Три века «Опера комик» (окончание)

Евгений Цодоков
Главный редактор
Интересный художественный факт имел место на повторном спектакле «Князя Игоря». Как пишут те же «Последние новости»: «Желая показать публике в этом сезоне Шаляпина в роли хана Кончака дирекция «Опера комик» обратилась к артисту с просьбой выступить на последнем представлении «Князя Игоря» 1 июня сразу в двух ролях – князя Галицкого и хана Кончака. Шаляпин согласился на это». А уже 3 июня Шаляпин спел в «Моцарте и Сальери» с Георгием Поземковским. И, наконец, 20 июня гвоздь сезона – «Борис Годунов». Премьера этой постановки состоялась годом ранее на сцене Театра Елисейских полей, где тогда выступала труппа «Русской оперы».

Последняя глава рассказа о театре «Опера комик», празднующем в нынешнем сезоне 300-летний юбилей, посвящена 20-му веку и началу 21-го. Все эти годы театр провел в здании, получившем неофициальное имя «Третий Театр Фавара».

7. Двадцатый век начинается

Еще до открытия «Третьего Фавара» в начале 1898 года новым директором после смерти Карвальо был назначен Альбер Карре (1852-1938), племянник знаменитого либреттиста. 16 лет бессменно он возглавлял театр, покинув его в годы 1-й мировой войны (1914-1918) и вернувшись потом еще на 7 лет. Карре начинал с успешной карьеры артиста, потом руководил различными театральными коллективами, включая «Комедии Франсез».

Карре пригласил в качестве музыкального руководителя «Опера комик» опытного дирижера Андре Мессаже (1853-1929). Этот тандем оказался очень плодотворным. Мессаже, кстати, сам был способным композитором, еще в 1890 году он поставил здесь свою оперу «Базошь». Самой большой удачей Мессаже как композитора можно считать оперу «Мадам Хризантема» на сюжет колониального романа знаменитого писателя Пьера Лоти. Мессаже оказался первым, кто ввел в оперную практику японскую тему, оказав влияние на Пуччини и его «Мадам Баттерфляй». Но главным вкладом в историю оперного искусства стала, все же, его дирижерская деятельность, прежде всего в «Опера комик», хотя позднее он был также музыкальным руководителем в Ковент-Гардене и Гранд-Опера.

В послужном списке Мессаже несколько мировых премьер, важнейшие из которых – «Луиза» Шарпантье и «Пеллеас и Мелизанда» Дебюсси на сцене «Опера комик».

Автор «Луизы» Гюстав Шарпантье в девятнадцатилетнем возрасте приехал вместе с матерью покорять музыкальный Париж. Они поселились в районе Монмартра, который стал для них родным домом на многие десятилетия. Здесь на бульваре Рошешуар, в доме 66, где жил и работал композитор, теперь Музей старого Монмартра. Ученик Массне, он впитал все лучшее, что дала миру французская музыка, и претворил в жизнь в своем шедевре, ставшим «гимном» Парижа – Парижа простых людей и искренних чувств. «Луиза» - национальное достояние Франции, достаточно сказать, что в 1956 году состоялось ее тысячное парижское представление.

Мировая премьера «Луизы» состоялась 2 февраля 1900 года. Заглавную партию пела Марта Риотон. А спустя два с лишним месяца Риотон внезапно заболела, и ее пришлось заменить никому доселе неизвестной певицей. Это была будущая примадонна, неподражаемая Мелизанда – шотландка Мэри Гарден. История этого дебюта хорошо известна, в том числе и по воспоминаниям самой Гарден. Вот как развивались события:

Певица, которой покровительствовала знаменитая Сибил Сандерсон, состояла к тому времени на контракте в «Опера-Комик, но еще ни разу не выходила на сцену. Она истово репетировала «Луизу» (обожая эту музыку), и была даже не во втором составе, а в третьем. У Риотон появились проблемы с голосом из-за простуды. И вот, в тот знаменательный день у нее опять случилось недомогание, заболела и вторая солистка. Альбер Карре позвонил Сандерсон, у которой жила Мэри, и спросил, готова ли дебютантка подстраховать сегодня вечером Риотон. Сандерсон сначала засомневалась, но, Гарден, выхватив трубку, успела прокричать: «Да!». Вместе они помчались в театр. Спектакль уже начался. Отчаянно Риотон пыталась справиться с голосом, но тщетно. Во втором антракте в ложе, где сидели Сандерсон и Гарден, появляется администратор и приглашает певицу за кулисы, где толпилась труппа вокруг Мессаже и Карре. Все напутствуют молодую певицу. Затем объявляют замену… Дальнейшее хорошо известно. В конце 3-го акта публика неистовствует, оркестр встает по команде потрясенного дирижера. Все приветствовали рождение новой оперной звезды…

