Три века «Опера комик» (продолжение)

Евгений Цодоков
Главный редактор
Эпоха «Второго Театра Фавара» длилась без малого полвека до 1887 года. И при монархическом, и при республиканском правлении она была относительно независимой и последовательной в художественном плане, несмотря на революционные бури 1848 и 1871 годов. Так, с 21 февраля 1848 года, когда в Париже в связи с запрещением знаменитого «банкета реформистов» начались народные волнения, переросшие в революцию, в «Опера комик» как ни в чём не бывало шли премьерные спектакли очередной комической безделушки «Жиль-соблазнитель» модного в те времена композитора Альбера Гризара.

Сегодня мы продолжаем публикацию, посвященную 300-летнему юбилею знаменитой парижской «Опера комик». История этого театра во многом олицетворяет собой пути развития национального французского оперного искусства.

4. От «Первого Театра Фавара» ко «Второму».

Итак, в 1783 году «Опера комик» обрела, наконец, собственное здание. 28 апреля в присутствии императрицы Марии-Антуанетты состоялось открытие «Первого Театра Фавара». На торжественном представлении были исполнены фрагменты из произведений выдающегося французского композитора Андре Эрнеста Модеста Гретри. Это событие ознаменовало собой новую веху в развитии театра.

А спустя год здесь состоялась мировая премьера его лучшего и самого известного произведения «Ричард Львиное сердце». Любому любителю оперы, даже мало знакомому с творчеством Гретри, известна по крайней мере одна мелодия из этой оперы – ария Лоретты из 1 акта, которую Чайковский процитировал в «Пиковой даме», вложив у уста Графини. Шедевр Гретри наглядно показывает, чего добилась французская комическая опера к концу 18 столетия. Это уже не пародия и не веселые песенки – это стройное музыкально-драматическое произведение предромантического склада, успешно конкурирующее с серьезной лирической трагедией. По мнению выдающегося музыковеда Г. Аберта, автор «подвел ее к высоким музыкальным задачам». Здесь уже формируется героика будущей «оперы спасения», ведущей прямиком в 19 век.

Конечно, не следует преувеличивать новых тенденций. Они вполне мирно уживались со старыми. И даже новые революционные будни Франции не могли их поколебать. Показательна первая премьера «Опера Комик» после исторического события 14 июля 1789 года – взятия Бастилии. 1 августа в театре как ни в чем не бывало давали новую безделушку, сентиментальную пастораль «Старость Аннеты и Любена» по мотивам Жана Мармонтеля. Автор – ныне совершенно забытый композитор Пьер-Даниэль Августин Шапель.

Однако политика по-иному, но все же ворвалась и сюда, в казалось бы тихую заводь изящного искусства – в годы революции в «Опера комик» новые власти решительным образом запретили показывать «Ричарда» Гретри, где сквозили верноподданнические настроения, а знаменитая в те времена ария главного героя «О Ричард, о мой король» считалась своего рода гимном монархистов…

Вернемся к истории «Опера комик». В том же 1789 году случилось художественное событие, сыгравшее в будущем существенную роль в истории этого театра. Парикмахер Марии-Антуанетты Леонард-Алексис Отье и виолончелист Джованни Виотти получили королевское соизволение на создание новой оперной труппы, получившей в честь своего покровителя, будущего короля Людовика XVIII, название «Театр Месье». Франция не была бы Францией – поэтому годы революции не помешали успешной деятельности новой труппы, если не считать переездов из одного помещения в другое и благоразумной смены названия на «Театр Фейдо» по имени улицы, где он окончательно расположился в 1791 году. Удивительно, но театру в этом хаосе удалось даже выстроить для себя новое здание на 1800 мест (архитекторы Жан Молино и Жак-Гийом Легран).

За 10 лет своего существования театр «Фейдо» также претерпевал различные метаморфозы. Он закрывался (в 1792 году после ареста короля), принимал в свои ряды артистов из театра «Комеди Франсез» и т. д. Однако выжил. Здесь состоялось множество интересных и знаменательных оперных премьер. На сцене театра впервые прозвучали выдающиеся творения Луиджи Керубини «Лодоиска», «Медея» и «Два дня, или Водовоз», не менее популярная «Пещера» Лесюэра. Все это закончилось неожиданным образом – новым объединением. В 1801 году указом Наполеона произошло слияние двух коллективов – «Опера комик» и «Фейдо». Зал «Фавар» к тому времени требовал капитального ремонта и новый театр расположился в помещении «Фейдо». Первое представление уже объединенной труппы – опера Керубини «Два дня» – состоялось 16 сентября 1801 года. Новому театру было присвоено имя – Théâtre national de l'Opéra-Comique – Национальный театр комической оперы. Это полное официальное название театр носит по сей день, хотя в обиходе по-прежнему популярно его краткое название – «Опера комик».

