты, представители технических служб театра – одним словом те, кто создает спектакль. А директор театра удостоился благодарности президента и длительных аплодисментов публики.
Первый фестивальный спектакль прошел на подъеме – Ахмет Агади, Оксана Крамарева, Сергей Ковнир, Жаннат Бактай продемонстрировали и прекрасный вокал, и отличное актерское мастерство. Сама же постановка «Турандот» в Казани – это изыск режиссерских исканий Панджавидзе, это рассказ о том, что даже любовь не может заставить порой отказаться от нравственных ценностей. Главный дирижер оркестра маэстро Ренат Салаватов, стоявший в этот вечер за пультом, четко и уверенно вел оркестр, демонстрируя знаменитую «мусинскую школу».
Шаляпинский фестиваль, в программе которого десять оперных постановок и два гала-концерта, завершится 17 февраля. Билеты на него были распроданы еще в декабре, в течение одного дня. Естественно, на всех спектаклях будут аншлаги.
30 января в Концертном зале им. Чайковского была исполнена опера Рубинштейна «Демон». Полусценическую версию оперы представили дирижер Михаил Татарников и ГАСО им. Светланова. Режиссер-постановщик — Дмитрий Бертман. В главных партиях выступили Дмитрий Хворостовский (Демон) и Асмик Григорян (Тамара).
Наш автор Татьяна Елагина побывала на представлении. Читайте ее рецензию в следующем выпуске журнала.
Близится очередная московская премьера. 18 февраля Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко представит шедевр русской оперной классики — «Хованщину» Мусоргского. Музыкальный руководитель спектакля – Александр Лазарев, режиссер-постановщик — Александр Титель.
В преддверии этого события театр предложил своим зрителям цикл камерных вечеров в Музыкальной гостиной из произведений Мусоргского. Программу первого вечера, состоявшегося 26 января, представил бас Роман Улыбин, исполнивший вокальный цикл «Песни и пляски смерти», романсы и песни композитора. Партия фортепиано – Анна Рахман.
Второй концерт цикла пройдет 10 февраля. В программе – «Картинки с выставки» в исполнении Андрея Гугнина (фортепиано) и вокальный цикл «Детская», который споет Мария Пахарь (сопрано).
В норвежском городе Тромсё, расположенном в 300 км за полярным кругом, в пятницу состоялось первое выступление оперной труппы Большого театра, впервые в своей истории гастролирующей в королевстве. Звезды российской оперы были приглашены в Тромсё организаторами фестиваля музыки и искусства «Северное сияние», которые проводится уже в 28-й раз.
«Два выступления Большого стали главным украшением десятидневного фестиваля. На протяжении последних недель ожидание нарастало и сегодня достигло своего пика. О российских артистах говорит весь город. Мы хотим и в будущем знакомить жителей Тромсё с российским искусством и рассчитываем на долгое и плодотворное сотрудничество с Большим театром», – сказал ТАСС директор фестиваля Эйвинд Баккебю Муэ.
В Тромсё оперной труппе ГАБТа предоставлена сцена крупного киноконцертного зала «Аврора кино фокус». В главных партиях моцартовской «Свадьбы Фигаро» заняты артисты оперной труппы, приглашенные солисты и участники Молодежной оперной программы Большого театра. В их числе — Александр Миминошвили (Фигаро), Константин Шушаков (граф Альмавива), Анна Крайникова (графиня), Алина Яровая (Сюзанна), Александра Кадурина (Керубино).
Информагентство FlashNord, 31.01
На главной американской сцене состоялась очередная оперная премьера. В один вечер давали «Иоланту» Чайковского и «Замок герцога Синяя Борода» Бартока (совместная постановка Метрополитен-опера и Большого театра Варшавы). Дирижер — Валерий Гергиев, режиссер-постановщик — Мариуш Трелинский.
Первый спектакль должен был состояться 26 января, но из-за неблагоприятных погодных условий в Нью-Йорке премьера была перенесена на 29 января. Всего до 21 февраля планируется серия из 7 спектаклей, два из них проведет Павел Смелков.
В главных партиях «Иоланты» заняты Анна Нетребко (Иоланта), Петр Бечала (Водемон), Алексей Марков (Роберт). В опере Бартока участвуют Михаил Петренко (Герцог) и Надя Михаэль (Юдит).
Постановка «Иоланты» является продолжением начавшегося в прошлом году проекта «Русские сезоны в Мет». В американской столице уже были показаны «Евгений Онегин», «Князь Игорь» и «Нос» под управлением Гергиева и с участием солистов Мариинского театра.
Наш журнал планирует в одном из очередных выпусков журнала подробнее познакомить читателей с новой работой Метрополитен-опера.
По материалам информагентств и пресс-релизам театров
Подготовили Татьяна Мамаева (XXXIII Международный оперный фестиваль имени Шаляпина) и Евгений Цодоков
Большой театр, Метрополитен-опера, Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко, Шаляпинский фестиваль
Театры и фестивали
Произведения