Спустя два года в 1902 году для Гарден наступил черед «Пеллеаса и Мелизанды». Надо отдать должное руководителям театра – они решились на премьеру, грозившую скандалом, ибо прекрасно понимали, что эта удивительная новая музыка на сюжет одноименной пьесы Мориса Метерлинка столь непривычна, что будет понятна только для избранных. Любопытно, что Клод Дебюсси весьма критично относился к Шарпантье, утверждая, что его музыка «для извозчиков». Однако публика считала иначе. И если Шарпантье сразу имел безоговорочный успех, то опера Дебюсси не избежала скандала, причем, не только музыкального. Первый из них возник еще во время репетиций. Планировалось участие в постановке супруги Метерлинка Жоржетты Леблан. Однако Карре, желая увеличить и без того сомнительные шансы на успех премьеры, решил пригласить на главную роль Мэри Гарден, недавно прославившуюся в «Луизе». Поначалу Дебюсси возражал, но только до той поры, пока не услыхал пения шотландки. Его восхищению не было предела, и вопрос решился сам собой. Возмущенный писатель чуть ли не с кулаками набросился на Дебюсси, угрожал дуэлью. Разумеется, позднее конфликт был исчерпан, но осадок остался…

И вот - премьера! Как и следовало ожидать – публика разделилась на два лагеря. Ропоту недоумевающего и негодующего партера противостояли восторги интеллектуалов и студенческой молодежи на галерке. Для новаторского произведения – вполне предсказуемая реакция. «Пеллеас и Мелизанда» вошла в сокровищницу мирового оперного искусства, но так и не стала оперой для широкой публики.

С «Опера комик» связана деятельность еще одного знакового национального композитора, не столь выдающегося, как Дебюсси или Шарпантье, но очень любимого французами. Это Рейнальдо Ан. Он прославился своим прекрасными мелодиями, популярными песнями, опереттами. Его наиболее известное творение – оперетта «Сибулетта» («Луковка») продолжает оставаться невероятно популярной до сих пор. Для «Опера комик» он создал несколько опер, в том числе лучшую из них – «Кармелитка» (1902).

8. Конец независимости

Надо признать, что героическая эпоха в истории «Опера комик» постепенно заканчивалась. Среди последних мировых премьер периода до 1939 года, оставивших след в истории оперного искусства, можно отметить оперы «Ариана, или синяя Борода» Поля Дюка (1907), «Макбет» Эрнеста Блоха (1910) и «Испанский час» Равеля» (1911). Конечно, Карре, и следом за ним другие директора стремились ко все большему расширению репертуара Комической оперы. Но выдающиеся работы стали редкостью. К тому же в начале 20-го века репертуар театра пополнился балетными спектаклями. В 18-м веке в театре существовала балетная труппа, здесь, как мы помним по первой части нашего повествования, блистала супруга Фавара. Но затем опера полностью поглотила балетное искусство. За весь 19-й век в театре были поставлены всего два балетных спектакля – в 1834 и 1863 гг. И вот в 20-м веке балет берет реванш. Постепенно он занял равное, если не большее место в репертуаре театра. Но балетная тема выходит за рамки нашего повествования.

Всего же спектаклей до 1939 года, которые стоит упомянуть, не так и много – «Тоска» (1903), «Альцеста» Глюка с Фелией Литвин (1904), «Мадам Баттерфляй» (1906), первое обращение театра к Вагнеру – «Тристан и Изольда» (1925), «Воскресение» Альфано все с той же Мэри Гарден (1927), две блистательные россиниевские постановки с участием непревзойденной Кончиты Супервиа и Дино Борджоли – «Золушка» и «Итальянка в Алжире» Россини (1933), «Коронация Поппеи» Монтеверди (1937).

В 1935 году здесь был поставлен «Дон Кихот» Массне с участием Федора Шаляпина. Это событие нашло отражение в парижской русской эмигрантской газете «Последние новости»: «Первый спектакль «Дон Кихота» в «Опера комик» с участием Шаляпина собрал полный зал и прошел с выдающимся успехом. В антракте состоялось освящение бюста Массне. Небольшую речь на французском языке произнес Шаляпин». Федор Иванович уже не в первый раз появлялся на сцене «Опера комик» - об этом речь впереди.

Мы подошли к важнейшей теме – русские оперы в «Опера комик». Их сравнительно немного. Но они были. Первой стала «Снегурочка» Римского-Корсакова в 1908 году. В 1930 здесь исполнялась «Хованщина» Мусоргского, в 1935 «Сказание о невидимом Граде Китеже» Римского-Корсакова.