Новый театр имел в своем распоряжении оркестр из 40 музыкантов, 20 певцов, а также артистов балета. Относительно спокойным можно считать этот период существования «Опера комик». Любопытно, что театр не вернулся в восстановленный зал «Фавар», который был отдан в 1802 году вновь сформированному «Театру Итальен». До 1829 года деятельность «Опера комик» протекала в здании «Фейдо», лишь дважды за это время спектакли давались за его пределами (оба раза в 1804 году, в зале Фавар» и Театре Олимпик). Здесь ставились преимущественно сочинения французских авторов (Мегюль, Изуар, Герольд, Далейрак, Буальдьё, Обер, Галеви), популярны были оперы знаменитого скрипача и композитора Родольфа Крейцера («Поль и Виргиния» и др.). Иногда исполнялись и итальянцы (например, Пиччинни). Репертуарная политика с упором на национальную школу делала «Опера комик» не очень привлекательной для высших аристократических кругов Франции. Комическую оперу посещала в основном буржуазия, представители средних классов.

Из наиболее известных премьер этого периода следует отметить оперу Мегюля «Иосиф» (1807) и, особенно, шедевр Франсуа Буальдье «Белая дама» (1825). Эта замечательная романтическая опера была невероятно популярна в 19 веке (в т. ч. в России), достаточно сказать, что в одном Париже она выдержала до конца столетия более 1500 представлений! Об опере восторженно отзывались Вебер и Вагнер, который в своем раннем творчестве испытал ее влияние. Некоторые эпизоды «Белой дамы» обладают поистине новаторскими чертами, демонстрируя блестящее драматургическое мастерство композитора. Такова, в частности, знаменитая Сцена аукциона, от которой нити тянутся к аналогичной сцене в «Похождениях повесы» Стравинского.

9 февраля 1829 года в «Опера комик» состоялся оперный дебют знаменитого автора «Жизели» Адольфа Адана, который сочинил для театра одноактную комическую оперу на русский сюжет – «Пётр и Екатерина». Это была последняя премьера в театре «Фейдо». 16 апреля в здании началось обрушение и его вынуждены были снести. Театр «Опера комик» был срочно переведен в другое помещение – Зал Вантадур, ставший пристанищем театра на три года. Уже 20 апреля здесь состоялся первый концерт коллектива театра, где исполнялись произведения Мегюля и Обера. Пребывание в Зале Вантадур ознаменовалось двумя блестящими премьерами – операми «Фра-Дьяволо» Даниэля Обера (1830) и «Цампа, или Мраморная невеста» Фердинанда Герольда (1831). В обеих, хотя и по-разному, доминирует романтическая разбойничья тема, весьма популярная в те времена. Обе оперы, особенно «Фра-Дьяволо» ставились в России, а советские времена в опере Обера блистал на сцене Большого театра Сергей Лемешев.

Однако Зал Вантадур оказался слишком дорогим для театра, и в 1832 году его ожидало очередное переселение, на этот раз в так называемый Зал Биржи, или, как его еще называли «Новый театр» (ныне не существует). Следующие восемь лет «Опера комик» провела здесь. Несколько блестящих исторических премьер украшают этот период деятельности театра. Это – лучшие оперы Герольда «Луг писцов» (1832) и Адана «Почтальон из Лонжюмо» (1836), «Чёрное домино» Обера (1837). В 1837 году здесь дебютировал своей оперой «Двойная лестница» Амбруаз Тома. И, наконец, одним из высших достижений этого времени стала «Дочь полка» Доницетти (1840).

Прелестная «Дочь полка», с ее знаменитыми девятью верхними «до» в арии Тонио, написанная в парижский период творчества композитора, входит в число если и не самых лучших творений Доницетти, но, безусловно, очень удачных и привлекательных. Ее сценическая судьба оказалась весьма счастливой. Премьера оперы, состоявшаяся 11 февраля 1840 года и собравшая цвет парижского общества, как это часто бывает, не встретила особых восторгов, возможно, по причине не очень удачного выступления тенора. Но в дальнейшем ее успех стремительно нарастал, и она выдержала в первом же сезоне 44 представления. Об этой премьере упоминает в своих мемуарах, изданных в 1880 году, великий тенор Жильбер Дюпре, находившийся в зале. Он успокаивал Доницетти такими словами: «Твоя «Дочь полка» – драгоценность, но у тебя слишком много драгоценностей, и поэтому торговцы фальшивыми драгоценностями недолюбливают тебя и бунтуют. На первом представлении нередко тон задает меньшинство, и если они хотят провалить оперу, им это удается, потому что публику всегда легко склонить в ту или иную сторону. Но твоя опера возьмет реванш, вот увидишь». В следующем году Доницетти, находясь в Швейцарии напишет еще одно произведение для «Опера комик» — это была опера «Рита, или Побитый муж». Однако ее судьба оказалась менее удачной и премьера состоялась здесь лишь спустя почти 20 лет – в 1860 году…

5. От «Второго Театра Фавара» к «Кармен»

Воистину, потребовалось еще одно драматическое событие, чтобы история «Опера комик» вновь поменялась! На этот раз в дело вмешался пожар, Это был не последний пожар в судьбе «Опера комик». Тем не менее, 15 января 1838 года во время представления «Дон Жуана» Моцарта сгорело здание «Первого Фавара», где располагался в то время «Театр Итальен». Это обстоятельство подвигло государство на строительство «Второго зала Фавара». Зал, вместимостью 1500 мест построил архитектор Луи Шарпантье. И было решено перевести туда труппу «Опера комик». Открытие состоялось 16 мая 1840 года оперой «Луг писцов». А спустя два дня в стенах нового театра прошла и первая премьера – была поставлена опера Обера с весьма символическим названием «Занетта, или Игры с огнем».

Эпоха «Второго Театра Фавара» длилась без малого полвека до 1887 года. И при монархическом, и при республиканском правлении она была относительно независимой и последовательной в художественном плане, несмотря на революционные бури 1848 и 1871 годов. Так, с 21 февраля 1848 года, когда в Париже в связи с запрещением знаменитого «банкета реформистов» начались народные волнения, переросшие в революцию, в «Опера комик» как ни в чём не бывало шли премьерные спектакли очередной комической безделушки «Жиль-соблазнитель» модного в те времена композитора Альбера Гризара.

В театре продолжают ставиться оперы ведущих авторов той эпохи – Буальдьё, Обера, Адана, Галеви, Флотова. Он пользуется успехом у парижан, однако уже не таким всеобщим, как в 30-е годы. Во всяком случае, в него, как утверждает в своих мемуарах Гектор Берлиоз, «фешенебельная публика избегает ходить». Это сказано Берлиозом в 1846 году, когда именно в Комической опере была впервые исполнена его драматическая легенда «Осуждение Фауста». Предоставим ему слово: «Дело происходило в конце ноября, снег, погода была ужасная, у меня не было модной певицы для исполнения партии Маргариты. <…> Все это привело к тому, что мне пришлось исполнять Фауста при полупустом зале. Милая парижская публика, посещающая концерты, про которую говорят, что она интересуется музыкой, преспокойна оставалась дома <…> на обоих концертах в этом театре собралось не больше публики, чем если бы там исполнялись самые незначительные оперы из его репертуара».

Начиная с 1847 года положение «Опера комик» осложнилось. У театра возник еще один конкурент. Во французской столице был основан новый государственный оперный театр, у истоков которого стоял Адольф Адан. Поначалу он именовался «Национальной оперой», а с 1852 года получил вошедшее в историю оперного искусства название «Театр Лирик». Именно здесь состоялись премьеры ряда опер Шарля Гуно, в том числе знаковых – «Фауста» и «Ромео и Джульетты». Кроме этого в театре увидели свет оперы Бизе «Искатели жемчуга» и «Пертская красавица», «Троянцы в Карфагене» Берлиоза.

В 1848 году у руля «Опера Комик» встал новый директор, художник Эмиль Перрен, оказавшийся весьма способным и энергичным администратором. Десять сезонов подряд (до 1857 года) он провел на посту директора, эффективно руководя им, потом еще раз кратковременно возвращался туда в 1862, но вскоре покинул театр, получив назначение на пост директора Парижской оперы. В 1854 году сохраняя руководство в «Опера комик» Перрен был одновременно назначен также директором «Театра Лирик». Такая ситуация продолжалась чуть больше года, вызвав некоторое волнение в труппе последнего. Администрация была вынуждена даже опубликовать в парижской Музыкальной газете заявление следующего содержания: «Каждый театр остается самостоятельным, со своей репертуарной политикой, никакого подчинения не будет, а благородный дух творческого соревнования не может не быть полезным для искусства». Десятилетие Перрена не ознаменовалось премьерами, вошедшими в историю. Впрочем, некоторые из них были громкими. Среди наиболее известных – «Пиковая дама» Галеви (1850), «Северная звезда» Мейербера (1853) и «Манон Леско» Обера (1856). В свое время эти оперы были популярными, но сейчас, практически, не исполняются, сохраняя некоторое историческое значение.