Особое место занимает 1932 год, когда в рамках антрепризы «Русская опера в Париже» А. Церетели и В. де Базиля на сцене «Опера комик» с огромным успехом были даны три русские оперы. Открытие очередного сезона «Русской оперы» состоялось 23 мая 1932 года. Под управлением дирижера М.Штеймана состоялась премьера «Князя Игоря» в постановке режиссера А.Улуханова и балетмейстера Б.Нижинской. В партии Галицкого триумфально выступил Федор Шаляпин, которому пришлось бисировать знаменитую песню «Только б мне дождаться чести». Интересный художественный факт имел место на повторном спектакле «Князя Игоря». Как пишут те же «Последние новости»: «Желая показать публике в этом сезоне Шаляпина в роли хана Кончака дирекция «Опера комик» обратилась к артисту с просьбой выступить на последнем представлении «Князя Игоря» 1 июня сразу в двух ролях – князя Галицкого и хана Кончака. Шаляпин согласился на это». А уже 3 июня Шаляпин спел в «Моцарте и Сальери» с Георгием Поземковским. И, наконец, 20 июня гвоздь сезона – «Борис Годунов». Премьера этой постановки состоялась годом ранее на сцене Театра Елисейских полей, где тогда выступала труппа «Русской оперы». Среди участников нынешнего спектакля созвездие блестящих русских имен – Шаляпин (Борис), Е.Садовень (Марина), К.Кайданов (Пимен), Г. Поземковский (Шуйский), М.Давыдова (Федор и Хозяйка корчмы) и др.

* * *

Великая депрессия 30-х годов не могла не затронуть театральную жизнь, тем более оперную. Повсеместно сокращались государственные ассигнования на культуру. Даже такой монстр, как нью-йоркский театр Метрополитен был вынужден пойти на сокращение своих расходов и уменьшить гонорары звездам, некоторые из которых, например, Беньямино Джильи, из-за этого покинули Нью-Йорк. Франция не стала исключением. «Опера комик» испытывала финансовые трудности вплоть до угрозы банкротства, стало появляться меньше новых спектаклей. Достаточно сказать, что в 1939 году театр выпустил всего одну премьеру – «Аромат ночи» Анри Иршмана, когда-то известного и ставившегося даже в России, но нынче забытого композитора.

И вот, в том же 1939 году было принято решение организационно присоединить «Опера комик» к Парижской опере. А зал «Опера комик» стал использоваться как филиал главной французской сцены. Это не означает, что в стенах Комической оперы перестали появляться интересные спектакли, но художественная политика театра уже перестала быть самостоятельной. Последним независимым директором Комической оперы стал композитор Антуан Мариотт, известный своей оперой «Саломея» по Оскару Уайльду, которая, правда, не выдержала конкуренции с аналогичным опусом Рихарда Штрауса.

9. Межвременье и новое возрождение

В период с 1939 по 1989 годы Комическая опера как независимый театр не существовала. Правда, это вопрос, скорее, юридический и организационный. Ибо театральная жизнь здесь не замирала. Эти полвека можно разделить на два периода – до 1972 года и после. 1972 год является рубежным – 30 апреля театр окончательно закрывают, а труппу расформировывают. «Опера комик» прекращает свою деятельность… чтобы возродится спустя 28 лет. Как тут не вспомнить старые времена 18-го века, когда театр многократно закрывался и возрождался.

Кратко расскажем, какие художественные свершения происходили в театре с 1939 по 1972 годы. Во время немецкой оккупации (1940-1944) филиал Парижской оперы продолжал работать и выпускать спектакли*. Лучшим среди них, бесспорно, может считаться «Ариадна на Наксосе» Рихарда Штрауса, в которой блистали знаменитые французские певицы Жанин Мишо и Жермен Любен.

Первой громкой послевоенной мировой премьерой стала опера «Груди Терезия» Франсиса Пуленка, состоявшаяся 3 июня 1947 года. В ней во всем блеске предстала перед французской публикой бывшая артистка и певичка «Фоли-Бержер» Дениз Дюваль, лишь недавно вступившая на оперную стезю. Пуленк увидел ее впервые в том же году в «Тоске» на сцене «Опера-комик» и был сражен наповал. Отныне она стала его музой. Лучшим свершением в карьере Дюваль можно считать участие в моноопере «Человеческий голос», триумфальная премьера которой прошла здесь же 6 февраля 1959 года.

Крупным достижением стала постановка оперы Стравинского «Похождения повесы» в 1953 году, которая появилась здесь спустя два года после венецианской мировой премьеры. В главных ролях выступили выдающийся французский тенор Леопольд Симоно и Жанин Мишо.