Особенно это касается «Северной звезды», которую ставили по всей Европе, в том числе и в России. Именно этой опере мы обязаны той едкой характеристике, которую дал парижскому театру Комической оперы А.Серов в своей большой статье о «Северной звезде», где утверждал, что в театре этом, «во всей типичности своей отражается французский национальный характер», «музыки тут вообще гораздо побольше, конечно, чем в водевилях, но именно настолько, чтоб никак не надоесть, не наскучить неугомонной, нетерпеливой парижской публике, для которой – повторяю – пиеса всегда в тысячу раз важнее музыки, хотя бы самой лучшей на свете». Позднее, в 1859 году на сцене «Опера комик» увидела свет еще одна опера Мейербера – «Динора».

В 1858 в репертуаре «Опера комик» впервые появляется произведение короля французской оперетты Жака Оффенбаха – одноактная музыкальная буффонада «Двое слепых», мировая премьера которой состоялась тремя годами ранее. Оффенбах, кстати в юности игравший в оркестре Комической оперы на виолончели, очень долго безуспешно пытался поставить здесь что-нибудь своё. Однажды в 1855 году он даже отчаявшись написал: «Я говорил себе, что комическая опера покинула «Опера комик», что истинно шутовская, веселая, остроумная музыка, короче, музыка, в которой бурлит жизнь, все больше и больше уходит в забвение. Композиторы, работавшие на «Опера комик», писали малые большие оперы (petits grands-орега)». Это было, конечно, не совсем справедливо. На самом-то деле, всегда дорога к успеху бывает трудной и проходит череду непризнаний.

И только добившись успеха и открыв свой собственный театр «Буфф-Паризьен», Оффенбах наконец, добился благосклонности руководства «Опера комик». В дальнейшем он поставил здесь несколько своих оперетт, в том числе «Робинзон Крузо». Вершиной сотрудничества гения оперетты и «Опера комик» стала постановка его лучшего опуса – оперы «Сказки Гофмана». Но это случилось намного позже и об этом еще пойдет речь.

Среди художественных событий 60-х гг. надо выделить три. Два из них приходятся на 1866 год. Сначала в театре была впервые поставлена опера Гуно, ставшего в том году академиком, членом Института Франции. Это была французская премьера очаровательной комической миниатюры «Голубка» по басне Лафонтена «Сокол и каплун», до этого исполнявшаяся только в Германии. К парижской постановке Гуно переделал одноактную версию в 2-х актную. В 1924 году новую редакцию оперы (с речитативами, сочиненными Ф. Пуленком и оригинальной сценографией Хуана Гриса) показала в Монте-Карло антреприза Сергея Дягилева.

А 17 ноября 1866 года на сцене Комической оперы состоялась мировая премьера самого популярного опуса Амбруаза Тома – «Миньон», по мотивам романа Гёте «Годы учения Вильгельма Мейстера». Нынче по известности эта опера уступает «Гамлету», но в 19 веке пользовалась огромной популярностью, выдержав в первом же сезоне около 100 представлений. Сохраняя внешние признаки комической оперы – разговорные диалоги – «Миньон», безусловно, по духу можно отнести к жанру лирической оперы, получившему в те годы распространение во Франции. Кстати, позднее Тома, как несколькими годами ранее и Гуно в «Фаусте», переработал оперу, включив в нее речитативы – именно этот вариант и стал наиболее распространенным.

В следующем 1867 году свой оперный дебют в «Опера комик» праздновал гений французского оперного жанра Жюль Массне. При содействии Тома директорат театра предложил талантливому композитору написать одноактную комическую оперу, постановку которой он заслужил как лауреат Римской премии. Массне был счастлив и воодушевлен, «как я был горд, – вспоминает он, – получать мои первые бюллетени репетиций и садится на то же самое место на этой знаменитой сцене, которое ведали Буальдьё, Герольд, Обер, Амбруаз Тома, Виктор Массе, Гуно, Мейербер!..» Довольно игривый сюжет оперы о том, как некий маркиз, возвратившийся из дальних стран во Францию за наследством своего двоюродного дедушки, женился… на двоюродной бабушке, понравился публике, также как и приятная музыка молодого автора. В финале спектакля случился забавный эпизод, вызвавший оживленный смех в зале – по сцене пробежала кошка! Суеверные люди, правда, не сочли этот случай столь уж веселым. Действительность превзошла все суеверия – партитура оперы не была напечатана, а единственная рукопись сгорела во время страшного пожара Комической оперы в 1887 году…

Но прежде, чем случился этот пожар, «Опера комик» ожидали славные 70-е и 80-е годы, знаменательная и трагичная премьера великой «Кармен», блистательная «Манон» Массне, первые постановки опер Моцарта и Верди и многие другие яркие свершения.

Об этом речь впереди.

← В начало | Продолжение →

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Опера комик

Театры и фестивали

Белая дама, Дочь полка

Произведения

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