В 1955 на сцене «Опера комик» впервые была поставлена опера Чайковского «Евгений Онегин». Музыка Чайковского и ранее неоднократно звучала в этих стенах, но исключительно в балетных спектаклях. Вот ряд других успешных постановок этих лет: «Последний дикарь» Менотти (1963, мировая премьера), «Беатриче и Бенедикт» Берлиоза (1966), «Поругание Лукреции» Бриттена (1971). Не остался театр в стороне и от авангардной музыки. В 1968 увидела свет опера «Ожидание» Шенберга, в 1969 – «Лулу» Берга. В репертуаре были в этот период также оперы Яначека, Хиндемита, Берио и др.

Среди дирижеров, деятельность которых была в разные периоды 20-го века связана с «Опера комик», такие знаменитые мастера, как Роже Дезормьер, Андре Клюитенс.

С 1973 по 1989 годы в здании в здании Комической оперы под эгидой Парижской оперы располагалась Оперная студия (Opera studio de Paris). Здесь стажировалась и работала молодежь – певцы, дирижеры, режиссеры, исполнялась современная музыка, ставились экспериментальные постановки. Так, например, в 1986 году французский режиссер Жан-Клод Фаль поставил на этой сцене оперу Эдисона Денисова «Пена дней» по роману Бориса Виана.

Учитывая рост интереса к барочному репертуару, в стенах Театра Фавара стали практиковать постановку старинных опер, благо интерьер театра очень способствовал этому начинанию. 16 января 1987 года здесь состоялась одна из самых громких премьер того времени – историческое возрождение оперы «Атис» Люлли ансамблем «Цветущие искусства» под управлением Уильяма Кристи – копродукция Парижской оперы, флорентийского Театра Комунале и Оперы Монпелье. Любопытно, что во всех публикациях местом постановки указана «Опера комик», а не Парижская опера – французы, пускай неофициально, но никогда не переставали называть эту театральную сцену ее историческим именем.

В 1989 году, как известно, состоялось открытие Опера Бастиль (Opéra Bastille). Это событие имело судьбоносное значение не только для французского оперного искусства, но и для «Опера комик», ибо в 1990 году ей – одной из старейших парижских театральных сцен – после открытия второй сцены Парижской оперы возвращают жизнь, более того – дают автономию. Отныне и до сегодняшнего дня уже никаких организационных реформ с театром не происходит. Он вновь занимает самостоятельное и достойное место во французском культурном ландшафте. С 2005 года в театре – замечательном архитектурном памятнике Belle Époque – проводились реставрационные работы. Среди его директоров известные театральные деятели Франции – Тьерри Фуке, Жером Савари, а с 2007 года Жером Дешам.

Свою миссию театр видит в пропаганде национального французского репертуара 18-19 веков, а также барочной оперы и современного искусства. Достаточно взглянуть на репертуар последнего десятилетия, чтобы убедиться, что театр следует по намеченному им пути. За эти годы здесь увидели свет французские произведения: «Кадм и Гермиона» Люлли, «Давид и Ионафан» М.-А.Шарпантье, опера-балет «Платея» Рамо, «Цампа» Герольда, «Фра-Дьяволо» Обера, «Миньон» Тома, «Беатриче и Бенедикт» Берлиоза, «Золушка» Массне, «Пеллеас и Мельзанда» Дебюсси, «Сибулетта» Ана и многие другие. В числе опер мирового репертуара – «Дидона и Эней» Перселла, «Альберт Херринг» Бриттена, «Обручение в монастыре» Прокофьева, «Написано на коже» Бенджамина. Из премьер нынешнего сезона большой интерес вызывают «Луг писцов» Герольда, «Венецианские празднества» Кампры.

В настоящее время «Опера комик» занимает свою достойную нишу в оперном искусстве Франции, у него есть свой репертуар, свой зритель. Администрация театра с оптимизмом смотрит в будущее.

Примечание:

* Надо сказать, что парижская художественная жизнь оккупационного периода не затихала и была довольно разнообразной. Кто-то может удивиться, но в Париже в эти годы существовала даже Русская опера, руководимая председателем «Русского музыкального общества за границей» Ниной Алексинской. Несколько спектаклей этой труппы – «Пиковую даму» и «Евгения Онегина» Чайковского, «Женитьбу» Мусоргского – поставил знаменитый русский художник Юрий Анненков. О своей работе в Русской опере он упоминает в мемуарах «Дневник моих встреч», опубликованных в 1966 году в Нью-Йорке и переизданных в нашей стране в 1991 году.

← В начало

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Опера комик

Театры и фестивали

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